АВА-терапия – что это такое?

Методы АВА-терапии


АВА-терапия (в оригинале Applied Behavior Analysis) прикладной анализ поведения – это обширная методика, которую используют в работе с детьми, у которых есть расстройства аутистического спектра (РАС). Этот метод уже подтвердил свою эффективность. 

К сожалению, полностью от аутизма избавиться нельзя. Это не болезнь, которой можно заразиться и от которой можно вылечиться. Но всегда можно скорректировать нарушения, которые вызывает аутизм, для того, чтобы социализировать ребенка, дать ему возможность получить образование и профессию, обрести самостоятельность и облегчить жизнь его родителям. 

В статье мы подробно поговорим о АВА-терапии, эффективности, популярности этого метода, а также о востребованности специалистов в этой области.


История появления АВА-терапии


Методы АВА-терапии


История терапии неразрывно связана с историей изучения аутизма. Про аутизм впервые заговорили в 1943 году, когда в Балтиморе (США) психиатр Лео Каннер впервые описал случаи, похожие на аутизм, у 11 детей. Непонятное нарушение развития считалось тогда достаточно редким и непризнанным мировой медициной. 

Уже в XXI веке представление об аутизме существенно меняется. Аутизм представляет большой интерес для тех, кто занимается исследованиями в области медицины, психологов, нейропсихологов и др. АВА-терапия – достаточно молодая наука. Большинство считает, что прикладной анализ выделился из большой области поведенческого анализа в 1968 году. Корни прикладного анализа уходят в работы Фредерика Скиннера и его коллег. 

1968 год отмечают два важных события. Во-первых, был опубликован первый номер журнала прикладного анализа поведения. Это главный журнал, посвященный научным исследованиям в этой области. Во-вторых, в тот же год Фредерик Скиннер написал книгу «Технология обучения», где он описывает свои идеи, как можно использовать принципы и стратегии, полученные через экспериментальный анализ поведения, чтобы усовершенствовать эффективность и структуру обучения. 

Наука о понимании того, как работает поведение и как его можно изменить в практических условиях, сильно развилась с тех пор, как были опубликованы работы Скиннера, но информация, которая была представлена в книге Скиннера и журнале, до сих пор остается актуальной. 

В 1993 году, общественность и особенно родители впервые узнали о таком подходе, как АВА-терапия, его возможности качественно улучшить жизнь детей с аутизмом. В этом же году, мать двоих детей с аутизмом, Кэтрин Морис написала книгу «Услышать голос твой». В этой книге Кэтрин описывает свой опыт воспитания сначала одного, а затем и второго ребенка с аутизмом. Она рассказала о своих (и своего мужа) отчаянных попытках помочь своим детям. В своей работе с детьми Кэтрин применяла техники прикладного анализа поведения. У детей отмечался существенный прогресс и когда они пошли в школу, их уже не диагностировали как детей с особыми потребностями, нуждающимися в специальном образовании из-за аутизма. Книга Кэтрин привлекла большое внимание к АВА-терапии. 

С тех пор специалистами со всего мира было проведено много исследований, оценивающих эффективность подхода, особенно в рамках программ интенсивного раннего вмешательства для детей от двух до пяти лет, направленных на то, чтобы дать им преимущество перед школой. Результаты этих исследований сходятся в одном – эффективные и лучшие программы помощи детям с РАС основаны на прикладном анализе поведения.


Сущность АВА-терапии и ее отличие от других методов


Методы АВА-терапии


Прикладной анализ поведения – это источник научно-обоснованных практик для образования и помощи детям с аутизмом. Это не конкретный метод обучения, это наука, которая позволяет психологам (другим специалистам и родителям) понять, как работает поведение ребенка с РАС, по каким принципам меняется. Эти принципы и знания формируют основу результативных стратегий обучения. 

Главное отличие этого вида терапии, как он определяет эффективность программ вмешательства – это и есть анализ. А точнее говоря – экспериментальный анализ. Специалисты по АВА-терапии проводят эксперименты, где контрольным фактором являются сами участники. Анализ данных – это мощный инструмент, который позволяет определить наиболее эффективные программы помощи. В целом, результаты изменений под влиянием АВА-терапии можно изобразить графически, что наглядно демонстрирует изменения в поведении, либо их отсутствие. 


Принципы АВА-терапии


Методы АВА-терапии


ABA-терапия последовательно изучила, какие изменения в поведении необходимы – чему можно учить, в каком порядке и при помощи каких методов, чтобы принести ребенку максимальную пользу. 

Когда родители выбирают, какое именно поведение менять, в приоритете, как правило, оказываются навыки коммуникации. Устная речь предпочтительнее, чтобы научить ребенка общаться и ясно выражать свои желания и проблемы. Следующими в очереди идут социальные навыки, чтобы сделать ребенка ласковым или более мягким по отношению к родителям (семье в целом) и открытым по отношению к другим детям. Опять же, эти навыки дадут ему больше контроля над социальной средой. 

Многие дети с РАС способны контролировать социальную среду, но при этом они плачут, закатывают истерику, или прерывают свою активную деятельность. Теперь же они будут управлять социальной средой, и достигать желаемого через уместное поведение. Также это хорошая возможность завести друзей. 

Третьим приоритетом являются навыки самостоятельности. Эти навыки дают ребенку возможность управлять своей физической средой. И, впоследствии, они помогут ему самостоятельно учиться, оставаться вовлеченным в задания, переходить от одного задания к другому без постоянного наблюдения со стороны взрослого. 


Методы АВА-терапии


Методы АВА-терапии


Краеугольным камнем АВА-терапии является метод дискретных проб. Он предполагает такой формат обучения, при котором педагог дает ребенку что-то, на что тот отреагирует. Например, стакан. Учитель спрашивает: что это? Ученик отвечает: стакан. Учитель хвалит ребенка – это одна проба. Есть стимул – это может быть предмет (в нашем примере это был стакан), вопрос, карточка со словом, картинка. Ученик реагирует и педагог отвечает похвалой, если ответ правильный, либо подсказывает верное направление, если ответ неверный. Подсказку можно давать прежде, чем ребенок ответит. 

Это будет безошибочным обучением, при котором ребенок сначала повторяет за учителем. Постепенно педагог снижает степень подсказок. Обучение методом дискретных проб имеет критически важное значение для интенсивного обучения детей с РАС, но это – лишь одна часть программы. 

Вторым по важности методом является функциональная оценка и функциональный анализ. Функциональная оценка проблемного поведения определяет, почему ребенок проявляет агрессию, не слушается или плохо себя ведет. Функциональный анализ поможет сформировать эффективную программу вмешательства. 

Прикладной анализ поведения – достаточно обширная область, которая включает в себя множество программ и стратегий, поэтому мы лишь перечислим основные методы и стратегии, которые входят в АВА-терапию или развились как отдельное направление на основе прикладного анализа. Сюда относятся следующие стратегии и тактики обучения – натуралистические стратегии для обучения речи и социальным навыкам, альтернативные способы общения (система коммуникаций с помощью карточек), техники для усиления активной вовлеченности ребенка, обучение самоконтролю и анализу своего поведения, положительная поддержка поведения, методы смены контроля реакции ребенка во время занятий. 


Специалист по АВА-терапии – востребованность, как им стать


Методы АВА-терапии


Ситуация со статистикой по количеству детей с РАС в России остается непростой. Это связано со множеством факторов: подчас врачи не имеют достаточно знаний о аутизме и ставят «ранний детский аутизм», хотя этот диагноз устарел. Он может осложнить жизнь родителям (хотя должен давать дополнительные возможности). 

За последние пять лет (по данным Росстата) выявляемость диагноза «расстройство аутистического спектра» выросла в 2,5 раза. Связывают это с улучшением диагностики. Как и при любом другом нарушении, главное – увидеть аутистические проявления как можно раньше. Не нужно сидеть и ждать, пока ребенок «перерастет», «походит в детский сад и подтянется за сверстниками». Время может быть упущено. 

Для всех, кому интересно это направление, но нужна профессиональная переподготовка, можем рекомендовать наш курс. Несмотря на распространенность и известность проблемы РАС, специалистов по АВА-терапии (а она считается единственной научно доказанной теорией) не хватает. Родителям иногда приходится переезжать в другой город, чтобы у их ребенка появился шанс на нормальную жизнь. Эта профессия непростая, но востребованность АВА-терапевтов зашкаливает. Выбрав эту стезю, вы поможете сотням семей, а сами никогда не останетесь без работы.

огической помощи при психологических травмах.


Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ