Роль искусства в развитии детей

Влияние искусства на развитие детей


Когда в семье появляется ребенок, родители стараются сделать все возможное, чтобы он вырос хорошим человеком – образованным, думающим, с чувством юмора и жаждой жизни. Чтобы малыш был в будущем конкурентоспособным, его нагружают по полной программе: водят в спортивные секции, обучают иностранным языкам, компьютерной грамоте. Но не все родители, даже самые любящие, вспоминают о том, что для развития гармоничной личности с разносторонними интересами и творческими способностями необходимо с раннего детства приобщать ребенка к искусству. 

Почему это важно? Давайте разбираться.


Искусство и головной мозг

Влияние искусства на развитие детей


Рост, развитие ребенка, формирование его личности во многом зависят от того, как работает головной мозг, насколько хорошо развиты и эффективно ли взаимодействуют его полушария. Зоны ответственности у них разные. В ведении правого полушария – восприятие информации на слух, образное мышление, творческие способности, умение планировать. Левое полушарие в ответе за речь, аналитические способности, логическое мышление, предрасположенность к математике и другим точным наукам. Когда половинки развиты одинаково хорошо и связи между ними прочны, ребенок чувствует себя комфортно, легко усваивает новую информацию, успешно учится, спокойно переживает неудачи, у него нет трудностей в общении с другими людьми, ему покоряются спортивные высоты. Если же равновесие нарушено и одно из полушарий начинает доминировать, возникают проблемы в виде гиперактивности, сложностей в обучении чтению и письму, мнительности, сбоев в слуховом и зрительном восприятии, импульсивного поведения и плохой ориентации в пространстве. 

Межполушарные связи у детей формируются до 12-15 лет, а наиболее значимым периодом считается возраст 3-8 лет – когда закладывается фундамент интеллекта. 

Сбалансировать активность половинок головного мозга, скорректировать возможные отклонения, а иногда и справиться с серьезными нарушениями помогает искусство.


Как искусство влияет на развитие детей?

Влияние искусства на развитие детей


Искусство – это инструмент для познания окружающего мира, способ передачи информации, выражения эмоций, обмена мыслями и чувствами, средство воздействия на других людей. Первый контакт ребенка с этим удивительным явлением нередко случается еще до рождения – многие мамы, следуя рекомендациям специалистов или собственным убеждениям, слушают музыку, читают, посещают картинные галереи, чтобы транслировать всю эту красоту тому, кто живет в животе. Немного позже происходит и первая встреча – колыбельные помогают малышу быстрее заснуть, интересный рисунок на обоях отвлекает от грустных мыслей и желания заплакать, а податливый кусок пластилина вдруг превращается в самую настоящую собачку, которой будут восхищаться родители и с гордостью демонстрировать успехи своего чада всем окружающим. 

В чем же состоит воспитательный, развивающий потенциал различных видов искусства:

  • Изобразительное искусство. Разглядывая иллюстрации к первым книжкам, ребенок учится различать формы, цвета, описывать то, что он видит, отвечать на вопросы, рассуждать и обсуждать, придумывать предысторию или продолжение сюжета. Это помогает развивать разговорную речь, воображение, внимание, образное мышление.  Когда малыш начинает рисовать сам, он знакомится с такими понятиями, как размер, перспектива, масштаб, пытается передать свое настроение, отношение к герою «художественного произведения». Необычные способы рисования – ладошками, пальцами – хорошо развивают мелкую моторику, которая в свою очередь благоприятно влияет на участки головного мозга, отвечающие за внимание и память.

  • Декоративно-прикладное творчество. Создавать шедевры – аппликации, скульптурные композиции из глины или пластилина, поделки из бисера и макраме, вязать или вышивать, выжигать по дереву – невозможно без активного участия воображения и мелких мышц рук, без усидчивости, которая позже пригодится в школе, университете и взрослой жизни. Ребята овладевают новыми для себя навыками под руководством опытных наставников – педагогов или родителей, которые объясняют, показывают, что и как делать, рассказывают о художественных приемах или используемых материалах. Это развивает умение слушать, воспринимать на слух. Рассказывая о своем творении, ребята учатся правильно подбирать слова, объяснять, почему выбрана та или иная форма, тот или иной цвет. Стараясь повторить какой-то объект в своем произведении, дети размышляют – трансформируют привычные вещи, меняют их размер, форму, учитывают перспективу, выбирают подходящий инструмент – карандаш, фломастер или кисточку с красками, варьируют цветовые сочетания. Все это в дальнейшем пригодится им в школе – например, при решении задач на уроках математики. 

  • Художественная литература. Книги – неисчерпаемый источник знаний об исторических событиях, природе, людях и их взаимоотношениях и о многом другом. Информация, которую ребенок получает из книг, формирует его мировоззрение, развивает эмоциональную сферу. Читая, он учится ставить себя на место другого человека, анализировать, переживать непростые моменты, радоваться и огорчаться, сочувствовать, усваивает нормы поведения. Книги формируют нравственную, культурную основу личности, систему ценностей. Кроме того, чтение помогает развивать речь – делает ее четкой, красивой, правильной, обогащает словарный запас.

  • Музыка. Когда женщина, будучи беременной, слушает музыку, это оказывает стимулирующее воздействие на центральную нервную систему плода – у него формируются новые нейронные связи. В раннем возрасте музыка помогает подготовить малыша к говорению, стимулирует его слух. Простенькие детские песенки с повторяющимися строчками развивают память и речь. Дальше занятия музыкой, вокалом помогают повысить и закрепить самооценку ребенка, дают ему возможность для самовыражения, развивают творческие способности, мышление, эмоциональную сферу, облегчают коммуникации со сверстниками. Танцы развивают чувство ритма, координацию движений, ловкость.


Как приобщить ребенка к прекрасному?

Влияние искусства на развитие детей


Чем раньше малыш познакомится с искусством, тем лучше. От того, каким будет это первое прикосновение к прекрасному, во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, то, насколько наполненной, яркой, успешной будет его жизнь. Первые проводники в мир музыки, литературы, изобразительного искусства – родители. Поэтому задача перед ними стоит непростая: создать условия для комфортного погружения и творческого самовыражения малыша. Как это сделать:

  • Пойте, танцуйте, слушайте музыку, рисуйте – сделайте искусство доступным для ребенка с самого раннего возраста. 

  • Купите цветные карандаши, краски, мелки, альбомы и цветную бумагу, клей, пластилин и отведите всем этим материалам для творчества отдельное место, которое будет всегда в поле зрения малыша. 

  • Если вы замечаете, что ребенка увлекает что-то конкретное – будь то музыка, рисование, лепка или танец, найдите тематический кружок, в котором он сможет развить свои способности. 

  • Читайте вместе книги, рассматривайте картины, смотрите мультфильмы или кино, слушайте музыку, ходите в театр или на выставки и обсуждайте увиденное и услышанное, обменивайтесь своими впечатлениями, расспрашивайте малыша, давая повод поразмышлять, порассуждать, высказать свое мнение. 

  • Соберите коллекцию рисунков, аппликаций, различных поделок юного творца и устройте домашнюю мини-выставку. Ребенок будет видеть, что вам важно то, что он делает. Это добавит ему уверенности в себе, повысит самооценку, убережет от комплексов.

  • Если у вашего малыша необычный взгляд на привычные вещи – например, трава у него синяя, а солнце вовсе не желтое, не спешите исправлять, загонять его в рамки стереотипов и правил. Дайте ему возможность делать все так, как он это чувствует.

  • Заведите традицию домашних концертов или спектаклей, в которых будет участвовать вся семья. Готовьте костюмы, маски, распределяйте роли. Это будет волнительно, но зато очень весело, и наверняка запомнится на долгие годы. 

Знакомство с искусством, постепенное погружение в этот удивительный, не всегда понятный мир развивает интеллект, творческие способности, учит эмпатии, помогает справиться с психологическими проблемами, проявлять самые разные эмоции. Даже если ребенок не станет потом известным пианистом, художником, скульптором или поэтом, он будет интересным собеседником, разносторонне развитой личностью.


Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ