Роль искусства в развитии детей

Роль искусства в развитии детей
/upload/medialibrary/1be/1be562846338fdd71606d976f7deef8d.jpg
Подробная информация об искусстве и его влиянии на развитии головного мозга ребенка. Описание того, как приобщить ребенка к прекрасному и оказать положительное влияние с помощью искусства.
Искусство и головной мозг Как искусство влияет на развитие детей? Как приобщить ребенка к прекрасному? Когда в семье появляется ребенок, родители стараются сделать все возможное, чтобы он вырос хорошим человеком – образованным, думающим, с чувством юмора и жаждой жизни. Чтобы малыш был в будущем конкурентоспособным, его нагружают по полной программе: водят в спортивные секции, обучают иностранным языкам, компьютерной грамоте. Но не все родители, даже самые любящие, вспоминают о том, что для развития гармоничной личности с разносторонними интересами и творческими способностями необходимо с раннего детства приобщать ребенка к искусству.  Почему это важно? Давайте разбираться. Искусство и головной мозг Рост, развитие ребенка, формирование его личности во многом зависят от того, как работает головной мозг, насколько хорошо развиты и эффективно ли взаимодействуют его полушария. Зоны ответственности у них разные. В ведении правого полушария – восприятие информации на слух, образное мышление, творческие способности, умение планировать. Левое полушарие в ответе за речь, аналитические способности, логическое мышление, предрасположенность к математике и другим точным наукам. Когда половинки развиты одинаково хорошо и связи между ними прочны, ребенок чувствует себя комфортно, легко усваивает новую информацию, успешно учится, спокойно переживает неудачи, у него нет трудностей в общении с другими людьми, ему покоряются спортивные высоты. Если же равновесие нарушено и одно из полушарий начинает доминировать, возникают проблемы в виде гиперактивности, сложностей в обучении чтению и письму, мнительности, сбоев в слуховом и зрительном восприятии, импульсивного поведения и плохой ориентации в пространстве.  Межполушарные связи у детей формируются до 12-15 лет, а наиболее значимым периодом считается возраст 3-8 лет – когда закладывается фундамент интеллекта.  Сбалансировать активность половинок головного мозга, скорректировать возможные отклонения, а иногда и справиться с серьезными нарушениями помогает искусство. Как искусство влияет на развитие детей? Искусство – это инструмент для познания окружающего мира, способ передачи информации, выражения эмоций, обмена мыслями и чувствами, средство воздействия на других людей. Первый контакт ребенка с этим удивительным явлением нередко случается еще до рождения – многие мамы, следуя рекомендациям специалистов или собственным убеждениям, слушают музыку, читают, посещают картинные галереи, чтобы транслировать всю эту красоту тому, кто живет в животе. Немного позже происходит и первая встреча – колыбельные помогают малышу быстрее заснуть, интересный рисунок на обоях отвлекает от грустных мыслей и желания заплакать, а податливый кусок пластилина вдруг превращается в самую настоящую собачку, которой будут восхищаться родители и с гордостью демонстрировать успехи своего чада всем окружающим.  В чем же состоит воспитательный, развивающий потенциал различных видов искусства: Изобразительное искусство. Разглядывая иллюстрации к первым книжкам, ребенок учится различать формы, цвета, описывать то, что он видит, отвечать на вопросы, рассуждать и обсуждать, придумывать предысторию или продолжение сюжета. Это помогает развивать разговорную речь, воображение, внимание, образное мышление.  Когда малыш начинает рисовать сам, он знакомится с такими понятиями, как размер, перспектива, масштаб, пытается передать свое настроение, отношение к герою «художественного произведения». Необычные способы рисования – ладошками, пальцами – хорошо развивают мелкую моторику, которая в свою очередь благоприятно влияет на участки головного мозга, отвечающие за внимание и память. Декоративно-прикладное творчество. Создавать шедевры – аппликации, скульптурные композиции из глины или пластилина, поделки из бисера и макраме, вязать или вышивать, выжигать по дереву – невозможно без активного участия воображения и мелких мышц рук, без усидчивости, которая позже пригодится в школе, университете и взрослой жизни. Ребята овладевают новыми для себя навыками под руководством опытных наставников – педагогов или родителей, которые объясняют, показывают, что и как делать, рассказывают о художественных приемах или используемых материалах. Это развивает умение слушать, воспринимать на слух. Рассказывая о своем творении, ребята учатся правильно подбирать слова, объяснять, почему выбрана та или иная форма, тот или иной цвет. Стараясь повторить какой-то объект в своем произведении, дети размышляют – трансформируют привычные вещи, меняют их размер, форму, учитывают перспективу, выбирают подходящий инструмент – карандаш, фломастер или кисточку с красками, варьируют цветовые сочетания. Все это в дальнейшем пригодится им в школе – например, при решении задач на уроках математики.  Художественная литература. Книги – неисчерпаемый источник знаний об исторических событиях, природе, людях и их взаимоотношениях и о многом другом. Информация, которую ребенок получает из книг, формирует его мировоззрение, развивает эмоциональную сферу. Читая, он учится ставить себя на место другого человека, анализировать, переживать непростые моменты, радоваться и огорчаться, сочувствовать, усваивает нормы поведения. Книги формируют нравственную, культурную основу личности, систему ценностей. Кроме того, чтение помогает развивать речь – делает ее четкой, красивой, правильной, обогащает словарный запас. Музыка. Когда женщина, будучи беременной, слушает музыку, это оказывает стимулирующее воздействие на центральную нервную систему плода – у него формируются новые нейронные связи. В раннем возрасте музыка помогает подготовить малыша к говорению, стимулирует его слух. Простенькие детские песенки с повторяющимися строчками развивают память и речь. Дальше занятия музыкой, вокалом помогают повысить и закрепить самооценку ребенка, дают ему возможность для самовыражения, развивают творческие способности, мышление, эмоциональную сферу, облегчают коммуникации со сверстниками. Танцы развивают чувство ритма, координацию движений, ловкость. Как приобщить ребенка к прекрасному? Чем раньше малыш познакомится с искусством, тем лучше. От того, каким будет это первое прикосновение к прекрасному, во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, то, насколько наполненной, яркой, успешной будет его жизнь. Первые проводники в мир музыки, литературы, изобразительного искусства – родители. Поэтому задача перед ними стоит непростая: создать условия для комфортного погружения и творческого самовыражения малыша. Как это сделать: Пойте, танцуйте, слушайте музыку, рисуйте – сделайте искусство доступным для ребенка с самого раннего возраста.  Купите цветные карандаши, краски, мелки, альбомы и цветную бумагу, клей, пластилин и отведите всем этим материалам для творчества отдельное место, которое будет всегда в поле зрения малыша.  Если вы замечаете, что ребенка увлекает что-то конкретное – будь то музыка, рисование, лепка или танец, найдите тематический кружок, в котором он сможет развить свои способности.  Читайте вместе книги, рассматривайте картины, смотрите мультфильмы или кино, слушайте музыку, ходите в театр или на выставки и обсуждайте увиденное и услышанное, обменивайтесь своими впечатлениями, расспрашивайте малыша, давая повод поразмышлять, порассуждать, высказать свое мнение.  Соберите коллекцию рисунков, аппликаций, различных поделок юного творца и устройте домашнюю мини-выставку. Ребенок будет видеть, что вам важно то, что он делает. Это добавит ему уверенности в себе, повысит самооценку, убережет от комплексов. Если у вашего малыша необычный взгляд на привычные вещи – например, трава у него синяя, а солнце вовсе не желтое, не спешите исправлять, загонять его в рамки стереотипов и правил. Дайте ему возможность делать все так, как он это чувствует. Заведите традицию домашних концертов или спектаклей, в которых будет участвовать вся семья. Готовьте костюмы, маски, распределяйте роли. Это будет волнительно, но зато очень весело, и наверняка запомнится на долгие годы.  Знакомство с искусством, постепенное погружение в этот удивительный, не всегда понятный мир развивает интеллект, творческие способности, учит эмпатии, помогает справиться с психологическими проблемами, проявлять самые разные эмоции. Даже если ребенок не станет потом известным пианистом, художником, скульптором или поэтом, он будет интересным собеседником, разносторонне развитой личностью.

Влияние искусства на развитие детей


Когда в семье появляется ребенок, родители стараются сделать все возможное, чтобы он вырос хорошим человеком – образованным, думающим, с чувством юмора и жаждой жизни. Чтобы малыш был в будущем конкурентоспособным, его нагружают по полной программе: водят в спортивные секции, обучают иностранным языкам, компьютерной грамоте. Но не все родители, даже самые любящие, вспоминают о том, что для развития гармоничной личности с разносторонними интересами и творческими способностями необходимо с раннего детства приобщать ребенка к искусству. 

Почему это важно? Давайте разбираться.


Искусство и головной мозг

Влияние искусства на развитие детей


Рост, развитие ребенка, формирование его личности во многом зависят от того, как работает головной мозг, насколько хорошо развиты и эффективно ли взаимодействуют его полушария. Зоны ответственности у них разные. В ведении правого полушария – восприятие информации на слух, образное мышление, творческие способности, умение планировать. Левое полушарие в ответе за речь, аналитические способности, логическое мышление, предрасположенность к математике и другим точным наукам. Когда половинки развиты одинаково хорошо и связи между ними прочны, ребенок чувствует себя комфортно, легко усваивает новую информацию, успешно учится, спокойно переживает неудачи, у него нет трудностей в общении с другими людьми, ему покоряются спортивные высоты. Если же равновесие нарушено и одно из полушарий начинает доминировать, возникают проблемы в виде гиперактивности, сложностей в обучении чтению и письму, мнительности, сбоев в слуховом и зрительном восприятии, импульсивного поведения и плохой ориентации в пространстве. 

Межполушарные связи у детей формируются до 12-15 лет, а наиболее значимым периодом считается возраст 3-8 лет – когда закладывается фундамент интеллекта. 

Сбалансировать активность половинок головного мозга, скорректировать возможные отклонения, а иногда и справиться с серьезными нарушениями помогает искусство.


Как искусство влияет на развитие детей?

Влияние искусства на развитие детей


Искусство – это инструмент для познания окружающего мира, способ передачи информации, выражения эмоций, обмена мыслями и чувствами, средство воздействия на других людей. Первый контакт ребенка с этим удивительным явлением нередко случается еще до рождения – многие мамы, следуя рекомендациям специалистов или собственным убеждениям, слушают музыку, читают, посещают картинные галереи, чтобы транслировать всю эту красоту тому, кто живет в животе. Немного позже происходит и первая встреча – колыбельные помогают малышу быстрее заснуть, интересный рисунок на обоях отвлекает от грустных мыслей и желания заплакать, а податливый кусок пластилина вдруг превращается в самую настоящую собачку, которой будут восхищаться родители и с гордостью демонстрировать успехи своего чада всем окружающим. 

В чем же состоит воспитательный, развивающий потенциал различных видов искусства:

  • Изобразительное искусство. Разглядывая иллюстрации к первым книжкам, ребенок учится различать формы, цвета, описывать то, что он видит, отвечать на вопросы, рассуждать и обсуждать, придумывать предысторию или продолжение сюжета. Это помогает развивать разговорную речь, воображение, внимание, образное мышление.  Когда малыш начинает рисовать сам, он знакомится с такими понятиями, как размер, перспектива, масштаб, пытается передать свое настроение, отношение к герою «художественного произведения». Необычные способы рисования – ладошками, пальцами – хорошо развивают мелкую моторику, которая в свою очередь благоприятно влияет на участки головного мозга, отвечающие за внимание и память.

  • Декоративно-прикладное творчество. Создавать шедевры – аппликации, скульптурные композиции из глины или пластилина, поделки из бисера и макраме, вязать или вышивать, выжигать по дереву – невозможно без активного участия воображения и мелких мышц рук, без усидчивости, которая позже пригодится в школе, университете и взрослой жизни. Ребята овладевают новыми для себя навыками под руководством опытных наставников – педагогов или родителей, которые объясняют, показывают, что и как делать, рассказывают о художественных приемах или используемых материалах. Это развивает умение слушать, воспринимать на слух. Рассказывая о своем творении, ребята учатся правильно подбирать слова, объяснять, почему выбрана та или иная форма, тот или иной цвет. Стараясь повторить какой-то объект в своем произведении, дети размышляют – трансформируют привычные вещи, меняют их размер, форму, учитывают перспективу, выбирают подходящий инструмент – карандаш, фломастер или кисточку с красками, варьируют цветовые сочетания. Все это в дальнейшем пригодится им в школе – например, при решении задач на уроках математики. 

  • Художественная литература. Книги – неисчерпаемый источник знаний об исторических событиях, природе, людях и их взаимоотношениях и о многом другом. Информация, которую ребенок получает из книг, формирует его мировоззрение, развивает эмоциональную сферу. Читая, он учится ставить себя на место другого человека, анализировать, переживать непростые моменты, радоваться и огорчаться, сочувствовать, усваивает нормы поведения. Книги формируют нравственную, культурную основу личности, систему ценностей. Кроме того, чтение помогает развивать речь – делает ее четкой, красивой, правильной, обогащает словарный запас.

  • Музыка. Когда женщина, будучи беременной, слушает музыку, это оказывает стимулирующее воздействие на центральную нервную систему плода – у него формируются новые нейронные связи. В раннем возрасте музыка помогает подготовить малыша к говорению, стимулирует его слух. Простенькие детские песенки с повторяющимися строчками развивают память и речь. Дальше занятия музыкой, вокалом помогают повысить и закрепить самооценку ребенка, дают ему возможность для самовыражения, развивают творческие способности, мышление, эмоциональную сферу, облегчают коммуникации со сверстниками. Танцы развивают чувство ритма, координацию движений, ловкость.


Как приобщить ребенка к прекрасному?

Влияние искусства на развитие детей


Чем раньше малыш познакомится с искусством, тем лучше. От того, каким будет это первое прикосновение к прекрасному, во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, то, насколько наполненной, яркой, успешной будет его жизнь. Первые проводники в мир музыки, литературы, изобразительного искусства – родители. Поэтому задача перед ними стоит непростая: создать условия для комфортного погружения и творческого самовыражения малыша. Как это сделать:

  • Пойте, танцуйте, слушайте музыку, рисуйте – сделайте искусство доступным для ребенка с самого раннего возраста. 

  • Купите цветные карандаши, краски, мелки, альбомы и цветную бумагу, клей, пластилин и отведите всем этим материалам для творчества отдельное место, которое будет всегда в поле зрения малыша. 

  • Если вы замечаете, что ребенка увлекает что-то конкретное – будь то музыка, рисование, лепка или танец, найдите тематический кружок, в котором он сможет развить свои способности. 

  • Читайте вместе книги, рассматривайте картины, смотрите мультфильмы или кино, слушайте музыку, ходите в театр или на выставки и обсуждайте увиденное и услышанное, обменивайтесь своими впечатлениями, расспрашивайте малыша, давая повод поразмышлять, порассуждать, высказать свое мнение. 

  • Соберите коллекцию рисунков, аппликаций, различных поделок юного творца и устройте домашнюю мини-выставку. Ребенок будет видеть, что вам важно то, что он делает. Это добавит ему уверенности в себе, повысит самооценку, убережет от комплексов.

  • Если у вашего малыша необычный взгляд на привычные вещи – например, трава у него синяя, а солнце вовсе не желтое, не спешите исправлять, загонять его в рамки стереотипов и правил. Дайте ему возможность делать все так, как он это чувствует.

  • Заведите традицию домашних концертов или спектаклей, в которых будет участвовать вся семья. Готовьте костюмы, маски, распределяйте роли. Это будет волнительно, но зато очень весело, и наверняка запомнится на долгие годы. 

Знакомство с искусством, постепенное погружение в этот удивительный, не всегда понятный мир развивает интеллект, творческие способности, учит эмпатии, помогает справиться с психологическими проблемами, проявлять самые разные эмоции. Даже если ребенок не станет потом известным пианистом, художником, скульптором или поэтом, он будет интересным собеседником, разносторонне развитой личностью.


Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ