Буллинг – как остановить травлю ребенка в школе

Как остановить травлю ребенка?

Как остановить травлю ребенка?


Чудесные школьные годы — пора взросления, формирования личностей, первых влюбленностей — нередко бывают омрачены конфликтами, выяснениями отношений и таким серьезным испытанием, как буллинг. Попробуем разобраться, что это за явление, почему возникает желание травить более слабого одноклассника и как выйти из непростой ситуации без жертв.


Что такое буллинг?

Как остановить травлю ребенка?


Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство, травля) — это агрессивное поведение одного ученика или группы учеников по отношению к более слабому однокласснику. По данным исследований шведско-норвежского психолога Дана Ольвеуса, буллинг чаще возникает в начальной и средней школе, а к старшим классам потребность преследовать, прессинговать кого-либо у подростков идет на спад. 

Травля вовсе не обязательно принимает форму физического насилия — жестокого обращения, побоев, порчи вещей. Довольно часто агрессоры «ограничиваются» психологическими приемами, что для жертвы оказывается не менее травмирующим:

  • оскорбления;

  • словесные издевательства;

  • унижение;

  • бойкоты;

  • сплетни и слухи;

  • злые шутки, насмешки;

  • угрозы. 


Рядовой конфликт или травля — в чем разница?

Как остановить травлю ребенка?


Жизнь в коллективе — не важно, детском или взрослом — сложно представить без ссор, выяснения отношений. Нужно четко понимать, когда конфликт перестает быть рядовым и перерастает в преднамеренную травлю — бессмысленную и беспощадную. 

Ключевые отличия такие:

  1. Участники конфликта равноправны, а сама агрессия симметрична: поругались, подрались, помирились. В случае с буллингом все иначе: беспомощной жертве приходится противостоять сильному и властному агрессору, у которого есть явное преимущество, а чаще всего — и мощная поддержка. 

  2. Если конфликтная ситуация в большинстве случаев возникает спонтанно, никем не планируется, сопровождается эмоциональным «взрывом», то травля представляет собой намеренное, продуманное преследование, когда «главарь» знает, как сделать больнее, как достичь своей цели. 

  3. Конфликтующие стороны несут одинаковую ответственность за свою стычку. Жертва буллинга не виновата в том, что стала мишенью для издевательств. Ее выбрал агрессор для решения своих проблем — например, для самоутверждения. 

  4. Конфликт, как правило, быстротечен. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы как можно скорее выйти из неприятной ситуации. Травля сводится к выматывающему психологическому и физическому давлению на жертву, может длиться довольно долго. 

  5. У каждого конфликта есть решение. Преследование можно только прекратить.


Как понять, что вашего ребенка притесняют?

Как остановить травлю ребенка?


Став жертвой одноклассника-агрессора или свидетелем травли, дети не спешат делиться своими переживаниями с родителями. Причины могут быть разные: стесняются, чувствуют себя виноватыми в происходящем, считают, что сами должны все решить, боятся стать стукачами или даже думают, что взрослые только все испортят, сделают еще хуже. При этом участие и поддержка родителей необходимы. Чтобы вовремя распознать неладное и прийти на помощь, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Ребенок стал хуже учиться, не хочет идти в школу. 

  • Участились простуды и другие заболевания. 

  • Возникают непонятные боли в животе, груди, 

  • Ухудшился аппетит. 

  • Сон стал беспокойным, нередко мучают кошмары. 

  • Повысилась тревожность. 

  • Большую часть времени ребенок пребывает в подавленном состоянии, грустит. 

  • Стал очень осторожным, излишне уступчивым, молчаливым. 


Признаки школьного «агрессора»

Как остановить травлю ребенка?


Главное действующее лицо школьной драмы — зачинщик травли, буллер или булли (тот, кто придумывает «козни» и возглавляет группу преследователей). Самой распространенной причиной прессинга становится желание выделиться, самоутвердиться, в некоторых случаях — личная месть. 

Психолог Дан Ольвеус обращает внимание на такие признаки школьного буллера, как:

  • Желание быть в центре внимания. 

  • Физическая сила. 

  • Легкая возбудимость, импульсивность. 

  • Агрессивное поведение. 

  • Уверенность в своем превосходстве. 

  • Отсутствие эмпатии. 

  • Неспособность идти на компромисс. 

  • Стремление быть лидером в классе. 

  • Слабый самоконтроль. 

  • Высокий уровень притязаний. 

Такие ребята уверены в том, что достичь своих целей гораздо проще, подчиняя, унижая слабых, подтверждая свое превосходство. Нередко такое поведение, такой образ мыслей — результат семейного воспитания. 


Кто чаще становится жертвой травли?

Как остановить травлю ребенка?


Мишенью для нападок, издевательств, злых шуток становятся тонкие чувствительные натуры, которые не могут постоять за себя. Им не свойственно агрессивное поведение. Они не умеют проявлять настойчивость, показывать окружающим уверенность в себе, отстаивать свои интересы. Чаще всего жертва старается продемонстрировать, что оскорбления, тычки, плевки совсем ее не задевают, хотя при этом может покраснеть, едва сдерживая слезы. 

По результатам исследований Дана Ольвеуса, можно выделить два типа жертв буллинга:

  1. Физически слабые, неуверенные в себе дети с повышенной тревожностью, которые очень эмоционально реагируют на все и предпочитают обществу своих ровесников общество взрослых. 

  2. Дети, которые своим внешним видом или поведением провоцируют негативное отношение к себе. Например, неряхи или слишком бурно реагирующие на действия преследователей. 

Невольным провокатором травли может стать учитель, который выделяет в классе ученика, которому чаще других предъявляет претензии, публично унижает его, «раззадоривая» тем самым буллеров. 

«Отверженными», «униженными и оскорбленными» могут быть:

  • «любимчики» учителей или воспитателей; 

  • «прилипалы», которые чувствуют себя в безопасности, только когда находятся в тесном контакте со взрослым, буквально виснут на нем; 

  • «шуты» — легковозбудимые, неуверенные в себе дети, которые стараются привлечь к себе внимание класса неуместными шутками-прибаутками и со временем превращаются в «козлов отпущения», на которых сыпятся все шишки. 

Травля в школе может привести к необратимым последствиям для всех ее участников. Жертвы буллинга погружаются в длительные депрессии, которые могут перерасти в более серьезные психические расстройства, задумываются о том, чтобы лишить себя жизни. У буллеров хромает не только дисциплина, но и успеваемость, а ощущение собственного «всемогущества» и безнаказанности в будущем может привести к проблемам с законом. Ребята, ставшие свидетелями травли одноклассника, страдают от чувства вины за свое невмешательство или живут в страхе оказаться на месте «отверженного». Словом, без вмешательства взрослых история может иметь печальный финал.


Как выйти из сложной ситуации?

Как остановить травлю ребенка?


Жертвой травли может стать каждый ребенок — независимо от уровня достатка семьи, «крутости» родителей, уровня интеллектуального и эмоционального развития, а также атмосферы в семье. Поэтому очень важна реакция взрослых, их вовлеченность в ситуацию и активные действия. 

Что же поможет вовремя обнаружить проблему и решить ее с наименьшими потерями:

  • Родителям важно обращать внимание на поведение ребенка. Если оно существенно меняется — говорить с ним, наблюдать за ним, выяснять, нет ли каких-то причин, провоцирующих эти изменения. 

  • Учителя, завучи, другие сотрудники школы, которые видят детей каждый день, могут стать свидетелями неприятных сцен, разговоров, что также будет поводом для пристального внимания и контроля. 

  • Необходимо поддерживать связь с родителями других детей. При обнаружении подозрительных публикаций в соцсетях, странных сообщений в телефоне — инициировать расследование.


Что делать родителям

  1. Встретиться с классным руководителем и рассказать обо всех сомнениях, подозрениях. 

  2. Написать на имя учителя заявление с просьбой разобраться в ситуации и принять участие в ее разрешении. 

  3. Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы. 

  4. Воздержаться от эмоциональных высказываний, обвинений в адрес педагогического коллектива. Показать свою заинтересованность в мирном урегулировании вопроса и заручиться поддержкой учителей. 

  5. При попытках сотрудников школы замолчать проблему, проигнорировать случаи буллинга — обратиться в прокуратуру, управление образованием, добиться проведения проверки действий администрации школы и участников травли. 

  6. Если имели место телесные повреждения (даже легкие травмы), необходимо дойти до травмпункта и засвидетельствовать их, а затем обратиться в правоохранительные органы. 

  7. Быть на связи с учителем, со школой. 

  8. Интересоваться, как дела у ребенка. 

  9. С самими преследователями и их родителями самостоятельно общаться не стоит. 

  10. Встречаться с агрессорами нужно только в присутствии директора школы, классного руководителя, школьного психолога. 

На какой бы стороне конфликта вы ни находились — жертвы, буллера или нейтрального наблюдателя, нельзя недооценивать серьезность ситуации. Единственно возможный способ остановить травлю ребенка — жестко пресечь ее.


Все статьи

Отзывы о нас

ЦАППКК»
НАВЕРХ