Советы в работе молодому учителю

Советы молодым учителям

17_1.jpg


Несколько лет обучения в вузе, практика в летнем лагере и в школе – и вы дипломированный педагог. Однако даже если вы были примерным студентом, хорошо знаете свой предмет и вообще с детства мечтали преподавать, это вовсе не значит, что все пойдет гладко, без сучка и задоринки прямо с первого урока. Вам предстоит еще многому научиться – и у старших коллег, и у юных подопечных, которые отличаются буйным нравом и сразу чувствуют фальшь. 

Попробуем упростить эту задачу: разберем основные моменты, на которые начинающему преподавателю стоит обратить внимание на старте.


Курс молодого бойца, или о чем стоит помнить в первую очередь

17_2.jpg


Начинать всегда сложно. Ведь хочется, чтобы все получилось сразу идеально: чтобы ученики хорошо вели себя на уроках, делали домашку, а в журнале были только пятерки и четверки, чтобы в педагогическом коллективе вы сразу стали своим и чувствовали себя комфортно. В реальности все может сложиться по-другому. 

Многое будет зависеть от того, какое впечатление вы произведете в самом начале знакомства и сможете ли удержать высокую планку потом. 

Главные слагаемые этого самого первого впечатления следующие:

  • Внешний вид. Одежда должна быть чистой, опрятной, а главное – удобной. Это подчеркнет вашу собранность, серьезность и придаст уверенности в себе. Стоит воздержаться от коротких юбок и платьев, шорт, глубоких декольте. Лучше отдать предпочтение сдержанной цветовой гамме, хотя вовсе необязательно ограничиваться черным и белым. Прекрасной альтернативой классике будут темно-синий, серый, коричневый, изумрудный, приглушенный бордовый, которые покажут, что у вас есть вкус, и настроят учащихся на рабочий лад. 

  • Культура речи. Преподаватель должен уметь правильно говорить, четко произносить слова, помнить об интонации. Понижая и повышая голос, делая паузы, можно привлечь внимание аудитории и удерживать его. В то время как монотонное бубнение себе под нос мало кому будет интересно, особенно тем, кто предпочитает сидеть «на камчатке». 

  • Боязнь публичных выступлений придется преодолеть. Наблюдать за тем, как учитель перемещается по классу, сдабривает свои объяснения жестами, мимикой, эмоциями, намного интереснее, чем видеть перед собой оловянного солдатика, который стоит по стойке «смирно» или сидит за столом и смотрит в одну точку. 

  • Правила игры. При первом знакомстве с аудиторией – будь то школьный класс или группа студентов – важно обозначить четкие границы, договориться на берегу о правилах игры. Не забудьте представиться, сообщить свои контактные данные – телефон, электронку или какой-то мессенджер для связи. А затем объясните ребятам, как будет строиться ваше взаимодействие: какие проверочные работы запланированы, какие дополнительные учебники или пособия потребуются, что делать, если какой-то материал совсем не поддается и нужна помощь, можно ли будет исправить неудовлетворительные оценки и т. д. 

  • Стрессоустойчивость. Погружение в новую среду, адаптация в новом коллективе, в новых условиях – уже само по себе ощутимый стресс. Начинающего педагога наверняка терзает масса сомнений: найдет ли он общий язык с коллегами, сможет ли ответить на вопросы учеников, хватит ли его знаний на то, чтобы подопечные продемонстрировали хорошие итоговые результаты. Чтобы хоть немного понизить градус тревожности, стоит заранее подготовить себя к возможным проблемам.

Например, если вопрос ученика поставил вас в тупик или вы никак не можете вспомнить или не знаете ответ на него, можно честно признаться в этом или предложить найти ответ самостоятельно, а затем обсудить результаты. 

Уважение, доверительные отношения с учениками позволят предотвратить конфликты, создать и поддерживать рабочую атмосферу. 

Справиться с активным вмешательством в учебный процесс родителей, с желанием старших коллег переложить на неопытного новичка дополнительную нагрузку помогут вежливость и выдержка. 


Каких ошибок важно избежать, чтобы не выгореть в первый год работы в школе

17_3.jpg


Путь к вершине педагогического мастерства непрост. Каждому начинающему преподавателю предстоит набить собственные синяки и шишки. Но пробираться через тернии к звездам будет легче, если не допускать хотя бы самых распространенных ошибок, а именно:

  • не стоит брать на себя неподъемную ношу в виде огромного количества рабочих часов, факультативов, классного руководства; чрезмерная нагрузка не оставит времени на то, чтобы полноценно отдохнуть и восстановиться, как следует подготовиться к занятиям, а значит, выгорание неизбежно;

  • не нужно идти в чужой монастырь со своим уставом и желанием совершить революцию; даже если сложившиеся в школе традиции кажутся смешными, а учебные пособия и методики устаревшими, не стоит пытаться насильно причинить пользу – любые изменения должны быть взвешенными, продуманными, постепенными.

  • с головой погружаясь в работу, не стоит забывать о личной жизни, во всем важен баланс, ведь одержимость до добра не доведет.


10 советов молодому учителю

17_4.jpg


  1. Будьте пунктуальны! Приходите в школу заблаговременно, чтобы иметь возможность подготовиться к уроку, но и после занятий не засиживайтесь – это не прибавит вам эффективности. 

  2. Не пытайтесь внедрять все новые методики сразу, создавайте новые ритуалы дозированно. 

  3. Всегда готовьтесь к занятиям, продумывайте все «от» и «до», имейте в запасе план «Б» – это избавит от неприятных сюрпризов и поможет использовать время на уроке максимально эффективно. 

  4. Дайте детям возможность проявлять самостоятельность. Например, позвольте им самим выбрать, какую задачу решать в первую очередь или с кем в паре придумывать диалог на английском языке. 

  5. Не замыкайтесь в себе! Если чего-то не знаете – спросите у коллег. 

  6. Будьте одинаково внимательны и доброжелательны ко всем ученикам – и к застенчивым тихоням, и к хулиганам. 

  7. Не сторонитесь педагогического коллектива, выстраивайте отношения с коллегами, участвуйте в школьной жизни, но не переходите грань, когда общительность становится навязчивостью. 

  8. Относитесь к своим ученикам уважительно. Кричать, раздавать приказы, шантажировать вовсе необязательно, чтобы получить желаемый результат. С детьми обо всем можно договориться – как со взрослыми. 

  9. Дали домашнее задание – обязательно проверьте его, чтобы ученики получили обратную связь, чтобы их усилия не были напрасными. 

  10. Позвольте себе ошибаться, не корите за каждый промах. 


Все статьи

Отзывы о нас

ЦАППКК»
НАВЕРХ