Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками | АППКК

Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками | АППКК

кляксография

Изображение от cookie_studio на Freepik

Рисование – одно из любимых занятий для детей всех возрастов. Через такое творчество ребенок познает себя, выражает эмоции, а также тренирует моторику и развивает эстетические чувства и творческие способности. Неважно, будет ли малыш в будущем увлекаться рисованием, пойдет ли в художественную школу, свяжет ли будущую профессию с изобразительным искусством – в любом случае ему полезно рисовать в различных техниках. 

На занятиях в детском саду всевозможных видов рисования предостаточно – дети осваивают цветные карандаши, гуашь и акварель, мелки. Но есть и другие, не столь распространенные виды техник рисования, которые заинтересуют юных живописцев и станут полезными для их развития. 

Значение рисования в развитии дошкольника

кляксография

Изображение от Freepik

Рисование – важнейшая составляющая образовательного процесса в жизни ребенка любого возраста. Рисование должно предшествовать письму – это занятие укрепляет руки малыша, развивает мелкую моторику, формирует усидчивость, способность концентрироваться. Педагоги отмечают, что те дети, которые в дошкольном возрасте много рисовали, обычно лучше успевают по школьной программе – они быстрее обучаются письму, проще постигают геометрию и другие точные науки, лучше разбираются в законах и правилах окружающего мира. 

Рисование формирует и другие навыки, например, навык сравнительного анализа, а также совершенствует память и развивает образное мышление. Кроме того, рисование раскрепощает ребенка, дает ему возможность конструктивно выражать эмоции, развивает вкус. Рисование призвано не только развивать навыки малыша, но и обеспечивать ему своеобразную «самотерапию», давать эмоциональную разрядку – впрочем, как и любой другой вид искусства. 

Ошибочным будет мнение о том, что, прежде чем овладеть нетрадиционными техниками рисования, ребенку следует овладеть традиционными – то есть научиться рисовать карандашами, красками. Нетрадиционные техники хороши тем, что применять их для развития ребенка возможно еще до садика – как только родители почувствуют, что ребенок готов к этому. Далее поговорим о других плюсах нетрадиционных техник и попробуем выяснить, в чем же заключается их «нетрадиционность».

Чем хороши нетрадиционные виды рисования 

кляксография

Изображение от Freepik

Достаточно сложно однозначно сказать, что относится к нетрадиционным техникам рисования. Пожалуй, это все виды изобразительного искусства, для которых применяются необычные инструменты и материалы. Для нетрадиционного рисования прекрасно подходят продукты питания и предметы быта, природные материалы – например, листья деревьев в качестве кисточек. Педагог может придумать и какой-то авторский метод рисования или необычную технику, и этот метод также будет носить гордое название «нетрадиционного». 

Для такого изобразительного искусства на первом месте будет процесс, а не результат – непринужденная атмосфера, хорошее настроение, веселье, расслабление. Дети во время рисования такими техниками познают мир, развивают моторику и просто радуются интересному заданию. 

Важный плюс нетрадиционных методик в том, что их можно использовать в любом возрасте, ведь для занятий ребенку даже необязательно уметь держать в руках карандаш или кисточку. 

Кроме того, красивый и необычный результат творчества будет достигнут в любом случае, ведь «шаблонов красоты» и четких критериев в таком занятии нет. С этой точки зрения нетрадиционные техники рисования особенно полезны для тревожных детей – тех, которые сильно переживают за результаты учебы, хотят сделать «все правильно» и расстраиваются, если рисунок не получается так, как задумано. 

Кстати, необычные техники рисования любят не только дети, но и взрослые. Так, например, в последнее время мы встречаем все больше мастер-классов по рисованию фруктовым соком, кофе, шоколадом, солью или красным вином. Еще недавно неизвестные для нас техники – эбру, граттаж или суми-э – сегодня внезапно становятся обожаемым хобби у друзей и коллег. Причина у популярности необычных техник среди взрослых все та же – такое рисование позволяет по полной программе насладиться процессом творчества и не предполагает каких-то определенных результатов. Иными словами, рисуй в свое удовольствие… 

А какие техники лучше всего подходят для детей дошкольного возраста? Некоторые из них допустимо и очень желательно включать в занятия в детских садах, а некоторые лучше оставить для домашних занятий с родителями. 

Пальчиковое рисование для детей младшего дошкольного возраста 

кляксография

Изображение от prostooleh на Freepik

Пальчиковое и ладошковое рисование – пожалуй, «самая традиционная из нетрадиционных» техник рисования для детей. Как понятно из названия, пальчиковое рисование – это нанесение красок на бумагу непосредственно руками. Техника хороша тем, что доступна малышам в первый год жизни. 

В качестве материала многие мамы советуют использовать «съедобные краски» – например, свекольный сок или детский чай. Как мы помним, в процесс познания мира у ребенка входит в том числе и познание на вкус, так что лучше обезопасить начинающего художника… Да и холст для малыша следует выбрать побольше – в некоторых случаях это может быть даже фрагмент рулона обоев. 

Есть мнение, что техника пальчикового рисования доступна и даже желательна малышам уже с шестимесячного возраста. «Рисуя», вернее, оставляя на холстах многочисленные пятна, ребенок начинает замечать, что он способен оставлять за собой след. В дальнейшем такой опыт помогает сформировать осознанность, навык взаимодействия с окружающим миром. Кстати, для первого опыта такого рисования может подойти и ванная, ведь ребенок непременно захочет нанести краски не только на «холст», но и на самого себя. 

В качестве задания для ребенка постарше можно предложить нанесение красок на бумагу в свободном порядке – кляксы, пятна, разноцветные «кометы». Для более «опытных творцов» подойдет усложненная задача – оставить на холсте отпечаток ладошки или ступни. Когда отпечаток высохнет, мама или педагог вместе с ребенком могут при желании что-то подрисовать к этой картине, например, сделать из ладошки «курочку» или «ежика». 

Ребенку младшего детсадовского возраста можно предложить использовать специальные «точечные» раскраски для пальчикового рисования. Такие раскраски можно купить в любом детском магазине или просто скачать из интернета и распечатать. 

Рисование ледяными мелками и другие техники для детей среднего дошкольного возраста 

кляксография

Изображение от cookie_studio на Freepik

Рисование «ледяными мелками» больше подходит для домашнего использования, нежели для ДОУ. Сделать «ледяной мелок» совсем не сложно! Родителям и малышу понадобятся пластиковые стаканчики или силиконовые формочки, а также палочки от мороженого. Далее необходимо взять пену для бритья и любой жидкий краситель, смешать составляющие, вставить палочку и убрать будущий материал в морозилку на пару часов. «Ледяной мелок» готов! Достаем материал и рисуем на бумаге или картоне, словно обычными мелками на асфальте! Особенно удобно использовать такую технику, когда выйти на улицу и порисовать на асфальте невозможно – например, из-за дождя, сильной жары или зимой. А сам материал для рисования получается блестящим и ярким – ребенку должно понравиться. 

Интересная форма творчества для детей среднего дошкольного возраста – монотипия. Она подходит, если ребенку необходимо выполнить симметричный рисунок – изобразить бабочку, дерево, цветок или пейзаж. Возьмите лист бумаги, согните его пополам, чтобы получилась «открытка». Предложите ребенку изобразить половину будущей картины на одной из частей листа – например, нарисуйте акварелью или гуашью одно крыло и половину тельца бабочки. Согните лист так, чтобы изображение отпечаталось на второй половине – и симметричный рисунок готов. Педагогу и ребенку такая техника позволяет осуществить «полет фантазии». Так, например, хорошей идеей в технике монотипии станет рисование «зеркального» пейзажа, в котором одна часть – это, скажем, лес у реки, а другая – отражение леса на водной глади. Отпечаток, как правило, получается немного бледнее, чем основной рисунок – и это различие можно использовать для творчества. 

Еще одна увлекательная техника – рисование объемными красками. С ее помощью можно изобразить «пухлую» радугу или, например, объемный кленовый лист. Для подготовки «пухлой» краски смешайте блинную муку с мелкой солью, добавьте в смесь воды и разбавьте содержимое до состояния, близкого по консистенции с гуашью. Придайте составу цвет с помощью нескольких капель жидкого красителя – и можно рисовать. Изображение лучше всего наносить на толстый картон, а готовый рисунок необходимо отправить в микроволновку и разогреть в течение примерно 15 секунд на средней мощности. Краска «поднимется», рисунок станет таким, словно его выложили цветным мороженым или сахарной ватой. Ребенок будет в восторге! 

Эбру – вдохновляющая техника для детей старшего дошкольного возраста  

кляксография

Изображение от Freepik

Эбру – необычная техника рисования на поверхности воды с последующим перенесением картины на бумагу. Этот вид рисования предполагает огромное «медитативное» удовольствие от процесса, ведь рисунок на воде завораживает и успокаивает и ребенка, и взрослого. Методику вполне можно применять для занятий в ДОУ в старших группах, но стоит оговориться, что самостоятельно приготовить краску для такого вида творчества достаточно сложно, а наборы для эбру хоть и доступны, например, в магазинах для хобби, но стоят недешево – далеко не каждые родители готовы будут купить такой набор ради нескольких занятий. 

Тем не менее, и процесс рисования эбру, и результат способны вдохновить юных художников. Краски, которые творцы наносят на водяную гладь, не опускаются на дно, а расползаются по поверхности воды, сохраняя при этом целостность изображения. То есть нарисовать в такой технике можно не только абстракцию, но и конкретные предметы – цветы, растения, животных... Для придания формы рисунку используют специальные палочки или спицы, а также гребешки или мочалки. Для переноса рисунка на твердую поверхность – картон или, например, деревянную дощечку – необходимо аккуратно положить материал на водный рисунок, подождать примерно 15 секунд и поднять картинку за края, дав воде стечь. Готовому произведению искусства нужно дать высохнуть. В домашних условиях возможно ускорить процесс с помощью фена. 

 Примеры занятий по нетрадиционному рисованию для ДОУ 

кляксография

Изображение от Racool_studio на Freepik

Конечно, далеко не все техники, описанные выше, подходят для занятий в детском саду. Пальчиковое рисование осложняется необходимостью последующего отмывания самих юных художников, техника эбру непроста в исполнении, материалы для нее стоят выше среднего, а для «ледяных мелков» вряд ли найдется достаточно места в холодильнике ДОУ. Тем не менее, ряд необычных методик изобразительного искусства прекрасно подходит именно для среднестатистического государственного детского сада. Здесь мы собрали примеры – не затратные по деньгам, простые в плане подготовки воспитателем, не требующие длительной уборки после урока и максимально приятные и полезные для детей. 

Итак, отличными вариантами будут: 

  1. Рисование ватными палочками. С их помощью малыши могут изобразить, например, рисунки исходя из времени года: осенью – гроздья рябины, зимой – снежные пейзажи, весной – веточки мимозы, а летом – пестрое поле в цветах. 

  2. Кляксография. Простая, но занятная техника рисования, основанная на том, что ребенок ставит в центре бумаги жирную кляксу, а после с помощью трубочки из-под сока «выдувает» из нее рисунок. 

  3. Рисование губкой. Для подготовки к такому виду творчества воспитателю необходимы маленькие кусочки губки или поролона, закрепленные бельевой прищепкой. Импровизированные кисточки опускаются в краску, и дети рисуют ими фактурные предметы: мех животных, облака, пышные деревья, ветки цветов. Получается красиво и оригинально. А еще такая техника очень удобна и приятна тактильно. 

  4. Граттаж. Необычная техника дает очень интересные результаты творчества. Граттаж предполагает, что ребенок полностью закрасит белый лист цветными восковыми мелками, а затем покроет разноцветный рисунок черной гуашью. После того, как гуашь высохнет, юный художник будет выцарапывать рисунки. В такой технике получаются красивые изображения на такие темы, как «Космос», «Подводный мир», «Новогодняя ночь» и другие. 

  5. Рисование солью. Название немного удивляет, но техника очень проста. С помощью клея ребенок наносит на картон или бумагу контур рисунка, а затем засыпает контуры солью. Особенно эффектно в такой технике получаются зимние и новогодние пейзажи. 

Нетрадиционных техник рисования – великое множество, здесь мы привели лишь самые популярные и простые.  Помимо этого, каждый педагог может придумать свою методику или смешать несколько техник, чтобы получился необычный результат, который порадует ребенка. Часть картины нарисовать губкой, а часть – ватными палочками, объединить граттаж и рисование солью – только из этих пяти примеров можно составить массу комбинаций, а на деле техник намного больше… Ограничиваются уроки лишь фантазией педагога и его учеников. 

Повысить квалификацию, чтобы вести интересные и эффективные занятия по рисованию в детском саду, можно, пройдя дистанционное обучение у нас. Одномесячные онлайн-курсы будут полезны педагогам, психологам, воспитателям детских садов и молодым родителям. Учитель, который знает необычные техники рисования, умеет заинтересовать детей и найти к каждому ученику индивидуальный подход, востребован в ДОУ, имеет возможность не только вести группу, но и проводить дополнительные занятия или заниматься частной практикой. Мы приглашаем на занятия всех, кому интересны творчество, работа с детьми и необычные подходы в образовании!



Все статьи

Отзывы о нас

ЦАППКК»
НАВЕРХ