Формирование финансовой грамотности дошкольников | АППКК

распределение финансов

Изображение от pressfoto на Freepik

Финансовая грамотность – умение человека рационально и выгодно распоряжаться финансами: зарабатывать деньги, копить их, вкладывать и приумножать, а также тратить. К сожалению, этот навык в массовом сознании недооценивают, и отношения с деньгами у многих переходят из крайности в крайность: то «экономика должна быть экономной», то «живи на полную катушку». Почему же так происходит? 

Все мы родом из детства

распределение финансов

Изображение от drobotdean на Freepik

Навык обращения с деньгами закладывается у человека в детстве. В основном он формируется за счет осознанного или неосознанного копирования финансового поведения родителей, а иногда – за счет компенсации или поведения «от обратного». Сколько детей, выросших в бедных семьях, вынужденных экономить на всем, во взрослом возрасте становятся едва ли не «шопоголиками»: не могут отказать себе в спонтанных и часто – ненужных – покупках, тратят деньги не по средствам, влезая в долги и кредиты. А сколько людей действуют, как в известном анекдоте: «Он столько денег отложил на черный день, что уже не может дождаться, когда этот черный день, наконец, наступит»? И тот, и другой примеры – последствия отсутствия финансовой грамотности. 

При этом, стоит отметить, что финансовая грамотность – это не навык предпринимательства или ведения бизнеса. Очень часто даже успешные предприниматели ведут себя неграмотно в отношении с собственными средствами – «сорят деньгами» или, например, уделяют недостаточно средств собственному здоровью, хотя имеют все возможности. И обратная ситуация – даже людям со сравнительно небольшими доходами может хватать денег за счет грамотного распределения финансов. У хорошей хозяйки и дом – полная чаша… 

Финансовая грамотность в идеале будет полезна всем людям – вне зависимости от рода деятельности, заработка и финансового состояния. Финансовая грамотность тесно связана с нравственностью, общим культурным развитием человека, осознанностью. Как и многие постулаты жизни, она начинает формироваться в детстве. 

«Зачем обучать финансовой грамотности дошкольника?» – зададутся вопросом многие. Действительно, ведь дети в таком возрасте обычно не зарабатывают деньги, да и не тратят самостоятельно – за все отвечают родители. Тем не менее, современные педагоги настаивают на том, что основы финансовой грамотности нужно закладывать в дошкольный период – так малышу будет проще устроить свою полноценную и счастливую жизнь в будущем, научиться брать на себя ответственность, ценить то, что он имеет.

Задачи обучения финансовой грамотности дошкольников 

распределение финансов

Изображение от tirachardz на Freepik

Конечно, в дошкольном возрасте никто не будет читать малышам лекции по экономике, загружать детей терминологией и формулами. Цели обучения совсем другие. 

Среди них: 

  1. Научить ребенка понимать и ценить окружающий предметный мир. Дать осознание того, что любые вещи, которые окружают малыша – игрушки, одежда, еда, компьютер с мультиками – не появились из ниоткуда, а стали результатами труда других людей. Именно поэтому вещи – свои и чужие – следует беречь. 

  2. Научить ребенка основам общения в разных ситуациях: при походах в магазин, поездке на отдых, визитах в гости. Привить основы рационального поведения – без манипулирования, избитых «мам, купи!», необоснованных требований, эмоциональных срывов.  

  3. Научить дошкольника налаживать эмоциональный контакт с самим собой – осознавать свои желания, потребности, возможности. Сформировать положительную самооценку. 

  4. Дать малышу понять, что за все в этой жизни нужно платить, и не только деньгами. Так, например, его непослушание – отказ носить в холод шарф, сходить вовремя к стоматологу – тоже будут стоить не только здоровья, но и денег: он может заболеть, и родители вынуждены будут вместо похода в кино покупать ему лекарства или оплачивать срочный визит к врачу.  

  5. Создать условия для здорового отношения ребенка к деньгам, самому себе, распределению финансов в семье. Среди постулатов такого здорового отношения могут быть следующие идеи и мысли: 

  • Все блага, которые есть у семьи, дались родителям не бесплатно. Эти блага надо беречь и ценить. 

  • За финансовое благополучие и распределение бюджета в семье отвечают взрослые, хотя у ребенка и могут быть карманные деньги. Когда ребенок вырастет, он будет отвечать за бюджет своей семьи. Взрослость – это ответственность.

  • Деньги – это жизненная необходимость.  Деньги нужно тратить с умом – вкладывать в здоровье, образование, улучшение качества жизни – и приумножать.

  • Счастье невозможно купить за деньги, да и вообще не все в жизни измеряется деньгами, но, вместе с тем, деньги действительно очень важны для счастливой и полноценной жизни. 

  • Родители вкладывают в ребенка средства. Они платят за его обучение, медицинские услуги, одежду, развлечения и многое другое. Это обязанность родителей, но они выполняют ее с любовью и радостью, потому что любят своего ребенка. Их вклад ценен. При этом, вне зависимости от финансовой ситуации в семье, родители ценны для ребенка, а ребенок ценен для родителей. 

Как мы видим, навыки финансовой грамотности для малыша тесно связаны со всесторонним развитием личности – эстетическим, этическим, нравственным, психологическим. Основы финансовой грамотности закладывают родители и педагоги, а также другие социально значимые взрослые. Обозначенные цели формируют методы обучения. 

Родительские методы обучения детей финансовой грамотности

распределение финансов

Изображение от wirestock на Freepik

С чего начать обучение? Мы начнем с описания тех методов, которые доступны всем родителям дошкольников. Они совсем не сложные.

1) Рассказывайте ребенку о своей работе. Делитесь с малышом профессиональными успехами, рассказывайте ему о том, чем вы занимаетесь на рабочем месте. Если возможно, возьмите малыша с собой на работу. Объясняйте, что вы работаете не просто ради денег, а прежде всего для того, чтобы вашей семье хорошо и комфортно жилось. А еще – потому что любите свою работу. 

2) Избегайте крайностей, критики и обесценивания. «Я работаю день и ночь, чтобы у тебя все было», «Мы в тебя вкладываемся – и где благодарность?», «Я бросила карьеру ради детей!» – все эти фразы способны лишь травмировать ребенка и привить ему чувство вины. За подобные решения родителей малыш не несет ответственности. Даже если ситуация действительно сложилась так, как описано выше, ребенок в этом не виноват. 

3) Показывайте детям мультики, в которых герои решают финансовые проблемы. Так, у всем известных «Смешариков» есть забавные и поучительные серии, посвященные кредитам и инвестициям. Не отстают от «круглых коллег» и «Фиксики» – в этом мультсериале поднимаются темы денег, их происхождения. В одной из серий «Фиксики» доступно и подробно рассказывают юным зрителям, почему из-за денег ни в коем случае нельзя ссориться, – это серию стоит посмотреть и взрослым. Кое-что о финансах и правильном поведении в магазине можно узнать из мультика «Три кота». Также родители на различных ресурсах могут найти для своих детей и более специализированные мультфильмы на тему денег и их рационального использования. 

4) Играйте с детьми в «магазин», включайте в процесс игры реальные деньги. Многие из нас в детстве ходили в «магазины» с «листиками» – но сейчас времена изменились. Не бойтесь включать в игру с малышом реальные деньги. Пусть он учится считать, а также развивает мелкую моторику. 

5) Воспитывайте себя. Есть такая замечательная фраза: «Как бы вы ни воспитывали своих детей – ваши дети все равно будут похожи на вас. Так что в первую очередь воспитывайте себя». Эту фразу можно применить и к обучению малыша финансовой грамотности. Невозможно научить человека тому, чего не умеешь делать сам. 

Кстати, в дальнейшем «финансовые игры» с детьми могут усложняться – в младшем школьном возрасте ребятам интересно будет, например, сыграть в «Монополию» или почитать статью в энциклопедии, посвященную деньгам. Но это – уже другая тема, вернемся к дошкольникам. 

Особенности обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности – роль педагога 

распределение финансов

Изображение от Freepik

Мы уже говорили о том, что цель обучения дошкольника финансовой грамотности – в первую очередь в том, чтобы привить малышу навыки бережливости, трудолюбия, осознанного потребления благ, уважения к своему и чужому труду. Формы организации обучения в ДОУ прекрасно позволяют сделать это. 

Среди самых распространенных форм – воспитательные беседы. Приведем пример. 

Разговор о финансах педагогу лучше всего начать с общих вопросов к ученикам: «Зачем мы ходим в магазин?», «Что продается в магазине?», «Как вести себя в магазине?», «Можно ли там брать любые товары просто так, не заплатив?»

Далее преподаватели обычно переходят непосредственно к денежной тематике. «Как вы думаете, зачем нам нужны деньги?», «Откуда они берутся?», «Помните, как в сказке – «Муха по полю пошла, муха денежку нашла!» – часто ли такое бывает в обычной жизни? Люди в основном находят деньги на улице – или же получают их за что-то?» Далее ученики, скорее всего, перейдут к разговору о том, что их родители ходят на работу. 

Важный блок «финансовой беседы» с учениками посвящен теме работы, ее роли в жизни человека. Так, обычно преподаватель в этой части занятия спросит малышей: «А зачем ваши родители, а также многие бабушки и дедушки работают? Только ли ради денег, или же ради чего-то еще?» В идеале педагогу лучше подвести малышей к мысли о том, что у каждого человека очень много потребностей – например, потребность в воде и еде, теплом уютном жилище, разнообразной одежде по погоде, веселом досуге. На реализацию этих потребностей нужны деньги – на них мы покупаем продукты, теплые куртки на зиму, на них ходим в парк аттракционов и в кино. Но, кроме биологических, есть у человека и другие, не менее важные потребности: в общении, самореализации, получении новой информации, ощущении себя важным и нужным, принадлежности к общему доброму делу и т. д. Очень многие из этих потребностей люди реализуют на работе, так что работаем мы и ради денег, и ради того, чтобы быть полезными, нужными. Работа должна приносить не только доход, но и удовольствие, удовлетворение. 

Как мы видим, финансовая грамотность для детей вновь тесно переплелась с другими темами – темами карьеры, труда, общения между людьми. 

Важно, чтобы родители и воспитатели в вопросах финансовой грамотности не противоречили друг другу, находили точки соприкосновения, иначе у ребенка, скорее всего, возникнет недоверие к педагогам. Именно поэтому воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях могут проводить анкетирования родителей на тему финансовой грамотности, поднимать вопросы на родительских собраниях, а также пользоваться раздаточными материалами. Хороший результат обучения может сформироваться только при полноценном сотрудничестве родителей и педагогов. 

Далее мы поговорим о еще нескольких методах обучения финансовой грамотности в ДОУ.  

Навыки финансово грамотного человека – как привить их с помощью игр 

распределение финансов

Изображение от serhii_bobyk на Freepik

Обучение ребенка в дошкольном возрасте – это во многом обучение через игру. Обучение финансовой грамотности – не исключение. Среди увлекательных игр для ребят от трех лет педагоги предлагают: 

1) Игру «Назови профессию». Воспитатель на карточках показывает результаты труда человека, например, испеченный торт, построенный дом, а дети называют профессию – соответственно, кондитер, строитель и т. д. 

2) Игру «Труд и досуг». Воспитатель на карточках показывает детям различные процессы: мальчик убирается в квартире, девочка поливает цветы, дети играют в салки, мальчик играет в видеоигру – дети же говорят, где на картинках труд, а где – досуг. 

3) Игру «Кто ленив, кто трудолюбив». Воспитатель и дети вспоминают, какие сказки они читали в последнее время, и обсуждают героев: кто из них лентяй, а кто трудолюбив и ответственен. А может быть, есть и такие, которые хотят обогатиться незаконным способом? Возможно, группа вспомнит и их… 

Игры, посвященные финансовой грамотности, в дошкольных группах не очень сложны, но эффективны. 

Еще несколько методов, которые будут полезны в этом возрасте: активное чтение сказок с обсуждениями героев и их поступков, составление специальных «Табличек расходов», практика «Мини-банк», в ходе которой малыш назначается ответственным за хранение мелочи в семье, копит свои «доходы» в собственной копилке и может впоследствии потратить накопленные деньги на что-то, что хочет получить. 

Дистанционный курс для воспитателей и родителей

распределение финансов

Изображение от Freepik

Конечно, материала в этой статье недостаточно, чтобы дать педагогу полноценное представление о финансовой грамотности дошкольников. Чтобы более успешно формировать у учеников представление о роли финансов в нашей жизни, воспитатели могут пройти обучение у нас. Онлайн-курс длится месяц. Он будет полезен каждому, кто общается с детьми – педагогам, воспитателям, психологам, студентам педагогических учебных заведений, а также родителям. 

Практикующим преподавателям обучение поможет внедрить в занятия новые практики, а мамам и папам – вести с малышами осознанные беседы о финансах, работе и карьере. Повысить квалификацию у нас – это выгодно, удобно и, что особенно приятно, доступно по средствам. 

Многие взрослые, к сожалению, недооценивают роль обучения финансовой грамотности в общем потоке развития ребенка дошкольного возраста. Часто родители не понимают, зачем это нужно, считая, что в дошкольном возрасте проводить беседы о деньгах и специальные игры на эту тему слишком рано. Важная задача педагога – объяснить таким родителям, что финансовая грамотность – неотъемлемая составляющая общей культуры человека. Закладывать ее нужно в детстве с помощью игр, бесед, чтения сказок и многих других интересных методов, о которых мы рассказываем на нашем курсе повышения квалификации.


Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ