Современные образовательные технологии в логопедии

Современные логопедические технологии

Технологии в логопедии


К логопедическим технологиям относятся те упражнения и приемы, которые помогают устранить или скорректировать различные речевые нарушения. 

Логопедия с момента своего появления, как отдельная педагогическая наука, накопила уже достаточный багаж технологий. Сейчас их уже можно поделить на традиционные и инновационные (современные) технологии. 

К современным логопедическим технологиям можно отнести: 

  • телесноориентированные технологии (Су-Джок терапия, гимнастика Стрельниковой, дыхательный тренажер Фролова, пальчиковая гимнастика, локальная гипер- и гипотермия);

  • арт-терапевтические технологии (музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, логоритмика);

  • здоровьесберегающие технологии (хромотерапия, литотерапия); 

  • нейропсихологические технологии (кинезиология, мнемотехника);

  • мультимедийные технологии (БОС-технологии, интерактивные зеркала).

Рассмотрим кратко каждую технологию и расскажем, какое влияние она оказывает.


Телесноориентированные технологии

Технологии в логопедии


Су-Джок терапия – здесь используются специальные кольца и шарики для массажа кистей рук и стоп. На этих частях тела находятся точки, которые связаны с различными зонами коры головного мозга. Воздействуя на эти точки, мы влияем на развитие зон головного мозга, которые отвечают за речь (зона Вернике и зона Брока). 

Гимнастика Стрельниковой – это дыхательная гимнастика, которая была разработана Александрой Николаевной Стрельниковой – оперной певицей и театральным педагогом. Гимнастика используется для работы над речевым дыханием. В результате активизируется кислородный обмен (это польза для всего организма в целом), улучшается речевое дыхание, звучность речи, устраняется гнусавость, налаживается темп и ритм речи. 

Дыхательный тренажер Фролова – с помощью него тренируется дыхательная мускулатура, происходит оздоровление всего организма благодаря эффекту сопротивления дыханию на выдохе. 

Пальчиковая гимнастика – работа над мелкой моторикой помогает активизировать речевые зоны мозга. Ребенок, выполняя упражнения, учится концентрировать внимание, распределять его. Происходит развитие памяти и воображения. Использование стихов помогает сделать речь ребенка более ритмичной и четкой.

Локальная гипер- и гипотермия – специалист воздействует на мышцы артикуляционного аппарата и мышцы языка с помощью холодных или теплых аппликаций (используются поочередно лед и теплая вода). Этот метод снимает мышечный тонус, увеличивается объем движений языка, происходит стимуляция кинестетических ощущений, исчезают апраксии.


Арт-терапевтические технологии

Технологии в логопедии


Музыкотерапия – при прослушивании музыки повышается тонус коры головного мозга, происходит благоприятное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, стимулируется слуховое восприятие. 

Сказкотерапия – в ходе сказкотерапии дети рисуют, делают кукол, рассказывают и сочиняют сказки. В результате использования этого метода улучшается взаимосвязь между моторным, слуховым и зрительным анализаторами, совершенствуется речь, формируется умение вести монолог и диалог. 

Песочная терапия – при играх с песком уходит психоэмоциональное напряжение, снимается мышечная зажатость, происходит коррекция речевых нарушений. 

Логоритмика – это речедвигательные, музыкально-двигательные и музыкально-речевые упражнения. Дети играют на музыкальных инструментах, поют, двигаются под музыку, танцуют, играют со звукоподражанием и др. 

Логоритмика помогает при дизартрии, заикании, слишком медленной или слишком быстрой речи. Плюсом развивается ловкость, чувство ритма и равновесия, укрепляются мышцы.


Здоровьесберегающие технологии

Технологии в логопедии

Хромотерапия – предназначена для коррекции речевых и психологических нарушений. Работа во время хромотерапии происходит с игрушками и предметами определенных цветов. Каждый цвет по-разному действует на детей. Синий, например, стимулирует умственную деятельность, красный – активизирует и т.д. 

Литотерапия – здесь специалисты используют в своей работе камни разной фактуры. Ребенок может ими играть, делать самомассаж, проводить пальчиковую гимнастику, перебирать их, раскладывать по форме или цвету. 

Работа с камнями улучшает мелкую моторику, развивает фонематический слух, эмоционально-волевую сферу ребенка.


Нейропсихологические технологии

Технологии в логопедии


Кинезиология – это комплекс упражнений, которые помогают улучшать мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, активизируют познавательные процессы, повышают речевую активность. 

Например, такое упражнение: поочередно показываем три положения руки на столе. Ладонь лежит на столе, ладонь сжата в кулак, ладонь ставим ребром на поверхности стола. 

Мнемотехника – это правила и приемы, которые облегчают процесс запоминания. На слова или словосочетания придумываются картинки, и весь текст выглядит как нарисованная схема. В результате использования мнемотехники расширяется словарный запас ребенка, развивается слуховое и зрительное внимание, память, связная речь.


Мультимедийные технологии

Технологии в логопедии


БОС-технологии – это комплексы с обратной биологической связью. К телу ребенка (взрослого) подключаются электрические датчики, которые показывают информацию в виде аудио- или видеосигналов на экране компьютера (во время сеанса БОС идет демонстрация картинок или видеофайлов). Например, если пациент дышит неправильно, картинка размыта. С помощью этого комплекса тренируется артикуляция гласных (к мышцам артикуляционного аппарата подключаются электроды), формируются навыки плавной речи и т. д. 

Интерактивные зеркала – представляют собой программный интерактивный комплекс. Это не просто зеркало, где ребенок видит свое отражение. Там появляются волшебные персонажи, которые подсказывают, как выполнять то или иное упражнение, дыхательную гимнастику, показывают, как правильно поставить тот или иной звук. 

Мы перечислили основные современные технологии, которые логопеды используют наряду с традиционными методами. Узнать, как правильно использовать тот или иной метод, какие есть показания или противопоказания к их применению поможет наш курс с присвоением квалификации «Учитель-Логопед».

Он пригодится логопедам со стажем, тем, кто хочет повысить свою квалификацию, а также начинающим специалистам.



Все статьи

Отзывы о нас

ЦАППКК»
НАВЕРХ