Виды адаптивной физической культуры
Теория и методика адаптивной физической культуры
Цели и задачи АФК
Функции адаптивной физической культуры
Что важно для специалиста по АФК
Здоровье – это то, на что не обращаешь внимания, пока с ним все хорошо. Часто мы воспринимаем его как должное, но если начинаются проблемы, все остальные планы и желания отходят на второй план. Адаптивная физкультура – это целая отрасль, которая направлена на то, чтобы восстанавливать и поддерживать здоровье людей, имеющих ограниченные способности, помочь справиться со своим недугом или принять его и научиться с ним полноценно жить. Она затрагивает не только непосредственно физическое восстановление. Среди ее задач – улучшение качества жизни, психологическая помощь, адаптация к социуму.
Адаптивная физкультура включает в себя знания из разных сфер. В первую очередь это теория и методика физкультуры. Также специалист АФК должен освоить:
спортивную медицину и реабилитологию;
терапию, педиатрию и специальную педагогику;
биомеханику, анатомию и физиологию;
психологию, основы психиатрии.
Это далеко не все необходимые специалисту знания, но дело даже не в их количестве, а в их обобщенности. Только опираясь на комплексную информацию, можно правильно выстраивать работу с пациентом, чтобы достичь физических, психологических и спортивных целей.
АФК делится на 4 основных вида:
Адаптивная реабилитация. Включает в себя разработку индивидуальной программы тренировок с учетом особенностей здоровья конкретного человека. Цель такой реабилитации – восстановление после травм и заболеваний.
Адаптивное физическое воспитание. Это больше теоретическая часть АФК, которая призвана донести до пациента базовые знания по анатомии и физиологии, чтобы он понимал, как развивается и на что влияет его болезнь, мог оценивать возможности организма и выбирать, каким физнагрузкам отдавать предпочтение.
Адаптивная двигательная рекреация. Это прогулки, динамичные игры и любой другой активный отдых.
Адаптивный спорт. Позволяет людям с физическими особенностями реализоваться. Это полноценные соревнования, направленные на достижение результата. Но в первую очередь, люди с ограниченными способностями соревнуются сами с собой. Быть сегодня лучше, сильнее, быстрее себя вчерашнего намного важнее, чем занять первое место.
Теоретическая часть изучает, какие задачи и цели стоят перед адаптивной физкультурой, с помощью каких средств и методов их можно реализовать, какие АФК выполняет функции, на какие концепции опирается.
Кстати, о концепциях. Всего в АФК их пять:
Человек и его жизнь – это высшая ценность, и состояние его здоровья на это никак не влияет.
Человека нельзя рассматривать с какой-то одной стороны, а только в целостности и неделимости биологического и духовного.
Каждый из нас – уникальная личность. Она сформирована под влиянием среды, в которой мы росли и живем, наследственности, темперамента, наших умственных и физических способностей, скрытого потенциала, потребностей, одним словом, сочетания генетических, социальных и культурных особенностей.
Человек руководствуется добрыми намерениями, чувством справедливости, милосердием, что определяет его как свободную, нравственную личность.
Любой человек, в том числе и с особенностями здоровья, может развиваться и реализоваться в разных сферах.
Теория охватывает проблемы и потребности людей с различными физическими и психическими нарушениями, исходя из которых создаются методики и сценарии социализации и самореализации пациентов. Также важно, чтобы человек имел возможность вернуться к старой профессии или освоить новую, работать и обеспечивать себя материально.
Для достижения целей инструкторы АФК используют два основных метода:
Обучение пациента теории. Без этих знаний невозможно переходить к практике. Очень важно донести информацию такими способами, которые наиболее доступны и понятны человеку, которые будут учитывать его особенности здоровья. То есть методы обучения слепых и глухих будут кардинально различаться.
Переход к практике. Основываясь на теории, инструктор помогает пациенту освоить и использовать те физические навыки, которые доступны с его нарушениями здоровья. Для этого существует много методик: классических, авторских и их сочетаний. Методики могут быть общие или узконаправленные. Задача инструктора – подобрать именно ту, которая лучше подойдет человеку, максимально раскроет его возможности и способности.
Конечно, главная цель АФК – это здоровье человека и его полноценная жизнь в обществе, невзирая на ОВЗ. И все задачи направлены на то, чтобы этого добиться. Они делятся на 4 больших блока, в зависимости от целей:
Коррекционные задачи связаны с физическим здоровьем и имеющимися отклонениями. Основная работа направлена на коррекцию основного и сопутствующих заболеваний, чтобы избежать развития осложнений, снизить риск получения инвалидности, привести к максимально благоприятному исходу болезни, вернуть пациенту трудоспособность.
Профилактические задачи ставят целью укрепление иммунитета и здоровья в целом, закаливание, приобретение компенсаторных способностей взамен утраченных из-за болезни функций.
Воспитательные задачи помогают человеку с ограниченными возможностями развить целеустремленность, ответственность за принятые решения, развить мозговые функции (интеллект, память и т. д.). Также они помогают социализироваться, научиться взаимодействовать с окружающими, быть уверенным в себе, несмотря на обстоятельства.
Образовательные задачи дают пациенту информацию о собственном теле, его системах и их функционировании, рассказывают о ценностях здорового образа жизни, учат применять на практике теоретические знания.
Все функции АФК относятся к социально-педагогической сфере. Они решают следующие вопросы:
коррекционно-компенсаторная – направлена на то, чтобы скорректировать нарушения здоровья и максимально возможно компенсировать утраченные функции организма;
лечебно-восстановительная – направлена на восстановление здоровья насколько это возможно;
профилактическая – занимается профилактикой и предотвращением развития осложнений, сопутствующих заболеваний;
рекреационно-оздоровительная – учит совмещать физическую активность с отдыхом;
образовательная – дает представление о собственном теле и его возможностях в соответствии с состоянием здоровья;
воспитательная – обеспечивает развитие необходимых и важных качеств характера, необходимых для личностного роста;
спортивная – готовит к участию в соревнованиях, доступных по состоянию здоровья на любительском и профессиональном уровнях;
социально-интегративная – помогает человеку адаптироваться к социуму и полноценной жизни в обществе с учетом особенностей здоровья пациента;
профессионально-подготовительная – помогает восстановить функции, необходимые для работы в старой профессии, или получить новую доступную специальность, которая позволит обеспечивать себя материально и реализовать карьерные амбиции;
коммуникативная – направлена на то, чтобы наладить общение с окружающими людьми;
гедонистическая – учит получать удовольствие от жизни, несмотря на физические ограничения.
Еще одна важная сторона АФК – это адаптивный спорт. Он дает человеку с ОВЗ цель, а некоторым и смысл жизни, помогает развивать важные качества характера: целеустремленность, уверенность в себе, волю к победе, преодоление сложностей, себя и собственных возможностей.
Адаптивный спорт развивается в трех основных направлениях:
Паралимпийские соревнования – это общее название соревнований для инвалидов. Такие состязания делятся в зависимости от особенностей и физических возможностей спортсменов: для людей, лишенных конечностей, зрения, имеющих параличи и т. д.
Сурдлимпийские соревнования – из названия понятно, что это спорт для людей, имеющих нарушения или отсутствие слуха.
Специальные спортивные соревнования – это состязания, в которых участвуют спортсмены с нарушениями интеллекта.
Также во многих видах спорта есть специальный класс для инвалидов, в рамках которого они могут выступать на общих соревнованиях.
Нужно немного сказать и о тех, кто помогает людям с ограниченными возможностями здоровья добиваться личных и спортивных целей. Инструктор или тренер по адаптивной физической культуре должен в первую очередь иметь соответствующее образование, например, пройти курс профессиональной переподготовки. Кроме того, он должен разбираться в медицине, а самое главное – быть хорошим психологом. Тренер работает с людьми, имеющими физические и интеллектуальные нарушения, которым нужна моральная, а не просто практическая помощь. Многим из них не хватает веры в себя, и инструктор АФК – один из источников такой поддержки.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных