В обязанности школьного учителя входит не только обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка к урокам, ведение бумажной и электронной документации, но и общение с родителями учеников. И оно не всегда бывает приятным.
«Сашенька все выходные просидела над проектом, а в результате опять четверка! За что?», «Этот Петров порвал Матвею куртку! Почему вы его не остановили?» – каких только претензий не слышат учителя в свой адрес. Родители не всегда бывают правы. Как, впрочем, и педагоги.
Можно ли жить дружно и не вступать в конфронтацию? Как выйти из конфликтной ситуации без потерь? Попробуем разобраться.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкнувшийся – и означает столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, мотивов, планов или действий.
В нашем случае в школьном конфликте участвуют две стороны – педагог и родители ученика. И вроде цель у них одна – чтобы ребенку было комфортно учиться, чтобы обучение давало хорошие результаты. Но видение ситуации, как и понимание «что такое хорошо и что такое плохо» у «противников» может быть разное.
Чем могут быть недовольны родители:
педагог некомпетентен: не тому или не так учит, не может найти подход к ученику, не умеет общаться с родителями;
требует от учеников слишком многого или наоборот не придает особого значения уровню подготовки;
необъективно оценивает детей: кому-то с легкостью раздает «пятерки», другим безжалостно ставит «двойки»;
позволяет себе высказываться при детях об их родителях;
завел себе «любимчиков»;
постоянно срывается на детей, унижает и оскорбляет их;
на уроке ничего не толком не объясняет, зато домашнее задание получается, как научная работа и требует активного участия родителей.
Но и учителю найдется что предъявить. Начать хотя бы с того, что родители бывают двух типов. Те, которые не вылезают из школы, активно участвуют во всех делах и готовы не на жизнь, а на смерть сражаться за свое дитятко. И полная их противоположность – которые не идут на контакт, игнорируют просьбы и требования учителя, не интересуются успеваемостью ребенка и придерживаются позиции: «мы деньги зарабатываем, учить должна школа».
И это не единственный повод для конфликта. Родители способны на многое:
проявлять агрессию по отношению к учителю или родителям других учеников;
необъективно оценивать работу педагога, классного руководителя, постоянно придираться к его действиям;
перекладывать ответственность за воспитание ребенка на плечи учителя, школы;
вмешиваться в учебный процесс;
не уделять ребенку должного внимания;
баламутить родителей, втягивая их в конфликт, создавать «движение сопротивления» против учителя или всей школы;
при весьма посредственных способностях считать своего ребенка гением, достойным самых высоких оценок.
Итак, основой конфликта «учитель – родитель» чаще всего становится неудовлетворенность «группы поддержки» ученика тем, как к нему относятся, какие условия для обучения создают и какие результаты дает это обучение. При этом родители либо борются за власть, призывая на помощь администрацию школы или всевозможные департаменты и министерства, либо пытаются доказать – и себе, и окружающим – свою родительскую состоятельность (чаще это касается матерей).
Вступая в конфронтацию с учителем, родители отстаивают интересы своего ребенка, правда, не всегда привлекательным образом.
Как быть в этой ситуации педагогу? Придерживаться следующих принципов:
Оставаться профессионалом в любой ситуации. Сохранять самообладание и быть вежливым. Если учитель во время разговора с родителями ученика чувствует, что вот-вот взорвется в ответ на очередную претензию, стоит сделать паузу и выйти из кабинета. Выпустить пар, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, успокоиться – и только потом продолжить беседу.
Привлекать к решению проблемы администрацию. Если две стороны конфликта не могут найти общий язык, стоит воспользоваться помощью третьей стороны. При этом важно спокойно отнестись к решению, принятому в пользу родителей, – возможно, оно будет единственно правильным. Главное – выяснить для себя, почему.
Соблюдать конфиденциальность. Нельзя делать конфликты достоянием школьной общественности – это нарушает интересы и самого учителя, и учащегося, и его родителей. Слухи, сплетни, обсуждения за спиной не допустимы. Это может быть угрозой для нормальных доверительных отношений и с родителями, и с учениками.
Любой конфликт негативно сказывается на ученике, поэтому разрешать проблемную ситуацию нужно как можно быстрее. Радикальные меры – перевод ученика в другую школу или отставка учителя. Но лучше постараться найти компромисс. Задача родителей и учителей – не конкурировать, а сотрудничать, чтобы не навредить ребенку.
Конфликт проще предупредить, чем расхлебывать его последствия, которые так или иначе отразятся на всех участниках учебного процесса. Избежать обострения отношений в школьно-родительском коллективе учителю помогут несложные правила:
быть вежливым и терпимым по отношению к родителям;
уважительно относиться к ученикам, независимо от уровня их успеваемости;
держать родителей в курсе того, что происходит, своевременно предупреждать об изменениях;
спокойно относиться к тому, что у родителей и учеников может быть иная точка зрения по какому-то вопросу;
привлекать родителей к участию в жизни класса, но делать это вдумчиво, с учетом индивидуальных особенностей и ребят, и их родителей, психологической совместимости родителей-активистов;
разговаривать с родителями на равных, давать им высказаться, искренне вникать в суть проблемы;
не применять шантаж: «если вы сделаете, как я хочу, поставлю «пять»;
держать свои эмоции при себе, избегать категоричных высказываний и оценок – тактичность превыше всего;
не устраивать «публичной порки» ни для ребенка, ни для его родителей;
оценивать знания и умения ученика объективно, а не руководствоваться собственными симпатиями или антипатиями;
не переходить на личности и не обвинять родителей в том, что они плохо воспитывают своего ребенка;
создать и поддерживать в классе теплую дружескую атмосферу, в которой будет комфортно всем – и детям, и взрослым.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных