Основы и принципы медиации

Основы и принципы медиации

1.jpg


Медиация – это процедура поиска компромисса, результата, устраивающего обе стороны конфликта, которая проводится при помощи специально обученного профессионала-медиатора. Медиация появилась в России не так давно, в 2011 году, но неуклонно набирает обороты, так как это действительно эффективный и «малокровный» способ достичь взаимопонимания и решить проблему так, чтобы все остались довольны.

Принципы медиации

У медиации существует ряд принципов, об основных из которых мы расскажем простыми словами.

  1. Добровольность. В отличие от суда, в котором ответчику придется участвовать, хочет он того или нет, медиация – дело добровольное. Если кто-либо из сторон спора против привлечения «третьих лиц» в виде медиатора, то никто не сможет заставить его насильно участвовать в процедуре.

  2. Равноправие. Изначально предполагается, что стороны имеют равные права и возможности, могут приводить аргументы и отстаивать свое мнение. Благодаря тому, что ни у кого нет преимуществ, появляется возможность «родить истину», то есть решение, которое устроит всех, и минимизировать материальный и моральный ущерб.

  3. Конфиденциальность. Это еще один принцип и преимущество медиации: все, что сказано, обсуждено, решено в процессе процедуры, остается между конфликтующими сторонами и медиатором, которому закон напрямую запрещает разглашать любую информацию. Это особенно важно, если участники конфликта избегают огласки, заботясь о собственной репутации.

  4. Нейтральность. Медиатор выступает в роли «буфера», своеобразного «успокоителя». Он должен сохранять беспристрастность и не иметь заинтересованности в том или ином решении спора. Личность медиатора перед началом процедуры должны одобрить обе стороны, и только после этого он может начинать медиацию. А если медиатор в процессе почувствует, что тяготеет к кому-либо из участников, начинает сопереживать, ему сложно сохранять нейтралитет – он должен отказаться от участия в процедуре.

Виды медиации 

Основы и принципы медиации


Медиация медиации рознь. В зависимости от ее целей и направленности, различают 7 основных видов:

  1. Компромиссная. Этот вид медиации направлен на решение проблем и поиск устраивающих всех решения. В ходе процедуры стороны раскрывают свои позиции, после чего медиатор помогает найти общие точки соприкосновения, выявить общие интересы, что облегчает поиск компромисса.

  2. Трансформативная. Этот подход основан на применении практических инструментов, благодаря которым участники спора могут поставить себя на место противоположной стороны. Это помогает увидеть ситуацию другими глазами, пойти навстречу, признать права, аргументы и пожелания другого человека и найти через это совместное решение.

  3. Нарративная. У каждого участника свой взгляд на ситуацию и свое мнение. В ходе нарративной медиации специалист помогает посмотреть на историю конфликта через призму других событий. Для этого он предлагает рассмотреть факты, на которые до этого никто не обращал внимания, хотя они могут полностью изменить отношение участников спора к ситуации. Здесь важно не само событие, а то, как его воспринимает и описывает каждая сторона.

  4. Семейно-ориентированная. Из названия понятно, что этот вид медиации применяется в основном для решения семейных проблем. Он призван сохранить нормальные дружелюбные отношения между членами семьи, помочь им пережить перемены. Медиатор глубоко погружается в семейную модель отношений, чтобы помочь сторонам глубже понять проблему и роль в ней каждого из них, осознать, что конфликт вызвали разные действия и реакции, и невозможно обвинить кого-то одного. Медиатор работает не только со взрослыми, но и с детьми, принимая во внимание их чувства и потребности.

  5. Медиация понимания. Основана на том, что никто лучше самих участников спора не понимает своих перспектив и интересов, а медиатор здесь – лишь посредник.

  6. Оценочная. Этот подход дает медиатору возможность и право участвовать в разрешении конфликта с помощью оценивания действий сторон. Также профессионал может предлагать свои варианты решения спора и в целом влиять на процесс.

  7. Восстановительная. Этот подход создавался в России, в российских реалиях, с учетом национальной специфики. Его основная задача – создать для участников конфликта условия, которые помогут сгладить острые углы и восстановить отношения через примирение и принятие ответственности за итог медиации на себя. 

Почему медиация предпочтительнее, чем суд

Основы и принципы медиации


У технологии есть много преимуществ перед судебным разбирательством, именно поэтому она набирает популярность. Самые очевидные плюсы – это:

  • Скромные расходы по сравнению с судебными издержками. Переговоры и совместное решение сэкономят немало средств. И не только средств — время часто не менее, а то и более ценный ресурс, особенно, если речь идет про медиацию в бизнесе.

  • Вариативность решений. Медиация дает гораздо больше вариантов решения конфликта, чем суд – она не ограничена рамками закона (если, конечно, итог спора его не нарушает), поэтому возможны неожиданные решения, реализовать которые в суде невозможно.

  • Эффективность. Чаще всего стороны в результате медиации приходят к общему знаменателю, даже если находятся в напряженных отношениях и конфликтуют. Здесь есть один нюанс – медиатор должен быть настоящим экспертом, который разбирается в психологии и конфликтологии, владеет их  практическими инструментами, которые помогут создать адекватную обстановку, позволяющую обсуждать проблему в любой ситуации. Именно таких профессионалов выпускает наша академия.

  • Сохранение отношений. Конечно, назвать их дружескими будет сложно, но в конфликтной ситуации, с которой стороны не справляются самостоятельно, достижением будут и ровные нормальные отношения. Это происходит потому что участники при помощи медиатора смогли провести диалог, войти в положение друг друга и найти устраивающее всех решение. В суде сохранить отношения намного сложнее.

В каких случаях проводится медиация?

Основы и принципы медиации


Сферы применения технологии широки: это и семейные, и трудовые споры, гражданские и арбитражные процессы, бизнес, социальная, в частности, школьная сфера. Особенно медиация рекомендуется в случаях, когда выиграть судебный процесс представляется маловероятным, ведь процедура имеет гораздо более широкие возможности для обоюдовыгодного решения конфликта.

Вот самые частые ситуации, в которых стороны прибегают к медиации:

  • Семейные раздоры: чаще всего в ходе медиации делят нажитое имущество и решают споры о детях.

  • В трудовой сфере медиация помогает мягко решить конфликты между работодателем и сотрудниками организации или между отдельными коллегами.

  • В бизнес-сфере к медиации обращаются, когда возникают конфликты между учредителями организации, в частности по вопросам управления юрлицом, споры, вызванные нарушением условий договора.

  • Частные разногласия между отдельными гражданами, связанные с долговыми обязательствами, непреднамеренным нанесением материального ущерба и т. п.

  • Конфликты в школе между учениками, родителями, педагогами.

Медиация во многих случаях выгоднее, чем суд, так как ее цель – не наказать виновных и удовлетворить обиженных, а найти оптимальный выход из ситуации, который устроит всех.

Принципы проведения медиации  

Несмотря на то, что медиатор руководствуется законодательством, жестких правил проведения процедуры нет, только определенные требования. Участники конфликта, со своей стороны, тоже могут дополнить эти требования и прописать свои перед началом медиации. Некоторые организации, которые представляют медиаторы, также имеют свой внутренний свод правил. Но в целом ход обсуждения модерирует сам специалист.

Часто процедура проводится в виде стола переговоров, за которым собираются стороны и медиатор и обсуждают ситуацию с разных сторон, пока не найдут какое-то общее решение.

Иногда отношения между участниками конфликта настолько накалены, что проведение общей встречи вряд ли будет продуктивным и мирным. В такой ситуации медиация тоже возможна. Здесь стороны не встречаются, а все переговоры проходят через специалиста. Это так называемый челночный метод. И даже в такой ситуации сохраняются все принципы медиации, то есть профессионал продолжает оставаться беспристрастным, не влияет на решения сторон, а только подталкивает их к поиску совместного выхода. Роль медиатора заключается во всесторонней помощи: от организации конструктивного диалога и формулирования требований до донесения этих требований оппоненту и помощи в поиске решения.

К проведению логопедического массажа существует ряд противопоказаний – ОРВИ, герпес, стоматит, эписиндром и т. д. Это не такая безобидная процедура, как может показаться в начале. Поэтому специалист должен хорошо понимать механизм проведения массажа, как устроен речевой аппарат и как он функционирует, физиологию, анатомию человека и многое другое. 

Все необходимые знания для квалифицированной и качественной работы массажистом может дать наш курс повышения квалификации «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях».

Если вас интересуют новые умения и знания, которые обязательно пригодятся в работе или жизни, наш курс именно то, что вам нужно. 

Медиация в школе

Основы и принципы медиации


Школа – место взаимодействия детей, педагогов, родителей, поэтому возникновение конфликтов время от времени неизбежно. Это могут быть как небольшие споры, так и глобальные проблемы в виде травли или буллинга. Некоторые ситуации настолько заходят в тупик, что без привлечения медиатора не обойтись.

Как и в других делах, медиатор выступает в качестве буфера, своеобразного модератора обсуждения. Специалист не принимает ничью сторону, не навязывает свое мнение и какие-то решения, а только следит за соблюдением границ и течением беседы в конструктивном русле, не позволяет дойти до оскорблений и обвинений друг друга. Он следит, чтобы ничьи интересы не были ущемлены, но при этом стороны конфликта должны сами найти решение, которое их устроит, и договоренности, которые будут добровольно соблюдаться всеми участниками.

В этом и есть смысл — если стороны сами нашли решение, оно им понятно, то вероятность повторения конфликта значительно снижается. Цель школьной медиации – не найти и покарать виновных, а выйти из ситуации с наименьшими потерями для всех.

Служба медиации (или как ее еще называют, служба примирения) может быть создана на базе школы. Для этого потребуется:

  • внутренний регламент работы службы медиации;

  • отдельный кабинет;

  • руководитель службы.

И если с первыми двумя пунктами вопросов обычно не возникает, то с личностью руководителя нужно разобраться подробнее. В первую очередь, он должен пройти профпереподготовку по медиации. Часто школы назначают руководителем службы психолога без профпереподготовки, что не совсем верно. Цель психолога – сгладить острую фазу конфликта, что иногда приводит к ситуации, когда с виду все вроде бы гладко, но конфликт приобретает скрытое, «ползучее» течение. Медиатор разбирается глубже, его цель – осознанное примирение, понимание сторонами позиций друг друга и соблюдение договоренностей. 

Назначать руководителем службы медиации кого-то из педагогов тоже будет не вполне верным. Ведь один из основных принципов процедуры – беспристрастность, которую сложно сохранять преподавателю, работающему в школе, знающему учеников как облупленных и имеющему собственное отношение к каждому из них.

Кстати, медиатором в школе может выступать не только взрослый. Если конфликт произошел между учениками, то можно прибегнуть к «медиации ровесников». Естественно, юные медиаторы должны будут пройти подготовку, а поначалу работать под присмотром профессионального специалиста. В будущем тем, кто хорошо справляется с ролью медиатора, можно будет доверить работать самостоятельно. Но, если в конфликте задействован преподаватель или родители, с ними, разумеется, работает взрослый.

Как примерно происходит медиация в школе:

  • Прием заявки на медиацию лично или в письменной форме.

  • Встреча сторон и обсуждение конфликта, поиск выхода из него. Встреч может быть проведено несколько. Все зависит от сложности ситуации.

  • Достижение договоренностей.

  • Контрольная встреча через 2-3 недели после разрешения ситуации, чтобы проверить, насколько каждая из сторон соблюдает договоренности.

  • Анализ работы, которую провел медиатор.

Медиация в суде

Основы и принципы медиации


Суды в России имеют большую загруженность. Медиация дает возможность ее снизить, поэтому судьи хорошо относятся к этой процедуре, а иногда и сами рекомендуют ее проведение.

Как происходит медиация на фоне судебного процесса?

Если он уже начался, то с началом процедуры ход процесса замораживается на 2 месяца с тем, чтобы стороны могли прийти к общему соглашению. Если все получилось, то стороны возвращаются в суд с медиативным соглашением, которое рассматривается судьей. Если соглашение не противоречит законодательству и не нарушает ничьих прав, то суд утверждает его как мировое.

Особенности медиации в судебном процессе:

  • Процедура проходит вне зала заседаний.

  • Медиатор не может выступать в качестве свидетеля какой-либо стороны.

  • Проведение процедуры невозможно, если результаты соглашения могут затрагивать третьих лиц, которые не участвуют в процессе.

  • Медиация оплачивается сторонами поровну и не включается в судебные издержки.

Плюсы медиации в суде:

  • Быстрое принятие решения. При медиации не нужно соблюдать ряд формальностей, которых не избежать в суде, а медиатор занимается только одним спором, тогда как у судьи в производстве могут быть десятки дел.

  • Решение принимают обе стороны. А значит, с большой долей вероятности оно будет окончательным, вряд ли будет оспорено второй стороной, а договоренности медиативного соглашения исполняются быстрее и охотнее, так как участники спора сами их определили.

  • При медиации гораздо больше возможностей сохранить ровные отношения с другим участником конфликта и даже продолжить дальнейшее сотрудничество.

Наибольший эффект медиация принесет в гражданских и арбитражных делах. Несмотря на то, что медиатором может стать человек с любым образованием, в случае проведения процедуры медиации в ходе судебного процесса лучше обратиться к медиатору-юристу. Это позволит избежать договоренностей, которые не будут соответствовать законодательству, а значит медиативное соглашение будет одобрено без лишних проволочек.


Все статьи

Отзывы о нас

ЦАППКК»
НАВЕРХ