В нашем организме всё взаимосвязано, поэтому психологи и дефектологи активно задействуют самые разные «пути общения с мозгом» для достижения максимального результата. Это и положительное подкрепление желаемого поведения в АВА-терапии детей с РАС, и поведенческие задания в КПТ для взрослых, и искусственно созданные способы мотивации для тех, чья психика по разными причинам не в состоянии подчиняться одному лишь усилию воли.
Адаптивная физическая культура как дефектологическая отрасль привычной физкультуры преследует ту же цель: посредством физического развития особенных детей и взрослых, активируются и их ментальные процессы. Задача специалиста по АФК – по максимуму реализовать потенциал каждого конкретного человека: в зависимости от сохранности интеллекта, физических данных и возможностей среды, для одних пределом станет возможность самостоятельно вставать и садиться, другие выкрутят на максимум навыки самообслуживания, а третьи всерьёз найдут себя в спорте. Самое ценное в подходе – именно его адаптивность и возможность собрать программу развития практически под любые исходные данные.
АФК – это общее название комплекса методик, направленных на развитие физических возможностей и реализацию потенциала организма детей и взрослых с особыми потребностями. Это могут быть как привычные физические упражнения, составленные с учетом ОВЗ каждого конкретного человека, так и более вариативные телесно-ориентированные практики, основанные на движении, но задействующие в первую очередь когнитивные возможности человека.
Занятия адаптивной физической культурой могут нести разный смысл: в контексте реабилитации после травмы (например, ампутация или паралич в результате ДТП) работа будет проходить на восстановление исходных функций или адаптацию к новым реалиям (протез/коляска/костыли и другие приспособления), а в случае РАС одной из основных задач будет коррекция поведения и развитие навыков самоконтроля и расслабление через физическое воспитание.
Как один из методов развития, восстановления или поддержания возможностей тела и психики, адаптивная физическая культура подойдёт всем людям с ОВЗ: в зависимости от возраста и потребности, для каждой особенности будет предложена своя схема и формат занятий. АФК может проходить как в формате группы, так и индивидуально в зависимости от цели.
Как могут выглядеть занятия адаптивной физической культурой:
- Вове 6 лет, у него врождённое нарушение слуха, и уже год он носит слуховой аппарат. Из-за этого наблюдаются проблемы с координацией и равновесием (шатается при ходьбе, спотыкается о собственные ноги и т.п.), поскольку внутренне ухо, в норме служащее вестибулярным аппаратом, неспособно своевременно передавать информацию в мозг.
Родители пообщались со специалистом по АФК и решились на формат групповых занятий, где дети с теми же особенностями учатся ощущать себя в пространстве и компенсируют работу поврежденного органа. За месяц занятий адаптивной физкультурой Вова стал значительно лучше понимать пространство: ровно ходить, избегать препятствий дома и на улице, освоил игры с мячом и ходьбу по бордюру.
- Коле 9, и у него РАС с мозаичным развитием: он очень умный, взахлёб читает фантастику и пишет пересказы книг в тетрадку, неплохо говорит и иногда корректно формулирует просьбы, но не всегда реагирует на обращённую речь и довольно неуклюжий, что сильно мешает жить. Каждое столкновение с дверным косяком, хлопанье дверки холодильника или кружка, брошенная им же на пол, перегружают психику, вызывая неконтролируемую истерику и долгий стимминг: из-за этого Коля не задерживается подолгу ни в одной школе.
После консультации со специалистом по АФК была разработана стратегия индивидуальных занятий, направленных как на улучшение связи с телом, так и на телесную релаксацию в случае перегрузки. Параллельно тренировки повышали и коммуникативные способности: выполняя упражнения и практики, Коля проговаривал педагогу, что делает и с какой целью, синхронизируясь не только с собой, но и с внешним миром в лице значимого взрослого. Занятия по три раза неделю в течение нескольких месяцев и регулярная работа с психологом помогли Коле дойти до физического и моторного развития, свойственного его возрасту.
- Нине 33, она в прошлом гимнастка и очень энергичная женщина, из-за несчастного случая оказавшаяся на коляске с поражением спинного мозга. Врачи и реабилитологи работают над восстановлением подвижности, в том числе с помощью АФК.
Лечебная физкультура, или известная всем ещё со школы аббревиатура ЛФК – область, задачи которой носят в основном медицинский характер: восстановить функции, снять болевой синдром или сохранить подвижность при травме. АФК – примерно то же самое, только в области дефектологии: специалисты по адаптивной физкультуре работают не только с физикой, но и с психикой.
Поскольку деятельность специалиста тесно связана с ОВЗ, важно быть готовым к разному психологическому состоянию своих подопечных. В работе важно постоянное развитие, обращение к зарубежным разработкам и теоретическая подкованность в дефектологии и медицине: база АФК находится аккурат между этими областями. Прямые обязанности в работе – составление коррекционной программы, проведение занятий и отслеживание прогресса.
При первой встрече с пациентом проводится сбор анамнеза и оценка уровня физического развития: у специалистов каждой особой потребности есть свои методы получения характеристики. Это может быть мануальное тестирование, выполнение комплекса упражнений, аппаратные исследования и другие тесты.
Получить компетенцию специалиста по АФК может любой желающий с образованием не ниже среднего специального: это представленных во многих организациях профиль переподготовки, в том числе и с возможностью дистанционного обучения.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных