Логопедическая работа с детьми с ОНР

Общее недоразвитие речи – что это за диагноз?


Общее недоразвитие речи (ОНР) – это самый распространенный диагноз, который ставят логопеды современным детям с трехлетнего возраста. При этом малыши с ОНР отличаются нормальным интеллектом и полноценным слухом, но страдают какими-либо речевыми нарушениями.

Проводить логопедическую работу с такими детьми должен только грамотный и хорошо обученный специалист, который понимает причины, вызвавшие нарушение, знает эффективные методы для исправления, развития и понимания речи, увеличения словарного запаса и верного звукопроизношения, умеет выстроить результативную программу коррекции в каждом отдельном случае. Об особенностях логопедической работы с детьми с ОНР мы и поговорим с вами сегодня.


Признаки ОНР

Общее недоразвитие речи – что это за диагноз?


Нарушение сказывается на всех составляющих речи ребенка: звуковой, лексической, грамматической и смысловой. На возникновение ОНР может влиять недостаточная сформированность речевого аппарата. Некоторые дети при этом коверкают или путают слова, а некоторые не разговаривают совсем.

Для детей с ОНР характерны:

  • проблемы с произношением звуков;

  • несвязная и неэмоциональная речь;

  • смещение падежных форм, пропуск или замена слогов, слов и предлогов;

  • бедный словарный запас;

  • затруднение в выражении своих мыслей и составлении предложений;

  • позднее начало речи (к 3-5 годам).

При ОНР слух ребенка не нарушен, первичный интеллект также соответствует норме. Однако, если не заниматься проблемой вовсе, это может привести к отставанию в психическом развитии и к невозможности успешно освоить школьную программу.

Следует помнить, что все дети разные и развивается каждый в своем индивидуальном темпе, поэтому до 3 лет диагноз ОНР не ставится. А вот после достижения этого возраста стоит обратить внимание на то, как малыш разговаривает, и подумать, не нужна ли ему помощь специалиста.


Уровни ОНР

Общее недоразвитие речи – что это за диагноз?


Установлено 4 уровня нарушений. Переход на каждый следующий уровень предполагает появление у ребенка новых речевых возможностей и/или увеличение речевой активности и словарного запаса. Рассмотрим эти уровни подробнее.

Характерные особенности первого уровня

  1. Диагностируется легко, поскольку нарушения очевидны – речь скудна или полностью отсутствует.

  2. Речь ребенка ограничена лишь несколькими нечеткими словами и/или звуками.

  3. Малыш пользуется однословными предложениями, отрывками слов и слогов, самыми простейшими лепетными словами.

  4. Звуки произносятся неправильно.

  5. Ребенок не способен отдельно выделить звук или слог.

  6. Использует мимику и жесты, чтобы заменить ими слова.

  7. Малыш разговаривает на своем собственном языке.

  8. Кроха употребляет одно и то же слово для выражения и действия, и предмета (например, слово «пат» будет означать и существительное «кроватка», и глагол «спать»).

  9. Не может различить числа, времена, не понимает значения предлогов.

  10. Сложносоставные слова сокращаются до примитивных.

Характерные особенности второго уровня

  1. Речевая активность растет, начинают формироваться связи между словами.

  2. Ребенок способен различить числа существительных и глаголов, начинает отличать женский род от мужского.

  3. Сложнее всего малышу даются прилагательные, определение формы, цвета и характеристики предметов.

  4. Использует простейшие предлоги, но иногда пренебрегает ими вовсе.

  5. Предложение состоит из двух-трех слов.

  6. Ребенок отвечает на простые вопросы («Кто тут нарисован?», «Как зовут кота?»).

  7. Падежи употребляются неправильно (ребенок может сказать «Куик нет» вместо «Нет кубика»).

  8. Произношение многих звуков, слов, предложений нарушено.

Характерные особенности третьего уровня

  1. Ребенок активно общается, способен разговаривать фразами, имеет достаточный словарный запас, но в беседах использует лишь небольшую его часть.

  2. В речи преобладают существительные и глаголы.

  3. Малыша легко понимают родители, но в общении с другими людьми требуется «переводчик».

  4. Звуки произносятся с ошибками или неправильно звучат.

  5. Сложные звуки малыш преобразует в простые.

  6. Твердые согласные ребенок меняет на мягкие (например, «шарф – сярф»).

  7. Трудности в произношении шипящих и свистящих.

  8. Один звук заменяет многие другие.

  9. Ребенок может создавать небольшие рассказы, но предложения не всегда выстроены правильно.

Такие проблемы могут создать серьезные трудности при обучении в младшей школе и помешать ребенку в полной мере овладеть навыками письма и чтения.

Характерные особенности четвертого уровня

  1. Звуки ребенок произносит правильно, но может сохраняться невнятность произношения.

  2. Звуки иногда заменяются на схожие другие.

  3. Могут присутствовать ошибки в обозначении признаков предмета (например, малыш может путать «длинный» с «широким»).

Для 4 уровня характерны лишь незначительные сложности и погрешности в произношении. Но если нарушение не исправлять, то, скорее всего, школьник будет плохо учиться, с трудом воспринимать информацию, безграмотно писать.


Коррекционная работа логопеда с детьми с ОНР

Общее недоразвитие речи – что это за диагноз?


Коррекционную и воспитательскую работу для формирования правильной речи у детей проводит логопед в специальной группе (логогруппе). Длительность и способы логопедической работы будут зависеть от уровня речевого расстройства и индивидуальных особенностей ребенка.

Работа логопеда с детьми с ОНР 1 уровня

Дети в возрасте 3-4 лет, имеющие это нарушение, посещают специальные логогруппы в детском саду. Занятия проводятся в игровой форме индивидуально или в группе с другими детьми.

Специалист ставит перед собой цели:

1. Научить детей понимать речь.

Для этого логопед:

  • старается расширить представление об окружающем мире (предметах, явлениях, действиях);

  • объясняет значение слов, которые описывают ситуации и действия, знакомые детям;

  • в разговоре с детьми употребляет емкие фразы (по 2-3 слова), повторяет одно и то же слово в разных грамматических формулировках;

  • использует вспомогательные игровые элементы: кукол, фигурки животных, детскую посуду, кубики и картинки с изображениями;

  • особое внимание уделяет различию единственного и множественного числа предметов и действий (огурец – огурцы; сделай – сделайте);

  • работает с созвучными глаголами (катается – касается);

  • учит различать действия, которые близки по смыслу или, наоборот, имеют противоположные значения (ходит – бегает, снимает – надевает).

Ребенок отвечает на вопросы при помощи выполнения нужного действия или указывая на картинку с нужным изображением.

2. Сформировать у малышей самостоятельную речь при помощи подражания.

На этой стадии специалист формирует у ребенка запас слов, но не ставит перед собой задачу добиться верного произношения. Малыш учится называть родных (мама, папа, тетя, баба), осваивает простые имена сверстников (Ваня, Катя, Оля), может выразить простую просьбу (на, дай).

Когда кроха начинает охотно и активно повторять за логопедом простые слова, можно от односложных слов переходить к двусложным (руч-ка, вил-ка, лож-ка).

3. Научить употреблять простые предложения.

Для начала логопед предлагает малышу освоить простейшие предложения в повелительном ключе («Маша, дай шар!»), постепенно переходя к указательным словам в именительном падеже («Там река»).

Далее ребенка обучают верно выстраивать простые предложения, включающие существительное и глагол («Мама стоит, баба спит»).

Ответ на вопросы должен быть краткий и однозначный, чтобы малыш не запутался («Кто сидит?» – «Кот»).

На этом этапе самые важные задачи логопеда – увлечь малыша в игру, научить активно использовать слова, но не исправлять огрехи в произношении.

Работа логопеда с детьми с ОНР 2 уровня

Дети с четырехлетнего возраста с расстройством 2-й степени обучаются в дошкольных группах для детей с общим недоразвитием, а школьники семи лет посещают специализированные школы для детей со сложными нарушениями речи. Иногда, помимо занятий с логопедом, назначается медикаментозный курс.

Специалист ставит цели:

  • Развить понимание речи, научить детей различать словесные формы.

  • Провести работу по усвоению простых форм устной речи, расширить словарный запас.

  • Привить детям правильное произношение, научить различать звуки.

Материалом для занятий выступает окружающая действительность. Логопед выбирает тему и при помощи произношения вслух и показа картинок помогает малышу быстро запомнить понятия, научиться выделять и называть действия и признаки. Обязательное условие на этом этапе – добиться понимания детьми значения каждого слова в простом предложении. 

На занятиях логопед:

  • вводит в речь детей простые слова, которые обозначают признаки предметов (размер, цвет, вкус);

  • организует вопросно-ответные игры при помощи картинок, на которых изображены знакомые детям ситуации, действия, персонажи и предметы;

  • работает со слуховым восприятием звуков и слов;

  • включает упражнения по артикуляционной гимнастике.

Когда малыш научится отвечать на вопрос и составлять предложение по изображениям, специалист приступает к объединению предложений в короткий рассказ. Также в процессе коррекции используются простейшие стихи.

Работа логопеда с детьми с ОНР 3 уровня

Дети с 3 степенью ОНР обучаются в обычных школах или в школах, специализирующихся на тяжелых нарушениях речи. Занятия проводятся в небольших группах (примерно по шесть человек), в которые входят дети с одинаковым речевым дефектом.

Основными задачами логопеда будут:

  1. Сформировать полноценное звукопроизношение (специалист учит выделять определенный звук из ряда других, отличать ударный гласный звук в словах, проводить анализ слов, самостоятельно соединять звуки и получать слова);

  2. Развить связную смысловую речь (обогащается словарный запас детей, закрепляется правильная артикуляция, дети учатся правилам грамматики и лексики).

Работа логопеда с детьми с ОНР 4 уровня

Задачей логопеда на этом этапе будет помочь детям достичь речевых норм в соответствии с возрастом для успешного освоения обычной школьной программы.

Специалист в работе с детьми ставит следующие цели:

  • усовершенствовать произношение;

  • развить лексико-грамматическую речь;

  • помочь овладеть самостоятельной развернутой речью;

  • подготовить детей к освоению навыков чтения и письма.

Иногда от работы логопеда напрямую зависит дальнейший успех маленького человека в школьные годы, поэтому проводить коррекцию речи должен только опытный профессионал, прошедший соответствующее обучение по логопедическим программам.



Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ