Основные функции педагога-психолога

Основные функции педагога-психолога
/upload/medialibrary/278/n5b8xpgjleta7exe8czmi0u0mb5yxy02.jpg
Работа педагога-психолога — это незаменимая составляющая образовательного процесса детей и подростков. Разбираемся в функционале такого специалиста: как он совмещает педагогическую деятельность и психологическую помощь, чем будет полезен той или иной группе в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. 
Работа педагога-психолога — это незаменимая составляющая образовательного процесса детей и подростков. Разбираемся в функционале такого специалиста: как он совмещает педагогическую деятельность и психологическую помощь, чем будет полезен той или иной группе в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей.  Основные функции педагога-психолога Совмещая знания и компетенции двух смежных сфер, детский педагог-психолог часто выступает многоруким специалистом, способным найти решение даже самой сложной проблемы. В зависимости от конкретного ребёнка или выбранного образовательного учреждения, в работу педагога может входить: Диагностика состояния ученика или воспитанника.  Коррекционная работа и помощь в освоении навыков. Разработка индивидуального образовательного маршрута. Адаптация учебного материала под удобный формат восприятия. Поддержка в трудных жизненных ситуациях.  Профилактика конфликтов.  Помощь в социализации и т. п.  Кто такой педагог-психолог Педагог-психолог — это специалист, помогающий детям и подросткам в образовании, социальной адаптации, развитии гибких навыков или коррекции нарушений. Как правило, деятельность педагога-психолога сосредоточена в рамках образовательных учреждений (школы, детские сады, учебные центры, колледжи и т. п.), где основной задачей является создание благоприятных условий для успешного обучения, развития и социализации каждого ребенка. Педагог-психолог изучает психическое развитие детей и подростков, выявляет проблемы в обучении, поведении и общении, оказывает психологическую поддержку, проводит коррекционную и развивающую работу, а также консультирует преподавателей и родителей. Основные функции педагога-психолога в образовательных учреждениях Вне зависимости от выбранного профиля работы (пойдёт ли педагог-психолог в ДОУ, школу или даже частную практику), деятельность специалиста осуществляется в следующих направлениях:  Диагностика. Выявление психологических особенностей, проблем и трудностей в развитии детей и подростков. Примеры работы: проведение психологической диагностики готовности ребенка к школе, изучение адаптации первоклассников, выявление причин школьной неуспеваемости, определение уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление). Развитие и коррекция. Оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в обучении, поведении, общении, а также развитие их познавательных способностей и личностных качеств. Например, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий для детей с проблемами в обучении (дислексия, дисграфия), коррекция агрессивного поведения, развитие коммуникативных навыков.  Консультации. Психологическая помощь, поддержка и ободрение — как учеников, так и их значимых взрослых.  Профилактика. Наблюдение за микроклиматом коллектива и выявление зон роста. Проведение занятий по профилактике буллинга / зависимостей / проблемного поведения, развитие у детей навыков общения и саморегуляции, помощь в отстаивании личных границ, организация тренингов для учителей и родителей по взаимодействию с детьми. Педагогика и методология. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, создание учебных пособий.  Обязанности педагога-психолога в ДОУ На этапе дошкольного образования (в детском саду) педагог-психолог в основном занимается диагностикой и коррекцией, а также общается с родителями, подсвечивая им, на что обратить внимание в состоянии их ребёнка. Например, если одному ребёнку требуется помощь в речевом развитии, а у другого есть дефицит внимания и гиперактивность, психолог будет уделять им особое внимание в рамках взаимодействия в группе и дополнительно вовлечёт в работу родителей, чтобы коррекционная работа велась комплексно.  Педагог-психолог может проводить психологические тренинги и игры на раскрытие потенциала, развитие творческого мышления и разных социальных навыков, оценивать комплексную готовность детей в школе (развитость эмоциональной сферы и познавательных процессов) и просто помогать детям в преодолении трудностей, с которыми они сталкиваются в детском саду. Диагностика педагога-психолога — обязательный этап перед отдачей ребёнка в школу.  Обязанности работы педагога-психолога в школе Психолог-педагог в школе сфокусирован на адаптации каждого ребёнка, создании инклюзивной среды и обеспечении благоприятных условий для обучения. Так, помимо диагностики, личной работы с учениками и их родителями, школьные психологи-педагоги — это первое звено в решении конфликтов между учениками, помощи ученикам из неблагополучных семей, создании индивидуальной программы обучения и т. п. В школьной среде педагог-психолог — это друг, наставник, а порой даже и щит: не все работники образовательной среды понимают, что дети многие вещи делают не со зла.  Методы и инструменты работы педагога-психолога Занятия педагога-психолога могут выглядеть по-разному — это и прохождение тестов, и личные / групповые беседы, и даже сеансы арт-терапии. Большая часть методологии — это психологические техники: работа с ассоциациями (рисуночные тесты и т. п.), игровая терапия, организация тренингов. Однако и педагогические навыки регулярно дают о себе знать: это большой пласт организационной работы, постоянный контакт со средой каждого ученика (его учителя и родители), проведение занятий.  Обучение на педагога-психолога Профессия педагога-психолога — это интересная, востребованная и социально значимая специальность. Если вы давно примеряете на себя помогающую профессию, а сейчас воодушевились помогать детям и тинейджерам учиться, следующий закономерный вопрос — что для этого нужно? Будет вполне достаточно эмпатии, терпения, любви к детям и профессиональной переподготовки — например, программы от ЦАППКК с присвоением квалификации «педагог-психолог»‎. После прохождения программы, вы сможете реализовать себя в любой желанной сфере — от работы с первоклассниками до адаптации сложных подростков. 

Основные функции педагога-психолога


Работа педагога-психолога — это незаменимая составляющая образовательного процесса детей и подростков. Разбираемся в функционале такого специалиста: как он совмещает педагогическую деятельность и психологическую помощь, чем будет полезен той или иной группе в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. 

Основные функции педагога-психолога

Совмещая знания и компетенции двух смежных сфер, детский педагог-психолог часто выступает многоруким специалистом, способным найти решение даже самой сложной проблемы. В зависимости от конкретного ребёнка или выбранного образовательного учреждения, в работу педагога может входить:

  • Диагностика состояния ученика или воспитанника. 

  • Коррекционная работа и помощь в освоении навыков.

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута.

  • Адаптация учебного материала под удобный формат восприятия.

  • Поддержка в трудных жизненных ситуациях. 

  • Профилактика конфликтов. 

  • Помощь в социализации и т. п. 

Кто такой педагог-психолог

Педагог-психолог — это специалист, помогающий детям и подросткам в образовании, социальной адаптации, развитии гибких навыков или коррекции нарушений. Как правило, деятельность педагога-психолога сосредоточена в рамках образовательных учреждений (школы, детские сады, учебные центры, колледжи и т. п.), где основной задачей является создание благоприятных условий для успешного обучения, развития и социализации каждого ребенка. Педагог-психолог изучает психическое развитие детей и подростков, выявляет проблемы в обучении, поведении и общении, оказывает психологическую поддержку, проводит коррекционную и развивающую работу, а также консультирует преподавателей и родителей.


Основные функции педагога-психолога


Основные функции педагога-психолога в образовательных учреждениях

Вне зависимости от выбранного профиля работы (пойдёт ли педагог-психолог в ДОУ, школу или даже частную практику), деятельность специалиста осуществляется в следующих направлениях: 

  • Диагностика. Выявление психологических особенностей, проблем и трудностей в развитии детей и подростков. Примеры работы: проведение психологической диагностики готовности ребенка к школе, изучение адаптации первоклассников, выявление причин школьной неуспеваемости, определение уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление).

  • Развитие и коррекция. Оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в обучении, поведении, общении, а также развитие их познавательных способностей и личностных качеств. Например, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий для детей с проблемами в обучении (дислексия, дисграфия), коррекция агрессивного поведения, развитие коммуникативных навыков. 

  • Консультации. Психологическая помощь, поддержка и ободрение — как учеников, так и их значимых взрослых. 

  • Профилактика. Наблюдение за микроклиматом коллектива и выявление зон роста. Проведение занятий по профилактике буллинга / зависимостей / проблемного поведения, развитие у детей навыков общения и саморегуляции, помощь в отстаивании личных границ, организация тренингов для учителей и родителей по взаимодействию с детьми.

  • Педагогика и методология. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, создание учебных пособий. 

Обязанности педагога-психолога в ДОУ

На этапе дошкольного образования (в детском саду) педагог-психолог в основном занимается диагностикой и коррекцией, а также общается с родителями, подсвечивая им, на что обратить внимание в состоянии их ребёнка. Например, если одному ребёнку требуется помощь в речевом развитии, а у другого есть дефицит внимания и гиперактивность, психолог будет уделять им особое внимание в рамках взаимодействия в группе и дополнительно вовлечёт в работу родителей, чтобы коррекционная работа велась комплексно. 

Педагог-психолог может проводить психологические тренинги и игры на раскрытие потенциала, развитие творческого мышления и разных социальных навыков, оценивать комплексную готовность детей в школе (развитость эмоциональной сферы и познавательных процессов) и просто помогать детям в преодолении трудностей, с которыми они сталкиваются в детском саду. Диагностика педагога-психолога — обязательный этап перед отдачей ребёнка в школу. 


Основные функции педагога-психолога


Обязанности работы педагога-психолога в школе

Психолог-педагог в школе сфокусирован на адаптации каждого ребёнка, создании инклюзивной среды и обеспечении благоприятных условий для обучения. Так, помимо диагностики, личной работы с учениками и их родителями, школьные психологи-педагоги — это первое звено в решении конфликтов между учениками, помощи ученикам из неблагополучных семей, создании индивидуальной программы обучения и т. п. В школьной среде педагог-психолог — это друг, наставник, а порой даже и щит: не все работники образовательной среды понимают, что дети многие вещи делают не со зла. 

Методы и инструменты работы педагога-психолога

Занятия педагога-психолога могут выглядеть по-разному — это и прохождение тестов, и личные / групповые беседы, и даже сеансы арт-терапии. Большая часть методологии — это психологические техники: работа с ассоциациями (рисуночные тесты и т. п.), игровая терапия, организация тренингов. Однако и педагогические навыки регулярно дают о себе знать: это большой пласт организационной работы, постоянный контакт со средой каждого ученика (его учителя и родители), проведение занятий. 

Обучение на педагога-психолога

Профессия педагога-психолога — это интересная, востребованная и социально значимая специальность. Если вы давно примеряете на себя помогающую профессию, а сейчас воодушевились помогать детям и тинейджерам учиться, следующий закономерный вопрос — что для этого нужно? Будет вполне достаточно эмпатии, терпения, любви к детям и профессиональной переподготовки — например, программы от ЦАППКК с присвоением квалификации «педагог-психолог»‎. После прохождения программы, вы сможете реализовать себя в любой желанной сфере — от работы с первоклассниками до адаптации сложных подростков. 


Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ