Буллинг, как и многие социальные явления, возник задолго до ёмкого названия – но только недавно общество единогласно решило, что с ним нужно бороться. Даже поколение наших родителей допускало такие идеи: “если травят – значит есть за что” и “пусть сам разбирается, сильнее будет”. В статье разберём, как работает буллинг, что движет его зачинщиками и как защитить ребёнка, если травля уже началась.
Буллинг, как и многие социальные явления, возник задолго до ёмкого названия – но только недавно общество единогласно решило, что с ним нужно бороться. Даже поколение наших родителей допускало такие идеи: “если травят – значит есть за что” и “пусть сам разбирается, сильнее будет”. В статье разберём, как работает буллинг, что движет его зачинщиками и как защитить ребёнка, если травля уже началась.
Порой родители ненамеренно пропускают вербальные или невербальные сигналы ребёнка о плохом отношении. Под “буллингом” они понимают едва ли не изощрённые формы пыток. Менее агрессивная коммуникация часто оправдывается: её списывают на возраст, зависть/глупость издевающихся или другие причины, которые можно простить или пропустить мимо. Хочется с начала статьи сформулировать главный принцип, чтобы вы могли своевременно или даже превентивно помочь ребёнку:
Зло должно быть названо злом.
Если коротко, буллинг – это любая форма намеренной травли одного или нескольких членой социальной группы (класс/спортивный коллектив/компания во дворе). Любое целенаправленное причинение кому-то психологического дискомфорта на постоянной основе – это форма психологического насилия, жестокая и разрушительная.
Если от ребёнка демонстративно отсаживаются в классе, устраивают истерики на тему “только не с ним” – это не “они просто завидуют твоему уму”, это буллинг.
Нелестные комментарии в соцсетях ребёнка от одноклассников , либо очное высмеивание этих самых соцсетей – это не “они просто закомплексованные”, это буллинг.
Обидное прозвище и игнорирование просьбы (порой переходящей в мольбу) прекратить – это не “в наше время у всех были клички”, это тоже форма травли и упоения чужим бессилием.
Даже если причиной насмешек и неуважительно отношения действительно выступает зависть или комплексы их инициатора – это не причина цепляться к другим людям и использовать их для самоутверждения:
Когда вместо поддержки родители говорят ребёнку, что его обидчик “просто /какой-то там/” и надо быть мудрее – они обесценивают переживания человека, смещая фокус вовне. Алгоритм действий при буллинге подразумевает, в первую очередь, принятие чувств жертвы травли, а уже потом практические рекомендации и инструктаж по остроумным ответам.
Виды буллинга
Самые распространённые формы эмоционального насилия среди детей:
– Вербальная: всё, что происходит на словах. Обзывательства, насмешки, обидные шутки и неприятные сплетни. Сюда же – сознательное игнорирование и наказание молчанием как обратная сторона вербальности.
– Физическая: всё про тело и имущество. Не обязательно рукоприкладство – дети умеют пакостить исподтишка. Случайно толкнуть в грязь, случайно пролить на вещи ребёнка что-то липкое, случайно поставить подножку – цепочка таких случайностей образует закономерность.
– Шантаж и унижение: сознательно упиваться властью. Агрессоры, выбирающие эту стратегию, манипулируют выбранной жертвой, давя на слабые места: наивного ребёнка могут регулярно заставлять делать что-то по незнанию (например, “нажми на кнопку”), а неуверенного в себе – шантажировать неудачной фотографией.
– Кибербуллинг: всё то же самое, но в интернете. Комментарии, реакции в каналах, обсуждение, сделанные без спроса фотографии (порой – довольно интимные, вроде фото из раздевалки) в общем чате и другие неприятности – младшие школьники по части фантазии сегодня даже превосходят тинейджеров.
– Отдельно важно выделить сексуализированное насилие как наиболее невидимую и нормализованную форму травли: почему-то посягательство мальчиков на границы тела девочек (что удивительно, в любой возрастной группе от 5 до 18 лет) воспринимается естественной и безобидной шуткой под соусом “ты просто ему нравишься”.
Конечно, этот пункт по большей части касается девочек – именно они с десяти лет ныряют в оверсайз, отбиваются от двусмысленных шуток и становятся темой для обсуждений на уроках физкультуры. Однако, и мальчики нехарактерной комплекции не застрахованы от странной коммуникации: полного мальчика могут пытаться ударить по попе ради смеха или ещё как-то провзаимодействовать с его габаритами.
Важно помнить: сексуализированное насилие – не про секс, а про вторжение в интимные границы без согласия.
Как понять, что ребенок подвергается травле
В идеальном мире, ребёнок приходит и говорит об этом сам – как родителю, так и классному руководителю/педагогу. В реальном же, многие стесняются, сильно запуганы или считают повод недостаточно веским для обращения за помощью, поэтому важно оставаться чутким и наблюдать, нет ли изменений относительно обычного поведения и настроения ребёнка: обычно со стороны человек может выглядеть “как обычно, только чуть грустнее”, а внутри у него мир не раз пошатнулся и ушёл из-под ног.
На что обратить внимание:
Ребёнок молчит, общается уклончиво и не готов обсуждать, как его дела в школе или на секции. Если это не в его характере – повод задуматься, что служит причиной: плохое настроение или страх.
Постоянно испорченные вещи. Если обычно аккуратный и собранный ребёнок вдруг с завидной регулярностью приходит потрёпаный и рассказывает, как облился, ударился, упал или прищемил что-то – есть большая вероятность, что ему помогают в этом и запугивают, чтобы не признавался.
Иногда всё считывается по глазам: при внешней жизнерадостности ребёнка, взгляд может быть стеклянно-пустым или очень грустным. Обычно это значит, что его что-то сильно гложет, но и делиться небезопасно.
Ребёнок не хочет в школу или на занятие. Если дочь или сын внезапно начинает избегать посещения какого-то коллектива, часто прикрывается усталостью и плохим самочувствием – самое время узнать, нет ли внутри группы конфликта или травли.
Важно помнить, что травля, запугивание и давление может принимать самые разные формы, поэтому одна из главных родительских задач – не обесценивать, когда ребёнок делится своими переживаниями о взаимодействии со сверстниками. То, что вам с высоты опыта, кажется незначительным, младшекласснику или подростку может быть очень важно и больно.
Что можно сделать родителям
Когда вы вдруг узнаёте (а иногда ещё и не из первых уст), что ваш ребёнок подвергается психологическому насилию, первая реакция – напасть в ответ. Защитить своё сокровище, отомстить, наказать – ведь с теми, кто ведёт себя как хищные звери, надо общаться соответствующе. Только на практике такой жест доброй воли может не только не помочь, но и ещё сильнее раззадорить обидчиков: единственная цель инициаторов травли – сделать жизнь жертвы максимально невыносимой, поэтому любое ваше “оружие”может быть использовано против вас, а то, что к условному Иванову “приходила мамочка”, ему будут припоминать вплоть до выпускного.
Необходимо отложить собственные эмоции и действовать в интересах ребёнка: ему – оказать безграничную поддержку и принятие, а с инициаторами и наблюдателями травли разбираться опосредованно: через учителей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д. Бывает, что дети манипулируют настолько тонко, что о проблемах не знают не только учителя-предметники, которые видят коллектив регулярно, но недолго, но даже классный руководитель, живущий в этой экосистеме много часов в неделю – поэтому и поднимать проблему нужно по нарастающей.
– Поговорить один на один с классным руководителем, рассказать бэкграунд конфликта (если он есть) и другую информацию, которой вы владеете: имена зачинщиков, конкретные козни и т.п.
– Если эмоциональное состояние ребёнка, его самочувствие или успеваемость сильно ухудшились на фоне травли и не спешат возвращаться в норму – важно найти ему чуткого и подходящего психолога, который умеем работать с последствиями буллинга и других форм давления.
Всё остальное, несмотря на значительное улучшение атмосферы и “климата” в школе за последнюю декаду, зависит не только от вас:
– В идеале, ваш учитель тоже понимает, что публичный разбор полётов с пристыжением обидчиков или какие-то меры пресечения в их адрес не решат проблему, а сделают только хуже.
– Тогда он общается тет-а-тет с вашим ребёнком, потом с его обидчиками: собирает мнения и эмоции детей, контейнирует и делится своим мнением.
– Затем – вовлекает в историю социального педагога школы и школьного психолога, которые также общаются с детьми: жертве оказывают поддержку и сочувствие, помогают вернуть уверенность в себе, а зачинщикам травли рассказывают о возможных последствиях для того, на кого она направлена.
– Счастливый финал: тот, кого травили, наконец может выдохнуть. Даже если не случилось волшебного примирения с извинениями, агрессоры действительно осознали, что перегнули и так вести коммуникацию нельзя, даже если человек очень сильно не нравится: инициаторы буллинга тоже были услышаны и получили психологическую помощь и советы по проживанию своих “неудобных” чувств более безопасно для окружающих.
В реальности же бывает разное. Правда такова, что иногда не только дети, но и их родители, и педсостав учреждения настолько лишены эмпатии и гибкости мышления, что проще сменить школу и начать новую главу в жизни.
Алгоритм помощи ребенку
Первостепенная задача родителей – создать для ребёнка безопасное пространство и оказать моральную поддержку в необходимом объёме. Это может быть активное слушание, много тактильного контакта, обращение к специалисту за психологической помощью и другие вещи, которые помогут именно вашему ребёнку понять и почувствовать, что с ним всё в порядке и он не заслужил такого отношения, каким бы ни был: жертва никогда не виновата в насилии.
В прошлом разделе описан идеальный алгоритм действий при буллинге: могут меняться декорации и персонажи (например, если изводят ребёнка не в школе, а в группе по плаванию) или последовательность коммуникации (например, добавится общение с родителями задир), но главный принцип – действовать в интересах ребёнка и привлекать как можно ресурсов для создания безопасной среды.
Алгоритм действий социального педагога
Алгоритм действий социального педагога при выявлении буллинга включает несколько ключевых шагов: наблюдение и сбор информации, беседы с пострадавшим, агрессором и свидетелями, взаимодействие с педагогами и родителями, разработку мер поддержки для жертвы и профилактическую работу с коллективом. Важно не только пресечь травлю, но и создать безопасную среду, где каждый ученик чувствует себя защищённым.
Профилактика буллинга
Часто родители пытаются обезопасить ребёнка от возможной травли, подгоняя под какие-то усреднённые стандарты. которые кажутся им актуальными: адаптируют необычное имя под привычную уху форму, не разрешают красить волосы или в срочном порядке корректируют дефекты речи. Однако, если детям нужен повод для бойкота – они без труда его сгенерируют: вместо зелёных волос поводом для насмешек станет форма носа, фасон брюк или рисунок на пенале.
Профилактировать буллинг и жестокость нужно в первую очередь внутри коллектива: разборки и ссоры между детьми – это часть взросления, но чётко обозначить границы допустимого должна среда целиком, а не отдельно взятая единица общества в лице ребёнка, который пытается противостоять большинству:
- Учитель или соцпедагог может на близких детям примерах из жизни рассказывать о принципах здоровой коммуникации (например, разбирать на классных часах примеры из кино, мультфильмов или даже видео в соцсетях);
– Родители всех детей класса вовлечены в их воспитание и периодически напоминают, что жестокость недопустима;
– Через профилактическое общение с психологом ВСЕ дети учатся чётче идентифицировать свои чувства (зависть, злость, непонимание и т.п.) и приходят к ряду осознаний, одно из которых выглядит примерно так:
Нормально, что мне кто-то не нравится, но это не должно становиться проблемой этого человека: я могу просто минимизировать контакт и не общаться сверх необходимого, а не втягивать других в свою бурю эмоций.
Где научиться работе с буллингом
Как детские и школьные психологи, так и родители должны знать о буллинге несколько больше, чем хотелось бы: никто не застрахован от столкновения с этим явлением лицом к лицу. Чтобы глубже разобраться в причинах буллинга, его участниках, структуре конфликта и способах прекращения травли, приглашаем на онлайн-программу от ЦАППКК, посвященную буллингу детском и подростковом коллективе.
Буллинг, как и многие социальные явления, возник задолго до ёмкого названия – но только недавно общество единогласно решило, что с ним нужно бороться. Даже поколение наших родителей допускало такие идеи: “если травят – значит есть за что” и “пусть сам разбирается, сильнее будет”. В статье разберём, как работает буллинг, что движет его зачинщиками и как защитить ребёнка, если травля уже началась.
Порой родители ненамеренно пропускают вербальные или невербальные сигналы ребёнка о плохом отношении. Под “буллингом” они понимают едва ли не изощрённые формы пыток. Менее агрессивная коммуникация часто оправдывается: её списывают на возраст, зависть/глупость издевающихся или другие причины, которые можно простить или пропустить мимо. Хочется с начала статьи сформулировать главный принцип, чтобы вы могли своевременно или даже превентивно помочь ребёнку:
Зло должно быть названо злом.
Если коротко, буллинг – это любая форма намеренной травли одного или нескольких членой социальной группы (класс/спортивный коллектив/компания во дворе). Любое целенаправленное причинение кому-то психологического дискомфорта на постоянной основе – это форма психологического насилия, жестокая и разрушительная.
Если от ребёнка демонстративно отсаживаются в классе, устраивают истерики на тему “только не с ним” – это не “они просто завидуют твоему уму”, это буллинг.
Нелестные комментарии в соцсетях ребёнка от одноклассников , либо очное высмеивание этих самых соцсетей – это не “они просто закомплексованные”, это буллинг.
Обидное прозвище и игнорирование просьбы (порой переходящей в мольбу) прекратить – это не “в наше время у всех были клички”, это тоже форма травли и упоения чужим бессилием.
Даже если причиной насмешек и неуважительно отношения действительно выступает зависть или комплексы их инициатора – это не причина цепляться к другим людям и использовать их для самоутверждения:
Когда вместо поддержки родители говорят ребёнку, что его обидчик “просто /какой-то там/” и надо быть мудрее – они обесценивают переживания человека, смещая фокус вовне. Алгоритм действий при буллинге подразумевает, в первую очередь, принятие чувств жертвы травли, а уже потом практические рекомендации и инструктаж по остроумным ответам.
Виды буллинга
Самые распространённые формы эмоционального насилия среди детей:
– Вербальная: всё, что происходит на словах. Обзывательства, насмешки, обидные шутки и неприятные сплетни. Сюда же – сознательное игнорирование и наказание молчанием как обратная сторона вербальности.
– Физическая: всё про тело и имущество. Не обязательно рукоприкладство – дети умеют пакостить исподтишка. Случайно толкнуть в грязь, случайно пролить на вещи ребёнка что-то липкое, случайно поставить подножку – цепочка таких случайностей образует закономерность.
– Шантаж и унижение: сознательно упиваться властью. Агрессоры, выбирающие эту стратегию, манипулируют выбранной жертвой, давя на слабые места: наивного ребёнка могут регулярно заставлять делать что-то по незнанию (например, “нажми на кнопку”), а неуверенного в себе – шантажировать неудачной фотографией.
– Кибербуллинг: всё то же самое, но в интернете. Комментарии, реакции в каналах, обсуждение, сделанные без спроса фотографии (порой – довольно интимные, вроде фото из раздевалки) в общем чате и другие неприятности – младшие школьники по части фантазии сегодня даже превосходят тинейджеров.
– Отдельно важно выделить сексуализированное насилие как наиболее невидимую и нормализованную форму травли: почему-то посягательство мальчиков на границы тела девочек (что удивительно, в любой возрастной группе от 5 до 18 лет) воспринимается естественной и безобидной шуткой под соусом “ты просто ему нравишься”.
Конечно, этот пункт по большей части касается девочек – именно они с десяти лет ныряют в оверсайз, отбиваются от двусмысленных шуток и становятся темой для обсуждений на уроках физкультуры. Однако, и мальчики нехарактерной комплекции не застрахованы от странной коммуникации: полного мальчика могут пытаться ударить по попе ради смеха или ещё как-то провзаимодействовать с его габаритами.
Важно помнить: сексуализированное насилие – не про секс, а про вторжение в интимные границы без согласия.
Как понять, что ребенок подвергается травле
В идеальном мире, ребёнок приходит и говорит об этом сам – как родителю, так и классному руководителю/педагогу. В реальном же, многие стесняются, сильно запуганы или считают повод недостаточно веским для обращения за помощью, поэтому важно оставаться чутким и наблюдать, нет ли изменений относительно обычного поведения и настроения ребёнка: обычно со стороны человек может выглядеть “как обычно, только чуть грустнее”, а внутри у него мир не раз пошатнулся и ушёл из-под ног.
На что обратить внимание:
Ребёнок молчит, общается уклончиво и не готов обсуждать, как его дела в школе или на секции. Если это не в его характере – повод задуматься, что служит причиной: плохое настроение или страх.
Постоянно испорченные вещи. Если обычно аккуратный и собранный ребёнок вдруг с завидной регулярностью приходит потрёпаный и рассказывает, как облился, ударился, упал или прищемил что-то – есть большая вероятность, что ему помогают в этом и запугивают, чтобы не признавался.
Иногда всё считывается по глазам: при внешней жизнерадостности ребёнка, взгляд может быть стеклянно-пустым или очень грустным. Обычно это значит, что его что-то сильно гложет, но и делиться небезопасно.
Ребёнок не хочет в школу или на занятие. Если дочь или сын внезапно начинает избегать посещения какого-то коллектива, часто прикрывается усталостью и плохим самочувствием – самое время узнать, нет ли внутри группы конфликта или травли.
Важно помнить, что травля, запугивание и давление может принимать самые разные формы, поэтому одна из главных родительских задач – не обесценивать, когда ребёнок делится своими переживаниями о взаимодействии со сверстниками. То, что вам с высоты опыта, кажется незначительным, младшекласснику или подростку может быть очень важно и больно.
Что можно сделать родителям
Когда вы вдруг узнаёте (а иногда ещё и не из первых уст), что ваш ребёнок подвергается психологическому насилию, первая реакция – напасть в ответ. Защитить своё сокровище, отомстить, наказать – ведь с теми, кто ведёт себя как хищные звери, надо общаться соответствующе. Только на практике такой жест доброй воли может не только не помочь, но и ещё сильнее раззадорить обидчиков: единственная цель инициаторов травли – сделать жизнь жертвы максимально невыносимой, поэтому любое ваше “оружие”может быть использовано против вас, а то, что к условному Иванову “приходила мамочка”, ему будут припоминать вплоть до выпускного.
Необходимо отложить собственные эмоции и действовать в интересах ребёнка: ему – оказать безграничную поддержку и принятие, а с инициаторами и наблюдателями травли разбираться опосредованно: через учителей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д. Бывает, что дети манипулируют настолько тонко, что о проблемах не знают не только учителя-предметники, которые видят коллектив регулярно, но недолго, но даже классный руководитель, живущий в этой экосистеме много часов в неделю – поэтому и поднимать проблему нужно по нарастающей.
– Поговорить один на один с классным руководителем, рассказать бэкграунд конфликта (если он есть) и другую информацию, которой вы владеете: имена зачинщиков, конкретные козни и т.п.
– Если эмоциональное состояние ребёнка, его самочувствие или успеваемость сильно ухудшились на фоне травли и не спешат возвращаться в норму – важно найти ему чуткого и подходящего психолога, который умеем работать с последствиями буллинга и других форм давления.
Всё остальное, несмотря на значительное улучшение атмосферы и “климата” в школе за последнюю декаду, зависит не только от вас:
– В идеале, ваш учитель тоже понимает, что публичный разбор полётов с пристыжением обидчиков или какие-то меры пресечения в их адрес не решат проблему, а сделают только хуже.
– Тогда он общается тет-а-тет с вашим ребёнком, потом с его обидчиками: собирает мнения и эмоции детей, контейнирует и делится своим мнением.
– Затем – вовлекает в историю социального педагога школы и школьного психолога, которые также общаются с детьми: жертве оказывают поддержку и сочувствие, помогают вернуть уверенность в себе, а зачинщикам травли рассказывают о возможных последствиях для того, на кого она направлена.
– Счастливый финал: тот, кого травили, наконец может выдохнуть. Даже если не случилось волшебного примирения с извинениями, агрессоры действительно осознали, что перегнули и так вести коммуникацию нельзя, даже если человек очень сильно не нравится: инициаторы буллинга тоже были услышаны и получили психологическую помощь и советы по проживанию своих “неудобных” чувств более безопасно для окружающих.
В реальности же бывает разное. Правда такова, что иногда не только дети, но и их родители, и педсостав учреждения настолько лишены эмпатии и гибкости мышления, что проще сменить школу и начать новую главу в жизни.
Алгоритм помощи ребенку
Первостепенная задача родителей – создать для ребёнка безопасное пространство и оказать моральную поддержку в необходимом объёме. Это может быть активное слушание, много тактильного контакта, обращение к специалисту за психологической помощью и другие вещи, которые помогут именно вашему ребёнку понять и почувствовать, что с ним всё в порядке и он не заслужил такого отношения, каким бы ни был: жертва никогда не виновата в насилии.
В прошлом разделе описан идеальный алгоритм действий при буллинге: могут меняться декорации и персонажи (например, если изводят ребёнка не в школе, а в группе по плаванию) или последовательность коммуникации (например, добавится общение с родителями задир), но главный принцип – действовать в интересах ребёнка и привлекать как можно ресурсов для создания безопасной среды.
Алгоритм действий социального педагога
Алгоритм действий социального педагога при выявлении буллинга включает несколько ключевых шагов: наблюдение и сбор информации, беседы с пострадавшим, агрессором и свидетелями, взаимодействие с педагогами и родителями, разработку мер поддержки для жертвы и профилактическую работу с коллективом. Важно не только пресечь травлю, но и создать безопасную среду, где каждый ученик чувствует себя защищённым.
Профилактика буллинга
Часто родители пытаются обезопасить ребёнка от возможной травли, подгоняя под какие-то усреднённые стандарты. которые кажутся им актуальными: адаптируют необычное имя под привычную уху форму, не разрешают красить волосы или в срочном порядке корректируют дефекты речи. Однако, если детям нужен повод для бойкота – они без труда его сгенерируют: вместо зелёных волос поводом для насмешек станет форма носа, фасон брюк или рисунок на пенале.
Профилактировать буллинг и жестокость нужно в первую очередь внутри коллектива: разборки и ссоры между детьми – это часть взросления, но чётко обозначить границы допустимого должна среда целиком, а не отдельно взятая единица общества в лице ребёнка, который пытается противостоять большинству:
- Учитель или соцпедагог может на близких детям примерах из жизни рассказывать о принципах здоровой коммуникации (например, разбирать на классных часах примеры из кино, мультфильмов или даже видео в соцсетях);
– Родители всех детей класса вовлечены в их воспитание и периодически напоминают, что жестокость недопустима;
– Через профилактическое общение с психологом ВСЕ дети учатся чётче идентифицировать свои чувства (зависть, злость, непонимание и т.п.) и приходят к ряду осознаний, одно из которых выглядит примерно так:
Нормально, что мне кто-то не нравится, но это не должно становиться проблемой этого человека: я могу просто минимизировать контакт и не общаться сверх необходимого, а не втягивать других в свою бурю эмоций.
Где научиться работе с буллингом
Как детские и школьные психологи, так и родители должны знать о буллинге несколько больше, чем хотелось бы: никто не застрахован от столкновения с этим явлением лицом к лицу. Чтобы глубже разобраться в причинах буллинга, его участниках, структуре конфликта и способах прекращения травли, приглашаем на онлайн-программу от ЦАППКК, посвященную буллингу детском и подростковом коллективе.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
Плати частями
Плати частями – новый сервис, позволяющий разделить оплату за товар на равные части. Первая часть списывается сразу, оставшиеся платежи через каждые 2 недели или месяц при выборе 4 или 6 месяцев оплаты.
Преимущества сервиса:
Быстрое оформление, как при оплате картой
Никаких переплат и скрытых платежей
Для клиентов любых банков
Требования к клиенту
Гражданство РФ. Наличие дебетовой или кредитной карты. Возраст от 18 до 70 лет.
Как совершить покупку:
Отправьте заявку менеджеру
Вы получите ссылку на оплату от менеджера. Перейдите по ней - увидите график платежей с суммами
Выбираете нужный Вам срок рассрочки: 2 месяца (комиссия 5%), 4 месяца (комиссия 10%), 6 месяцев (комиссия 15%)
Введите номер телефона
Введите код из смс. Готово!
Сервис является проектом СберБанка. Подробные условия на platichastyami.ru
Введите капчу
Форма успешно отправлена
Запишитесь на курс или задайте вопрос
Ваша заявка принята
Мы проконсультируем вас бесплатно и подберём выгодную форму оплаты