Физические нагрузки важны для всех, и для людей с ограниченными способностями в том числе. Но и физкультура им нужна специальная – адаптивная, которая учитывает их особенности здоровья и помогает максимально встроиться в социальную среду. В статье расскажем, что же такое АФК, чем отличается от лечебной физкультуры, на какие концепции опирается, какие цели преследует.
Какие научные направления затрагивает АФК
Виды адаптивной физической культуры
Теория и методика адаптивной физической культуры
Цели и задачи АФК
Функции адаптивной физической культуры
Спорт в АФК
Что важно для специалиста по АФК
Здоровье – это то, на что не обращаешь внимания, пока с ним все хорошо. Часто мы воспринимаем его как должное, но если начинаются проблемы, все остальные планы и желания отходят на второй план. Адаптивная физкультура – это целая отрасль, которая направлена на то, чтобы восстанавливать и поддерживать здоровье людей, имеющих ограниченные способности, помочь справиться со своим недугом или принять его и научиться с ним полноценно жить. Она затрагивает не только непосредственно физическое восстановление. Среди ее задач – улучшение качества жизни, психологическая помощь, адаптация к социуму.
Какие научные направления затрагивает АФК
Адаптивная физкультура включает в себя знания из разных сфер. В первую очередь это теория и методика физкультуры. Также специалист АФК должен освоить:
спортивную медицину и реабилитологию;
терапию, педиатрию и специальную педагогику;
биомеханику, анатомию и физиологию;
психологию, основы психиатрии.
Это далеко не все необходимые специалисту знания, но дело даже не в их количестве, а в их обобщенности. Только опираясь на комплексную информацию, можно правильно выстраивать работу с пациентом, чтобы достичь физических, психологических и спортивных целей.
Виды адаптивной физической культуры
АФК делится на 4 основных вида:
Адаптивная реабилитация. Включает в себя разработку индивидуальной программы тренировок с учетом особенностей здоровья конкретного человека. Цель такой реабилитации – восстановление после травм и заболеваний.
Адаптивное физическое воспитание. Это больше теоретическая часть АФК, которая призвана донести до пациента базовые знания по анатомии и физиологии, чтобы он понимал, как развивается и на что влияет его болезнь, мог оценивать возможности организма и выбирать, каким физнагрузкам отдавать предпочтение.
Адаптивная двигательная рекреация. Это прогулки, динамичные игры и любой другой активный отдых.
Адаптивный спорт. Позволяет людям с физическими особенностями реализоваться. Это полноценные соревнования, направленные на достижение результата. Но в первую очередь, люди с ограниченными способностями соревнуются сами с собой. Быть сегодня лучше, сильнее, быстрее себя вчерашнего намного важнее, чем занять первое место.
Теория и методика адаптивной физической культуры
Теоретическая часть изучает, какие задачи и цели стоят перед адаптивной физкультурой, с помощью каких средств и методов их можно реализовать, какие АФК выполняет функции, на какие концепции опирается.
Кстати, о концепциях. Всего в АФК их пять:
Человек и его жизнь – это высшая ценность, и состояние его здоровья на это никак не влияет.
Человека нельзя рассматривать с какой-то одной стороны, а только в целостности и неделимости биологического и духовного.
Каждый из нас – уникальная личность. Она сформирована под влиянием среды, в которой мы росли и живем, наследственности, темперамента, наших умственных и физических способностей, скрытого потенциала, потребностей, одним словом, сочетания генетических, социальных и культурных особенностей.
Человек руководствуется добрыми намерениями, чувством справедливости, милосердием, что определяет его как свободную, нравственную личность.
Любой человек, в том числе и с особенностями здоровья, может развиваться и реализоваться в разных сферах.
Теория охватывает проблемы и потребности людей с различными физическими и психическими нарушениями, исходя из которых создаются методики и сценарии социализации и самореализации пациентов. Также важно, чтобы человек имел возможность вернуться к старой профессии или освоить новую, работать и обеспечивать себя материально.
Для достижения целей инструкторы АФК используют два основных метода:
Обучение пациента теории. Без этих знаний невозможно переходить к практике. Очень важно донести информацию такими способами, которые наиболее доступны и понятны человеку, которые будут учитывать его особенности здоровья. То есть методы обучения слепых и глухих будут кардинально различаться.
Переход к практике. Основываясь на теории, инструктор помогает пациенту освоить и использовать те физические навыки, которые доступны с его нарушениями здоровья. Для этого существует много методик: классических, авторских и их сочетаний. Методики могут быть общие или узконаправленные. Задача инструктора – подобрать именно ту, которая лучше подойдет человеку, максимально раскроет его возможности и способности.
Цели и задачи АФК
Конечно, главная цель АФК – это здоровье человека и его полноценная жизнь в обществе, невзирая на ОВЗ. И все задачи направлены на то, чтобы этого добиться. Они делятся на 4 больших блока, в зависимости от целей:
Коррекционные задачи связаны с физическим здоровьем и имеющимися отклонениями. Основная работа направлена на коррекцию основного и сопутствующих заболеваний, чтобы избежать развития осложнений, снизить риск получения инвалидности, привести к максимально благоприятному исходу болезни, вернуть пациенту трудоспособность.
Профилактические задачи ставят целью укрепление иммунитета и здоровья в целом, закаливание, приобретение компенсаторных способностей взамен утраченных из-за болезни функций.
Воспитательные задачи помогают человеку с ограниченными возможностями развить целеустремленность, ответственность за принятые решения, развить мозговые функции (интеллект, память и т. д.). Также они помогают социализироваться, научиться взаимодействовать с окружающими, быть уверенным в себе, несмотря на обстоятельства.
Образовательные задачи дают пациенту информацию о собственном теле, его системах и их функционировании, рассказывают о ценностях здорового образа жизни, учат применять на практике теоретические знания.
Функции адаптивной физической культуры
Все функции АФК относятся к социально-педагогической сфере. Они решают следующие вопросы:
коррекционно-компенсаторная – направлена на то, чтобы скорректировать нарушения здоровья и максимально возможно компенсировать утраченные функции организма;
лечебно-восстановительная – направлена на восстановление здоровья насколько это возможно;
профилактическая – занимается профилактикой и предотвращением развития осложнений, сопутствующих заболеваний;
рекреационно-оздоровительная – учит совмещать физическую активность с отдыхом;
образовательная – дает представление о собственном теле и его возможностях в соответствии с состоянием здоровья;
воспитательная – обеспечивает развитие необходимых и важных качеств характера, необходимых для личностного роста;
спортивная – готовит к участию в соревнованиях, доступных по состоянию здоровья на любительском и профессиональном уровнях;
социально-интегративная – помогает человеку адаптироваться к социуму и полноценной жизни в обществе с учетом особенностей здоровья пациента;
профессионально-подготовительная – помогает восстановить функции, необходимые для работы в старой профессии, или получить новую доступную специальность, которая позволит обеспечивать себя материально и реализовать карьерные амбиции;
коммуникативная – направлена на то, чтобы наладить общение с окружающими людьми;
гедонистическая – учит получать удовольствие от жизни, несмотря на физические ограничения.
Спорт в АФК
Еще одна важная сторона АФК – это адаптивный спорт. Он дает человеку с ОВЗ цель, а некоторым и смысл жизни, помогает развивать важные качества характера: целеустремленность, уверенность в себе, волю к победе, преодоление сложностей, себя и собственных возможностей.
Адаптивный спорт развивается в трех основных направлениях:
Паралимпийские соревнования – это общее название соревнований для инвалидов. Такие состязания делятся в зависимости от особенностей и физических возможностей спортсменов: для людей, лишенных конечностей, зрения, имеющих параличи и т. д.
Сурдлимпийские соревнования – из названия понятно, что это спорт для людей, имеющих нарушения или отсутствие слуха.
Специальные спортивные соревнования – это состязания, в которых участвуют спортсмены с нарушениями интеллекта.
Также во многих видах спорта есть специальный класс для инвалидов, в рамках которого они могут выступать на общих соревнованиях.
Что важно для специалиста по АФК
Нужно немного сказать и о тех, кто помогает людям с ограниченными возможностями здоровья добиваться личных и спортивных целей. Инструктор или тренер по адаптивной физической культуре должен в первую очередь иметь соответствующее образование, например, пройти курс профессиональной переподготовки. Кроме того, он должен разбираться в медицине, а самое главное – быть хорошим психологом. Тренер работает с людьми, имеющими физические и интеллектуальные нарушения, которым нужна моральная, а не просто практическая помощь. Многим из них не хватает веры в себя, и инструктор АФК – один из источников такой поддержки.
Здоровье – это то, на что не обращаешь внимания, пока с ним все хорошо. Часто мы воспринимаем его как должное, но если начинаются проблемы, все остальные планы и желания отходят на второй план. Адаптивная физкультура – это целая отрасль, которая направлена на то, чтобы восстанавливать и поддерживать здоровье людей, имеющих ограниченные способности, помочь справиться со своим недугом или принять его и научиться с ним полноценно жить. Она затрагивает не только непосредственно физическое восстановление. Среди ее задач – улучшение качества жизни, психологическая помощь, адаптация к социуму.
Какие научные направления затрагивает АФК
Адаптивная физкультура включает в себя знания из разных сфер. В первую очередь это теория и методика физкультуры. Также специалист АФК должен освоить:
спортивную медицину и реабилитологию;
терапию, педиатрию и специальную педагогику;
биомеханику, анатомию и физиологию;
психологию, основы психиатрии.
Это далеко не все необходимые специалисту знания, но дело даже не в их количестве, а в их обобщенности. Только опираясь на комплексную информацию, можно правильно выстраивать работу с пациентом, чтобы достичь физических, психологических и спортивных целей.
Виды адаптивной физической культуры
АФК делится на 4 основных вида:
Адаптивная реабилитация. Включает в себя разработку индивидуальной программы тренировок с учетом особенностей здоровья конкретного человека. Цель такой реабилитации – восстановление после травм и заболеваний.
Адаптивное физическое воспитание. Это больше теоретическая часть АФК, которая призвана донести до пациента базовые знания по анатомии и физиологии, чтобы он понимал, как развивается и на что влияет его болезнь, мог оценивать возможности организма и выбирать, каким физнагрузкам отдавать предпочтение.
Адаптивная двигательная рекреация. Это прогулки, динамичные игры и любой другой активный отдых.
Адаптивный спорт. Позволяет людям с физическими особенностями реализоваться. Это полноценные соревнования, направленные на достижение результата. Но в первую очередь, люди с ограниченными способностями соревнуются сами с собой. Быть сегодня лучше, сильнее, быстрее себя вчерашнего намного важнее, чем занять первое место.
Теория и методика адаптивной физической культуры
Теоретическая часть изучает, какие задачи и цели стоят перед адаптивной физкультурой, с помощью каких средств и методов их можно реализовать, какие АФК выполняет функции, на какие концепции опирается.
Кстати, о концепциях. Всего в АФК их пять:
Человек и его жизнь – это высшая ценность, и состояние его здоровья на это никак не влияет.
Человека нельзя рассматривать с какой-то одной стороны, а только в целостности и неделимости биологического и духовного.
Каждый из нас – уникальная личность. Она сформирована под влиянием среды, в которой мы росли и живем, наследственности, темперамента, наших умственных и физических способностей, скрытого потенциала, потребностей, одним словом, сочетания генетических, социальных и культурных особенностей.
Человек руководствуется добрыми намерениями, чувством справедливости, милосердием, что определяет его как свободную, нравственную личность.
Любой человек, в том числе и с особенностями здоровья, может развиваться и реализоваться в разных сферах.
Теория охватывает проблемы и потребности людей с различными физическими и психическими нарушениями, исходя из которых создаются методики и сценарии социализации и самореализации пациентов. Также важно, чтобы человек имел возможность вернуться к старой профессии или освоить новую, работать и обеспечивать себя материально.
Для достижения целей инструкторы АФК используют два основных метода:
Обучение пациента теории. Без этих знаний невозможно переходить к практике. Очень важно донести информацию такими способами, которые наиболее доступны и понятны человеку, которые будут учитывать его особенности здоровья. То есть методы обучения слепых и глухих будут кардинально различаться.
Переход к практике. Основываясь на теории, инструктор помогает пациенту освоить и использовать те физические навыки, которые доступны с его нарушениями здоровья. Для этого существует много методик: классических, авторских и их сочетаний. Методики могут быть общие или узконаправленные. Задача инструктора – подобрать именно ту, которая лучше подойдет человеку, максимально раскроет его возможности и способности.
Цели и задачи АФК
Конечно, главная цель АФК – это здоровье человека и его полноценная жизнь в обществе, невзирая на ОВЗ. И все задачи направлены на то, чтобы этого добиться. Они делятся на 4 больших блока, в зависимости от целей:
Коррекционные задачи связаны с физическим здоровьем и имеющимися отклонениями. Основная работа направлена на коррекцию основного и сопутствующих заболеваний, чтобы избежать развития осложнений, снизить риск получения инвалидности, привести к максимально благоприятному исходу болезни, вернуть пациенту трудоспособность.
Профилактические задачи ставят целью укрепление иммунитета и здоровья в целом, закаливание, приобретение компенсаторных способностей взамен утраченных из-за болезни функций.
Воспитательные задачи помогают человеку с ограниченными возможностями развить целеустремленность, ответственность за принятые решения, развить мозговые функции (интеллект, память и т. д.). Также они помогают социализироваться, научиться взаимодействовать с окружающими, быть уверенным в себе, несмотря на обстоятельства.
Образовательные задачи дают пациенту информацию о собственном теле, его системах и их функционировании, рассказывают о ценностях здорового образа жизни, учат применять на практике теоретические знания.
Функции адаптивной физической культуры
Все функции АФК относятся к социально-педагогической сфере. Они решают следующие вопросы:
коррекционно-компенсаторная – направлена на то, чтобы скорректировать нарушения здоровья и максимально возможно компенсировать утраченные функции организма;
лечебно-восстановительная – направлена на восстановление здоровья насколько это возможно;
профилактическая – занимается профилактикой и предотвращением развития осложнений, сопутствующих заболеваний;
рекреационно-оздоровительная – учит совмещать физическую активность с отдыхом;
образовательная – дает представление о собственном теле и его возможностях в соответствии с состоянием здоровья;
воспитательная – обеспечивает развитие необходимых и важных качеств характера, необходимых для личностного роста;
спортивная – готовит к участию в соревнованиях, доступных по состоянию здоровья на любительском и профессиональном уровнях;
социально-интегративная – помогает человеку адаптироваться к социуму и полноценной жизни в обществе с учетом особенностей здоровья пациента;
профессионально-подготовительная – помогает восстановить функции, необходимые для работы в старой профессии, или получить новую доступную специальность, которая позволит обеспечивать себя материально и реализовать карьерные амбиции;
коммуникативная – направлена на то, чтобы наладить общение с окружающими людьми;
гедонистическая – учит получать удовольствие от жизни, несмотря на физические ограничения.
Спорт в АФК
Еще одна важная сторона АФК – это адаптивный спорт. Он дает человеку с ОВЗ цель, а некоторым и смысл жизни, помогает развивать важные качества характера: целеустремленность, уверенность в себе, волю к победе, преодоление сложностей, себя и собственных возможностей.
Адаптивный спорт развивается в трех основных направлениях:
Паралимпийские соревнования – это общее название соревнований для инвалидов. Такие состязания делятся в зависимости от особенностей и физических возможностей спортсменов: для людей, лишенных конечностей, зрения, имеющих параличи и т. д.
Сурдлимпийские соревнования – из названия понятно, что это спорт для людей, имеющих нарушения или отсутствие слуха.
Специальные спортивные соревнования – это состязания, в которых участвуют спортсмены с нарушениями интеллекта.
Также во многих видах спорта есть специальный класс для инвалидов, в рамках которого они могут выступать на общих соревнованиях.
Что важно для специалиста по АФК
Нужно немного сказать и о тех, кто помогает людям с ограниченными возможностями здоровья добиваться личных и спортивных целей. Инструктор или тренер по адаптивной физической культуре должен в первую очередь иметь соответствующее образование, например, пройти курс профессиональной переподготовки. Кроме того, он должен разбираться в медицине, а самое главное – быть хорошим психологом. Тренер работает с людьми, имеющими физические и интеллектуальные нарушения, которым нужна моральная, а не просто практическая помощь. Многим из них не хватает веры в себя, и инструктор АФК – один из источников такой поддержки.
Плати частями – новый сервис, позволяющий разделить оплату за товар на равные части. Первая часть списывается сразу, оставшиеся платежи через каждые 2 недели или месяц при выборе 4 или 6 месяцев оплаты.
Преимущества сервиса:
Быстрое оформление, как при оплате картой
Никаких переплат и скрытых платежей
Для клиентов любых банков
Требования к клиенту
Гражданство РФ. Наличие дебетовой или кредитной карты. Возраст от 18 до 70 лет.
Как совершить покупку:
Отправьте заявку менеджеру
Вы получите ссылку на оплату от менеджера. Перейдите по ней - увидите график платежей с суммами
Выбираете нужный Вам срок рассрочки: 2 месяца (комиссия 5%), 4 месяца (комиссия 10%), 6 месяцев (комиссия 15%)
Введите номер телефона
Введите код из смс. Готово!
Сервис является проектом СберБанка. Подробные условия на platichastyami.ru
Введите капчу
Форма успешно отправлена
Запишитесь на курс или задайте вопрос
Ваша заявка принята
Мы проконсультируем вас бесплатно и подберём выгодную форму оплаты