Совместная работа психолога и логопеда

Взаимодействие логопеда и психолога

20_1.jpg


Речь – основное средство межличностного общения, передачи информации и опыта, самопознания и знакомства с окружающим миром. Развитие речевой функции тесно связано с развитием личности ребенка, его способностью адаптироваться в обществе. Если что-то идет не так, нарушения распространяются на все сферы жизни маленького человека. Чтобы вовремя обнаружить отклонения и скорректировать их, необходимо вмешательство экспертов. Согласованные действия психолога и логопеда дают более выраженный результат. Разберемся, почему.


Нарушения речи и их последствия

20_2.jpg


С каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями. Любой сбой в развитии влечет за собой целую цепочку отклонений от нормы. Например, общее недоразвитие речи (ошибки в формировании лексико-грамматической, звуковой, семантической сторон речи) у детей, обладающих нормальным слухом, сохранным интеллектом, может стать причиной:

  • небогатого словарного запаса;

  • затрудненного общения со сверстниками;

  • сниженной познавательной активности;

  • малосодержательной игровой и художественно-творческой деятельности. 

Ребенок замечает свою «непохожесть», что может способствовать развитию психоэмоциональных расстройств. Его ровесники, не осознавая, насколько серьезна проблема, будут поддразнивать малыша, акцентируя внимание на речевом дефекте, что лишь обострит и углубит переживания. 

Нарушения речи негативно влияют и на познавательную деятельность:

  • Ребенок не может долго фокусироваться на чем-то одном, моментально отвлекается, переключается на другой объект или занятие. 

  • У него возникают проблемы с запоминанием информации. 

  • Ему сложно строить логические высказывания, рассказывать о чем-то, последовательно излагая свои мысли. 

Это находит отражение и в поведении: дети с речевыми нарушениями бывают очень импульсивны, проявляют агрессию или наоборот равнодушны ко всему, замкнуты, заторможены, обидчивы и плаксивы.

Требуется срочное вмешательство специалистов. Работа предстоит масштабная: придется не только исправлять имеющиеся нарушения речи, но и развивать память, мышление, воображение, эмоционально-волевую сферу. Оптимальным решением может стать тандем логопеда и психолога.


Почему необходимо взаимодействие специалистов?

20_3.jpg


И логопед, и психолог занимаются развитием высших психических функций. Оба специалиста входят в состав психолого-педагогического консилиума и помогают детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья – задержкой психического развития, нарушениями зрения, слуха, речи, патологиями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью). А вот зоны ответственности у них разные. 

Логопед:

  • исправляет речевые дефекты;

  • уделяет внимание развитию мелкой моторики, звуковой стороны речи и слухового внимания;

  • помогает освоить грамотное построение фраз;

  • работает над расширением словарного запаса малыша;

  • помогает сформировать навыки, которые нужны ребенку для успешной учебы в школе. 

Работа психолога направлена на:

  • развитие внимания, мышления, памяти;

  • снятие тревожности;

  • совершенствование зрительно-моторной координации;

  • формирование волевых качеств личности, навыков самоконтроля;

  • развитие эмоциональной сферы.

Решая разные задачи, специалисты преследуют одну цель – сделать все возможное для полноценного развития личности, укрепить психическое и физическое здоровье ребенка, облегчить его социальную адаптацию и интеграцию в среде нормально развивающихся ровесников.


Как строится совместная работа?

20_4.jpg


В совместной работе психолога и логопеда можно выделить следующие этапы:

  1. Организационный (с сентября по октябрь). Его цель – определить «фронт работ». В этом специалистам помогает логопедическая и психолого-педагогическая диагностика, заполнение индивидуальных карт развития детей, психолого-медико-педагогические консилиумы. По данным обследований разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, составляется план занятий с детьми в подгруппах, продумывается взаимодействие родителей и специалистов учебного заведения. Результатом подготовительного этапа становится индивидуальный коррекционный маршрут, который рассчитан на 3 месяца. В ходе работы в него будут вноситься изменения.

  2. Основной (с ноября по февраль). На этом этапе проводятся индивидуальные, групповые, интегрированные занятия, психологический и логопедический мониторинг, консультации и тренинги для родителей, направленные на повышение их компетенции в вопросах психологического и речевого развития детей.

  3. Заключительный (с марта по май). Время подвести итоги. Специалисты анализируют результативность проведенной коррекционной работы, вносят изменения в индивидуальные маршруты и групповые программы, готовят отчет, отмечают проблемные моменты, над которыми предстоит поработать в будущем.


На каких принципах должно быть основано сотрудничество?

20_5.jpg


Чтобы коррекционно-развивающая работа логопеда и психолога с участием педагогов образовательного учреждения и родителей дала ожидаемые результаты, она должна быть основана на следующих принципах:

  1. Системность. Развитие ребенка должно быть гармоничным, комплексным, нельзя отдавать предпочтение какой-то одной функции и не уделять внимания другим. 

  2. Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

  3. Индивидуальный подход. Программа коррекции разрабатывается с учетом возрастных, личностных особенностей и возможностей малыша. 

  4. Адекватность требований, которые предъявляются ребенку. Нагрузка должна расти постепенно, переход должен быть последовательным – от простых, доступных для ребенка задач к более сложным.

Своевременная диагностика и помощь специалистов, активная поддержка родителей и педагогов помогают предупредить и вовремя устранить многие проблемы, а значит, адаптироваться в дошкольной, а потом и в школьной среде ребенку будет значительно легче. Совместная работа логопеда и психолога позволяет обеспечить единство коррекционно-развивающего пространства, взаимодействие специалистов в педагогическом процессе, постоянное обновление программ, приемов, форм коррекционной работы с детьми-логопатами, повысить уровень профессионализма, проявить творческий потенциал.


Все статьи

Отзывы о нас

ЦАППКК»
НАВЕРХ