Как сделать чтение эффективным? Составляющие продуктивного чтения.

Как сделать чтение эффективным? Составляющие продуктивного чтения.

чтение с увлечением

Изображение от drobotdean на Freepik

Миром правит информация. Уметь ее добывать – значит, иметь весомое преимущество перед другими. Один из основных инструментов получения информации в любой сфере, по любому предмету и вопросу – это чтение. Источники могут быть разными: интернет-ресурсы, книги, журналы, газеты, паблики в соцсетях или почтовые рассылки. Мало уметь найти интересующую информацию. Гораздо важнее уметь правильно ее прочитать, оценить, понять, интерпретировать и использовать. Для этого нужно овладеть навыками продуктивного чтения. 

Что это такое и чем отличается от обычного чтения? Как научиться читать осознанно, чтобы понимать и применять прочитанное, а не забывать обо всем, едва перевернув страницу? Поговорим об этом в нашей статье. 

Какое чтение называют продуктивным и в чем его ценность

чтение с увлечением

Изображение от fxquadro на Freepik

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед школой, в особенности начальной, задачу сформировать у детей навыки полноценного осознанного чтения. Что входит в это понятие:

1) понимание текста (причем речь идет о понимании трех уровней – общего, полного и критического);

2) поиск определенной информации;

3) восстановление обширного контекста;

4) комментирование текста;

5) интерпретация прочитанного;

6) самоконтроль и т. д.

Человек, владеющий умениями такого осознанного, продуктивного чтения, не просто просматривает по диагонали страницу за страницей, а вдумчиво изучает, размышляет над содержанием. Он переживает эту историю, понимает, что он читает, может высказать свои мысли по этому поводу, ему легко дается общение с людьми. Такая работа над текстом развивает познавательные мотивы, усиливает интерес к чтению, формирует потребность постоянно читать. 

Чего нельзя сказать о традиционной методике обучения чтению в начальных классах. Она не предполагает особой самостоятельности со стороны учеников. Подготовительный этап работы над текстом сводится к тому, что педагог рассказывает ребятам об авторе и его произведениях, затем объясняет значение отдельных слов, которые, по его мнению, могут быть незнакомы и непонятны учащимся. Далее учитель сам выразительно читает вслух. И только потом очередь доходит до детей, которым предстоит прочитать уже прочитанный педагогом текст и ответить на вопросы. Никакого удовольствия от открытия чего-то нового, от осознания того, на что они способны. Отсюда же скучающие лица, отсутствие интереса и желания читать. 

Решением этой актуальной проблемы стала технология продуктивного чтения, которую разработала профессор МГПУ Наталия Николаевна Светловская.

Технология продуктивного чтения и ее особенности

чтение с увлечением

Изображение от Freepik

Технология продуктивного (смыслового, осознанного) чтения представляет собой совокупность методов, приемов, инструментов, которые позволяют достичь главной цели – сформировать правильную читательскую деятельность. А именно: развить правильные читательские навыки, умение так работать с текстом, чтобы воспринимать и понимать его на 100%, оценивать прочитанное, иметь собственное читательское мнение, активную позицию по отношению к прочитанному тексту и его автору. 

По сути, продуктивное чтение – это умение найти в каждом тексте полезную информацию. Чтобы это стало возможным, должны быть выполнены следующие условия:

  • перед учеником должна стоять конкретная учебно-познавательная цель – он должен понимать, зачем он читает, чтобы читать осознанно;

  • ученик должен владеть приемами и инструментами поиска информации в тексте;

  • добытая из текста информация в дальнейшем будет использована (а не просто найдена, прочитана и благополучно забыта).

Стоит отметить принципиальное отличие технологии продуктивного чтения. 

Традиционная система обучения состоит в том, что педагог передает учащимся все знания в готовом, переработанном, собранном виде. Им остается взять, что дают, выучить, запомнить. 

Подход, предложенный Наталией Светловской, превращает учебный процесс в увлекательную исследовательскую работу. Учитель становится организатором, научным руководителем, мудрым наставником, который вдумчиво наблюдает за подопечными, деликатно подсказывает, задает направление, корректирует ход изысканий. А учащиеся превращаются в активных участников процесса: они получают в работу задачу и сами ищут ее решение, используют различные приемы и инструменты, делают предположения, аргументируют свой выбор, контролируют свои действия, оценивают результаты поисков. Чтение превращается в захватывающее действо, а все, что вызывает эмоции, как правило, лучше усваивается и запоминается. 

Каковы цели продуктивного чтения и какие задачи оно решает

чтение с увлечением

Изображение от gpointstudio на Freepik

Сделать каждого учащегося грамотным, компетентным читателем, сформировать у него привычку и даже потребность постоянно читать – чтобы познавать мир, окружающих его людей, самого себя, воспитать человека думающего, тонко чувствующего, способного размышлять, с высоким уровнем владения культурой речи – вот основные цели технологии продуктивного чтения.

Чтобы достичь поставленных целей, предстоит решить ряд задач:

  • сформировать технику чтения;

  • сформировать у учащихся навыки разных видов чтения;

  • помочь освоить приемы понимания, анализа, оценки текста;

  • развить умение понимать текст, воспринимать его на 100%;

  • привить интерес, привычку, потребность читать;

  • сформировать навыки устной и письменной речи;

  • посредством литературы познакомить учащихся с миром нравственных и этических ценностей, человеческих отношений;

  • развивать творческие способности ребят;

  • приобщить к литературному искусству;

  • сформировать эстетический вкус;

  • помочь освоить осознанное, смысловое чтение в качестве инструмента мышления и образования;

  • помочь учащимся овладеть культурой речи, коммуникаций;

  • развивать речевую активность ребят, улучшать их коммуникативные навыки, которые необходимы для успешной социализации, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в обществе. 

Как строится работа с новым текстом

чтение с увлечением

Изображение от pressfoto на Freepik

Технология осознанного чтения предполагает, что работа над каждым новым текстом проходит в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения, в каждом из которых есть свои подэтапы (шаги). Рассмотрим каждую из этих ступеней.

1. Что делать с текстом до чтения

Главная цель самого первого этапа – научить прогнозировать, предполагать на основании заголовка, иллюстрации, фамилии автора, о чем пойдет речь в тексте. Такие задачи должны пробудить у ребенка интерес, желание узнать, насколько верными оказались его предположения, а значит – замотивировать его, настроить на вдумчивое чтение. Предварительное «расследование» развивает внимание, мышление, тренирует память, способствует совершенствованию речи.

2. Как работать с текстом во время чтения

На втором этапе главной целью становится полноценное восприятие и понимание прочитанного, его интерпретация, т. е. расшифровка темы, ключевых идей и других элементов текста. Этот этап включает несколько шагов:

  • Первичное чтение текста. Это может быть чтение-слушание, комбинированное или самостоятельное чтение с последующим обсуждением впечатлений от прочитанного. Учитель выбирает конкретный формат работы в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей подопечных и особенностей разбираемого текста. 

  • Повторное чтение (или перечитывание) текста. Если первый раз текст читали, чтобы уловить его общее содержание, то теперь текст читается медленно, вдумчиво, с объяснением значений незнакомых или непонятных слов. С помощью учителя ребята учатся видеть присутствие автора, наблюдать его отношение к тому, о чем он рассказывает – к событиям, ситуациям, героям. 

  • Анализ текста. Проанализировать прочитанное помогают такие приемы, как комментированное чтение (таким образом учитель акцентирует внимание учащихся на определенных моментах, провоцирует на эмоциональные реакции, включает воображение), выделение важных (ключевых) слов, диалог с автором (через поиск прямых и скрытых авторских вопросов, подключение воображения, творческих способностей учащихся), обсуждение прочитанного и т. д.


3. Какую работу нужно провести после чтения

На завершающем третьем этапе главной целью является понимание прочитанного текста на уровне смыслов (в том числе того, что написано автором «между строк»). Технология продуктивного чтения рекомендует именно на этом этапе – после того, как текст внимательно прочитан, изучен – побеседовать с юными читателями об авторе, о его личности. Так новая информация лучше усвоится, поскольку ребенок не просто ее услышит от учителя, а сможет сравнить со своими мыслями и предположениями по этому поводу. К тому же грамотно построенная беседа поможет ребятам лучше понять прочитанное. Самое время вернуться к прогнозам, которые были сделаны учащимися до чтения текста, обсудить еще раз заголовок и картинку и поделиться новыми ощущениями, впечатлениями, интерпретациями.

Как видите, при таком построении работы над текстом ребенок перестает быть пассивным слушателем, прилежно отвечающим на вопросы учителя. Он становится активным исследователем, искателем, аналитиком, в какой-то мере творцом и не может оставаться равнодушным к тому, что происходит на уроке. 

Какие результаты дает применение технологии продуктивного чтения

чтение с увлечением

Изображение от pvproductions на Freepik

  1. Дети осваивают технику чтения, разные виды чтения.

  2. У них формируется устойчивый интерес к чтению, вырабатывается привычка, потребность читать.

  3. У учащихся развиваются речевые умения и навыки, формируется культура речи. 

  4. Через детальный анализ, интерпретацию текстов дети приобщаются к литературе. 

  5. Вдумчивое, аналитическое чтение погружает ребят в мир нравственных ценностей, формирует у них эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать. 

  6. Участие в обсуждении прочитанного развивает коммуникативные навыки, умение формулировать свои мысли, аргументировать мнения и оценки, вести диалог, слушать и принимать мнение других людей. 

Более детально изучить технологию продуктивного чтения, ознакомиться с другими эффективными методиками обучения вы можете на дистанционном курсе «Альтернативные техники быстрого чтения» в нашей Академии профессиональной подготовки и повышения квалификации.


Все статьи

Отзывы о нас

ЦАППКК»
НАВЕРХ