Виды бумажного конструирования, особенности, методология занятий

Виды бумажного конструирования, особенности, методология занятий

технологии конструирования из бумаги

Изображение от pressfoto на Freepik

Бумага является одним из самых популярных материалов для творчества в детском саду. На ней можно рисовать, ее можно мять в комочки или аккуратно складывать, скручивать или резать на полоски, выщипывать из нее различные фигурки, а затем создавать и элементарные поделки, с которыми справляются даже трехлетки, и настоящие шедевры – объемные и сложные работы, которые получаются у старших детсадовцев. 

Бумажное конструирование обладает серьезным образовательным и воспитательным потенциалом, учит фантазировать, развивает мышление, тренирует мелкие мышцы рук. Поговорим о возможностях этого увлекательного занятия, о видах конструирования и об особенностях обучения ему дошкольников. 

О бумажном конструировании и его пользе

технологии конструирования из бумаги

Изображение от Freepik

Основной вид деятельности, который понятен, привычен, интересен детям, – это игра. Играя, ребенок знакомится с окружающим его миром – изучает форму предметов, их свойства, учится оценивать размеры. Причем делает это самостоятельно, без указаний и помощи взрослых. Все, что так или иначе связано с игрой, легче воспринимается, понимается, запоминается. Поэтому и методы обучения, основанные на игровых моментах, оказываются наиболее эффективными – увлекают и развивают одновременно. 

Одним из таких развивающих методов обучения является конструирование из бумаги. 

Это не просто познавательное занятие, в ходе которого ребенок знакомится с разными свойствами бумаги. Игра превращается в продуктивную деятельность, у которой появляется цель (создать что-то новое – по инструкции педагога или по собственному желанию) и которая дает материальный результат – завершенную поделку (аппликацию, фигурку оригами, эксклюзивную открытку маме на день рождения). 

Несмотря на кажущуюся простоту и притягательность для ребят, конструирование из бумаги – это довольно трудоемкое занятие, которое: 

  • развивает мышление;

  • учит анализировать, а затем – синтезировать, делать выводы;

  • совершенствует зрительное восприятие и пространственные представления;

  • учит сравнивать, находить сходства и различия;

  • учит фокусировать внимание на каком-то определенном занятии;

  • развивает мелкую моторику рук;

  • учит выражать свои мысли, эмоции, впечатления особым образом;

  • помогает раскрыть и развить творческие способности;

  • воспитывает целеустремленность;

  • способствует развитию коммуникативных навыков;

  • создает базу для развития технических способностей;

  • является хорошей подготовкой к овладению письмом и т. д.

При этом подобные занятия не требуют какой-то специально оснащенной рабочей зоны или особого оборудования. Достаточно взять несколько листов бумаги, карандаш и ластик, линейку и ножницы (или обойтись только бумагой) – и можно приступать к созданию оригинальных поделок. 

Цели обучения конструированию и задачи, которые решают такие занятия

технологии конструирования из бумаги

Изображение от master1305 на Freepik

Занятия по конструированию из бумаги включаются в учебно-воспитательный процесс для реализации сразу нескольких целей, а именно – образовательных, воспитательных, развивающих. В чем же состоят эти цели:

  1. Образовательные. В процессе увлекательной игры пополнить детский багаж знаний новыми словами, понятиями – познакомить с названиями тех объектов, которые приходится сооружать, с геометрическими фигурами и телами, с инструментами и материалами, помочь освоить техники работы и запомнить технические термины. 

  2. Воспитательные. В процессе создания чего-то нового собственными руками пробудить интерес к самостоятельному или коллективному творчеству, воспитывать аккуратность, любознательность, тягу к исследованиям, научить не только работать, но и доводить начатое до завершения. 

  3. Развивающие. Конструирование должно способствовать развитию внимания, навыков концентрации, пространственного и логического мышления, умения анализировать, творческих способностей, навыков делать что-то самостоятельно и вместе с кем-то (коллективно). 

Еще одной целью обучения конструированию из бумаги является формирование у детей интереса к техническому творчеству. 

Достижению всех этих целей способствует решение таких задач:

  • познакомить с изобретательством (техническим, художественным);

  • развить базовые навыки технического моделирования;

  • сформировать начальные умения технического, инженерного мышления;

  • научить пользоваться разными инструментами, работать с разными материалами при изготовлении конструкций разного уровня сложности;

  • привить ответственное отношение к своей работе;

  • воспитать аккуратность;

  • обучить технологиям и приемам работы с разными видами бумаги;

  • воспитывать у дошкольников интерес к техническому творчеству;

  • познакомить с элементарными правилами безопасности в работе с инструментами;

  • развить логическое, образное, конструктивное мышление;

  • сформировать умение выстраивать коммуникации со сверстниками и взрослыми;

  • научить проявлять инициативу, работать самостоятельно и многое другое. 

Особенности обучения бумажному конструированию

 технологии конструирования из бумаги

Изображение от Freepik

Изготовление поделок из различных видов бумаги – увлекательное занятие, которое, впрочем, требует от юных творцов определенных умений. Поэтому в расписании «уроков» в детском саду конструирование появляется, как правило, во второй младшей группе, посетители которой – малыши трех-четырехлетнего возраста.

Главная цель, которую преследует педагог, приобщая своих подопечных к созданию бумажных шедевров, – заинтересовать этим видом деятельности. Первое знакомство с конструированием начинается с рассказа о материале, с которым ребятам предстоит работать. Малыши узнают, что бумага бывает не только белая, но и разноцветная, на ощупь – жесткая (как ватман) и мягкая (как салфетка), ровная и гофрированная, гладкая и шершавая, плотная, очень прочная и тонкая, которую просто порвать. Чтобы все эти свойства были более понятны, ребята должны все изучить своими руками – потрогать различные виды бумаги, повзаимодействовать с ними. 

Далее дети осваивают элементарные приемы работы с материалом – учатся мять бумагу, скручивать или складывать, отрывать от нее кусочки. Чтобы восприятие получилось максимально полным, а представление о материале – наиболее объемным, стоит задействовать и слух – обращать внимание малышей на то, какие звуки сопровождают процесс сминания бумаги или ее разрывания.

На первой ступени обучения конструированию (в младшей группе) ребята учатся слушать инструкции педагога и действовать в соответствии с ними. Занятия развивают усидчивость, аккуратность.

Методика бумажного конструирования предполагает подробное объяснение всего, что необходимо сделать, чтобы поделка получилась. Еще один обязательный элемент в обучении – готовый образец, сделанный педагогом (причем он необходим не только начинающим самоделкиным, но и ребятам из старшей и подготовительной группы). 

Самые первые поделки ребята конструируют из деталей, подготовленных педагогом. Ручки малышей еще не умеют обращаться с инструментами, поэтому все необходимые надрезы и сгибы на заготовках уже есть. Задача маленьких конструкторов – все сложить и собрать, скрепив клеем. Педагог следит за правильным расположением деталей и вносит коррективы, если это необходимо. И, конечно, хвалит своих подопечных – ведь первые шаги в творчестве самые сложные. 

В средней группе продолжается отработка и совершенствование элементарных навыков работы с бумагой. Ребята учатся пользоваться ножницами – делать надрезы, скруглять уголки. Под руководством воспитателя маленькие конструкторы складывают квадратные или прямоугольные листы пополам, старательно совмещая углы. Четырех-пятилетние малыши учатся делать первые аппликации, дорисовывают детали. 

В старшей группе – в возрасте 5-6 лет – ребята уже достаточно хорошо ориентируются в различных техниках конструирования. У них развито пространственное мышление, им проще координировать движения своих рук. Ребята из старшей группы учатся сгибать лист бумаги вчетверо, разрезать его по сгибу. В поделках они используют комбинации различных форм материала. Дети продолжают выполнять работы по образцу, но теперь у них есть возможность вносить свои – авторские – изменения, самостоятельно выбирать фактуру, цвет исходного материала. Задания постепенно усложняются, а их тематика становится более разнообразной. Одно из нововведений на этом этапе – конструирование по собственному замыслу. 

В 6-7 лет (возраст подготовительной группы) дети уже владеют многими умениями и навыками, которые необходимы для бумажного конструирования. На этом этапе они учатся работать по разметке – сгибают или разрезают заготовки по пунктирным линиям, которые наметил воспитатель. Действия по образцу уступают свое приоритетное место словесным инструкциям и указаниям, большее внимание уделяется развитию фантазии, творческих способностей ребят – вот ключевые особенности обучения в подготовительной группе.

Конструирование из бумаги: типы и формы

технологии конструирования из бумаги

Изображение от fxquadro на Freepik

Итак, конструирование (от латинского constructio) представляет собой составление, соединение, сложение отдельных деталей, элементов, частей и построение из них какой-то новой структуры (конструкции) – поделки. Есть множество типов и форм конструирования:

  • техническое (в качестве строительного материала могут использоваться детали конструктора, деревянные кубки и т. п.);

  • художественное (его результатом становятся художественные изделия – аппликации, инсталляции, барельефы и т. д., а основой служат, например, бумага и различные природные материалы);

  • создание поделки по образцу (ребята наблюдают, как все делает учитель, затем повторяют те же действия самостоятельно);

  • конструирование по модели (у дошкольников есть готовое изделие, им нужно соорудить что-то подобное, но без пошаговых инструкций);

  • построение конструкции по условиям (ни образца, ни модели нет, но есть определенные исходные данные: например, построить возле домика гараж, оборудовать подъездную дорожку, ворота, учесть размеры машинки);

  • работа с использованием схем и чертежей (ребята учатся читать схемы, понимать пропорции, оценивать масштаб);

  • конструирование по замыслу (дети сами придумывают объект и реализуют свой замысел);

  • тематическое конструирование (дошкольникам предлагают тему работы – например, транспорт или здания, – дальше ребята действуют самостоятельно);

  • модульное или каркасное конструирование (этот вариант подходит продвинутым пользователям конструкторов). 

Какой тип конструирования выбрать, как организовать занятия – решает педагог, учитывая при этом возрастные особенности подопечных, состав группы (количество мальчиков и девочек в коллективе), интересы ребят и требования учебной программы. 

Разновидности проектов из бумаги 

технологии конструирования из бумаги

Изображение от Freepik

Бумага – универсальный материал, из которого можно создавать самые разные поделки. Причем с этим материалом справится даже трехлетний карапуз, главное – правильно подобрать технику, наиболее подходящую для пока еще непослушных ручек малыша. 

Поделка из бумаги может быть плоскостной (когда основой становится плотная бумага или картон), объемной (например, бумажная скульптура, изготовленная из папье-маше, или поделки, собранные из полосок бумаги) или выполненной в технике оригами. Разновидностей проектов из бумаги, как и техник их создания, очень много – оригами и киригами, поделки из конусов и цилиндров, из полосок бумаги, складывание и скручивание, скатывание и форматное конструирование и т. д. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них более подробно. 

  • Обрывная аппликация

Этот интересный вид бумажного конструирования развивает мелкую моторику детских ручек, творческое мышление и рекомендуется для малышей, начиная с трехлетнего возраста. У каждой поделки есть основа – из картона или плотной бумаги, на которой и создается художественное творение. От цветной бумаги пальцами отрываются кусочки и наклеиваются на контуры изображения, подготовленные воспитателем. Получается объемная картинка, чем-то схожая с мозаикой. Таким способом можно «вырезать» без ножниц крупные детали – например, крону деревьев или морскую волну. Техника делает изображение фактурным. 

  • Мозаика

В таком виде аппликации изображение складывается из отдельных цветных кусочков, которые аккуратно подогнаны друг к другу. Мозаика может быть с просветами или без них, сплошной (когда разноцветными детальками заклеивается все изображение) или контурной (когда кусочки мозаики приклеиваются только по контуру). Есть и такие разновидности мозаики, как сюжетная, предметная, декоративная. Используя эту технику, можно оформить, например, закладку для книг или поздравительную открытку.

  • Торцевание

Еще одна простая в исполнении и необычная техника, которая позволяет создавать эффектные объемные картины, открытки, панно. Для изготовления поделки понадобятся: основа из плотной бумаги или картона, на которой нарисованы контуры будущей картины, много-много квадратиков из мягкой гофрированной бумаги (или обычных салфеток), клей и торцовочный инструмент (это может быть карандаш, стержень или палочка), а еще – терпение и аккуратность, ведь предстоит не один раз сформировать при помощи карандаша торцовки (отдельные элементы будущей композиции) и приклеить их к основе. С таким видом конструирования рекомендуют знакомить детей не ранее средней группы. 

  • Квиллинг

Такой вид бумагопластики подойдет для более продвинутых пользователей – из старшей и подготовительной группы. Суть техники квиллинга в следующем: из полосок цветной бумаги (шириной от 3 до 15 мм) при помощи зубочистки скручиваются тугие спиральки-колечки, которые затем используются для формирования различных объемных узоров. Кончики бумаги фиксируются клеем. 

Овладеть искусством бумажного конструирования, разобраться в том, как правильно организовывать и проводить развивающие занятия в детском дошкольном учреждении, чтобы они получались максимально увлекательными и полезными, вы можете на одном из онлайн-курсов в нашей Академии. Дистанционное обучение – оптимальный формат, который делает доступным и повышение квалификации, и профессиональную переподготовку, и освоение новой сферы деятельности. 



Все статьи

Отзывы о нас

ЦАППКК»
НАВЕРХ