Все родители мечтают дать своему ребенку самое лучшее образование, ведь нам, взрослым, известно, что востребованная профессия и безбедное существование без качественных знаний невозможны. Но как объяснить это детям? Что делать, если малыш не хочет учиться? Как вести себя? Настаивать, поучать, наказывать? Какое поведение будет правильным, а главное, как выстроить эффективную мотивацию к учебе, чтобы не нарушить детскую психику и добиться хороших результатов? Эта тема волнует многих, поэтому мы собрали для вас советы психологов о том, как заинтересовать школьника учебой.
Для начала стоит присмотреться к сыну или дочери и поговорить начистоту, чтобы понять: а в чем же причина отсутствия интереса к знаниям, множества двоек в дневнике или отчаянного нежелания идти в школу? Зная корень проблемы, намного легче бороться с ней самой.
Причинами нежелания учиться могут быть:
Завышенные требования в школе. Некоторые сильные гимназии/лицеи зачастую предъявляют к своим ученикам серьезные требования, не все ученики могут быть к ним готовы. Чтобы хорошо учиться в таком образовательном заведении, детям понадобится помощь родителей и/или репетитора.
Стресс или психологическая травма могут стать причиной неуспеваемости. Маленькие дети по сути своей проявляют любопытство к окружающему миру и знаниям, но какое-то психологически сложное событие (развод мамы и папы, смерть кого-то из близких, конфликт в классе) может выключить интерес к учебе.
Страх перед учителем. Некомпетентные педагоги могут выказывать по отношению к ученикам неуважение, повышать голос, награждать обидными эпитетами – «неуч», «неумеха», «оболтус». Нужно понимать, что страх негативно влияет на маленького человека точно так же, как и на взрослого, то есть хорошо делать любую работу, если боишься преподавателя/начальника/руководителя, – невозможно. В такой ситуации родителям следует вмешаться и поговорить с учителем.
Противоречие давлению. Если родители настаивают и заставляют малыша учить уроки, то, так уж устроена человеческая психика, у него возникнет желание сопротивляться и отстаивать свою свободу.
Постоянная критика со стороны родителей тоже может стать антимотивационным фактором. Ведь какая разница, получишь ты отличную оценку или плохую, если похвалы от близких не дождешься?
Повышенный контроль. Если родители делают уроки за свое чадо и постоянно контролируют каждый его шаг – это тоже не пойдет на пользу, ребенку просто незачем будет трудиться самому.
Элементарная усталость может свести учебу на нет. Необходимо помнить, что после школьных уроков малышу нужен двухчасовой отдых, время, в которое он может заняться каким-то своим любимым делом.
Комплекс неполноценности. Некоторые дети имеют нестандартную внешность или необычные черты характера, из-за чего могут быть подвергнуты насмешкам сверстников. А следствием такой ситуации будут настоящие страдания, замкнутость и боязнь отвечать у доски.
Даже в начальной школе малыш может попасть в плохую компанию и поддаться ее влиянию. Если неблагополучные приятели не желают учиться – ваш ребенок может копировать их поведение.
Синдром гиперактивности способен стать причиной низкой успеваемости. Неусидчивые, плохо управляемые и излишне энергичные дети нуждаются в консультации психолога. Одним из способов направить активность в нужное русло – отдать такого малыша в спортивную секцию.
Зависимость от компьютерных игр также может стать причиной того, что интерес к школе пропадет. Зависимый ребенок желает только одного – побыстрее вернуться домой, чтобы вновь включить компьютер и бороться с космическими монстрами.
Ответ тут будет однозначным – нет. Насильно заставить испытывать интерес – невозможно. Ни крики, ни скандалы, ни наказания не помогут решить эту проблему, а сделают только хуже. Ребенок воспримет принуждение как лишение своей свободы, озлобится, потеряет ощущение родительской поддержки, и неизвестно, как это все может отразиться на детской психике.
Внушать малышу истину, что если он не будет хорошо учиться, то во взрослом возрасте не найдет хорошую работу, тоже бессмысленно. До подросткового возраста дети еще не в состоянии выстроить такую логическую цепочку.
Остается искать подходы, чтобы правильно выбрать мотивацию и привить неподдельное стремление и любовь к знаниям. А для этого нужно не заставлять, а помогать. Рассказываем, как это сделать.
Во-первых, хвалите ребенка за любые успехи и старания. Даже если результаты еще недостаточно хороши, его все равно нужно поддержать за приложенные усилия.
Помните: на ошибках учатся, поэтому ругать за промахи не нужно. Лучше наберитесь терпения и подумайте вместе – из-за чего он ошибается, и как этого избежать или минимизировать.
Не нужно дарить ребенку подарки за учебу. Подарок или деньги – это, лишь на первый взгляд, мощный стимул, на самом деле имеющий двойное дно – ваше чадо со временем начнет требовать такие поощрения, а без них интерес к учебе у него просто иссякнет. Получение знаний должно восприниматься детьми как ежедневная обязанность, нужная и интересная.
Объясните на примерах, для чего малышу нужно учиться. Часто дети не видят цели и воспринимают школьные уроки и домашние задания как помеху своим увлекательным играм.
Чередуйте уроки и отдых, не допускайте переутомления.
Не требуйте невозможного от своих детей. Вполне естественно, что какие-то предметы будут даваться ему легче, а какие-то – вызывать трудности и потребуют больших затрат как времени, так и сил.
Если вы чувствуете, что малышу нужна дополнительная помощь по какому-то предмету – наймите репетитора.
По возможности сами пройдите программу обучения на педагога-психолога. Мотивация – вещь тонкая, требующая хороших знаний психологии и педагогики. Обучение на курсах даст вам реальную возможность на профессиональном уровне помочь своим (и другим) детям в раскрытии потенциала и развитии личности.
Следите вместе с ребенком за положительной динамикой. Можно вести дневник его успехов, чтобы он наглядно видел, что его усилия не проходят даром.
Быть примером для своих детей тоже важно! Если вы смотрите сериал, а ребенка заставляете корпеть над тетрадками, то вряд ли он почувствует интерес к учебе. Дети всегда копируют своих родителей и перенимают их интересы и поведение.
Всегда поддерживайте вашего юного «Знайку». Если ему предстоит сложная контрольная работа или зачет, не забывайте сказать, что верите в него и в его успех. Даже если малыш в итоге принес плохую оценку – успокойте его, скажите, что в следующий раз непременно все получится намного лучше.
Старайтесь всегда быть на стороне своего сына или дочки. Это не значит, что нужно чернить учителя или ровесников в глазах ребенка. Но нужно подумать и спросить напрямую, что именно мешает ему учиться и чем конкретно вы можете помочь. Ребенок должен знать, что вы всегда стоите на страже его интересов.
Всегда объясняйте ребенку, почему вы хотите, чтобы он занимался. «Потому что я так сказал!» – не является обоснованным требованием.
Вызывайте интерес. Родители не должны оставаться в стороне от образовательного процесса. Нужно понимать, что у педагога в классе ваш ребенок не один. Подключайтесь к занятиям, поищите интересные образовательные фильмы по теме, которую изучает в данное время ваш малыш, посмотрите их вместе.
Плохие оценки воспринимаются как тотальная неудача и могут нанести психологическую травму ребенку. Объясните, что для вас его оценки не имеют первостепенного значения, вы все равно любите его таким, каков он есть. И двойка в дневнике – это не значит, что он плохой, а значит лишь, что с этой темой нужно разобраться и поработать, тогда можно получить хорошую оценку.
Дорогие родители! Нужно понимать, что если вы хотите, чтобы ваш малыш стал успешным во взрослой жизни, стараться придется, в первую очередь, вам самим. Помните, что важно вызвать искренний интерес у ребенка, показать ему реальные плюсы от знаний.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных