По роду деятельности любой психолог должен быть эмпатичным, чутким и добродушным, но бывают случаи, когда все эти качества нужно стократно усилить, чтобы начать работу. В статье разберём одну из таких областей. Разбираемся, что включает специальная педагогика и психология, как понять и принять, что вашему ребёнку нужна помощь и на что обратить внимание при выборе специалиста.
Специальная (также часто называемая коррекционной) психология – это отрасль психологии, которая изучает особые потребности у детей и взрослых. Она занимается изучением причин, механизмов и проявлений различных нарушений в психическом развитии, а также методологией их диагностики, профилактики и коррекции.
В специальную психологию входит множество сложных дисциплин, которые помогают изучить закономерности формирования отклонений от нормы, а также научить людей жить со своими особенностями. С каждой категорией здоровья работают свои специалисты: например, на помощи глухим и слабослышащим специализируются сурдопсихологи и сурдопедагоги, а на коррекции ЗПР у детей – другая категория психологов-дефектологов.
Коррекционная педагогика и специальная психология тесно связаны с другими дисциплинами – как медицинскими, так и психологическими. С одной стороны, создавать программы помощи людям с особенностями здоровья помогает нейропсихология, реабилитология и психиатрия, а с другой – знания из смежных сфер, от возрастной психологии до логопедии.
Специальным психологом называется любой специалист со специальным дефектологическим образованием или профессиональной подготовкой/повышением квалификации в области специальной психологии. Такой специалист сознательно выбрал непростую профессию, требующую большой ответственности, внимания и времени, поэтому коррекционные психологи обычно горят своей работой и делают всё возможное, чтобы помочь человеку реализовать свой потенциал и жить полной жизнь.
Основные задачи специального психолога:
Диагностика: Выявление особенностей психического развития, определение структуры и степени выраженности нарушений.
Коррекция: Разработка и реализация индивидуальных программ коррекции, направленных на устранение или смягчение нарушений в развитии.
Консультирование: Оказание психологической помощи и поддержки людям с особенностями, их семьям и педагогам.
Профилактика: Проведение мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений (например, в случае генетической предрасположенности работа со специалистом должна начаться превентивно).
Реабилитация: Участие в комплексной реабилитации людей с особенностями в развитии, направленной на их социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Специальные психологи могут работать в различных учреждениях. Например:
Коррекционные школы и детские сады;
Реабилитационные центры;
Медико-психолого-педагогические комиссии (МППК);
Психоневрологические диспансеры;
Центры социальной помощи семье и детям;.
Частные психологические центры.
Специальные психологи работают со всеми особенностями здоровья, как физического, так и психологического: от изменений в области интеллекта, волевой сферы или речи до нарушений зрения, слуха или подвижности. В зависимости от специфики проблемы, ей может заниматься узконаправленный специалист, ориентированный только на неё – например, логопед или коррекционный педагог, но все они отличаются подкованностью в области коррекционной психологии.
Родители склонны считать, что психологи нужны только детям с ментальными трудностями, а если недуг физиологический (например, слепота или тугоухость) без сопутствующего ЗПР – остаётся только страдать. Это не так: психологи могут найти подход к каждой особенности, научить человека с ней обращаться, компенсировать, а также – выработать устойчивую самооценку и адаптироваться в обществе. Более того, коррекционный психолог помогает не только непосредственно пациенту, но и его семье, предоставляя столь важную психологическую поддержку и консультации по вопросам воспитания, обучения и адаптации ребёнка.
Специальные психологи, коррекционные педагоги, дефектологи и т.п. – это разные точки приложения одной и той же специальности: кто-то работает только с детьми, кто-то только с ОВЗ, другие берут на себя точечную коррекцию нежелательного поведения и культивацию желаемого. Методология схожа, но вариативна: для сбора анамнеза, помимо беседы с ребёнком и/или родителями, могут использоваться проективные методики (рисунки, сказки, продолжение истории и т.п.), нейропсихологическая диагностика (оценка мышления, внимания и других высших психических функций).
Для коррекционной работы в практической специальной психологии специалисты применяют все доступные современной науке техники и методы воздействия на психику: от игротерапии и классических протоколов КПТ до ABA-терапии и логопедической коррекции.
Коррекция и адаптация – одна из важнейших задач в специальной детской психологии: диагностика должна становиться для семьи не приговором, а отправной точкой. Цель любого специального психолога – привести ребёнка к максимуму его физических и психических возможностей и помочь ему (а иногда и окружающим) адаптироваться к своему недугу.
Обычно, обнаружив изменения в развитии или поведении ребёнка, родители сильно пугаются – не только за чадо, но и за своё будущее: сразу представляются нелестные комментарии от врачей и близких, бюрократические дебри и постоянное чувство вины за то, что не получилось дать ребёнку всё здоровье мира. Этот коктейль из чувств может не только разъедать родителей изнутри, но и всеми силами оттягивать визит к врачу. Однако, чем раньше вы как родитель ребёнка, который нуждается в помощи, обратитесь за ней – тем быстрее увидите, как его способности улучшаются, а следом – и ваше состояние.
Обратиться на диагностику к специалисту в области коррекционной психологии следует, если
Ребёнок развивается медленнее сверстников (поздно пришла речь, есть сложности с целенаправленными действиями и т.п.)
У ребёнка есть трудности в обучении (не даётся чтение/письмо/счёт/запоминание и т.п.);
Ребёнок испытывает трудности в общении (не реагирует на имя, не отвечает на вопросы, агрессирует);
У ребёнка врождённая или приобретённая особенность здоровья;
У ребёнка нарушена или отсутствует речь;
Вы подозреваете, что у ребёнка есть нейроотличие (СДВГ, аутистический спектр и т.п).
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных