Подробная информация о том, в чём причины конфликтов между учителями и родителями. Описание основных принципов решения конфликтов между учителями и родителями, а также рекомендации по профилактическим мерам для избегания конфликта.
Причины конфликтов: мнения двух сторон
3 принципа решения конфликтных ситуаций
Профилактические меры
В обязанности школьного учителя входит не только обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка к урокам, ведение бумажной и электронной документации, но и общение с родителями учеников. И оно не всегда бывает приятным.
«Сашенька все выходные просидела над проектом, а в результате опять четверка! За что?», «Этот Петров порвал Матвею куртку! Почему вы его не остановили?» – каких только претензий не слышат учителя в свой адрес. Родители не всегда бывают правы. Как, впрочем, и педагоги.
Можно ли жить дружно и не вступать в конфронтацию? Как выйти из конфликтной ситуации без потерь? Попробуем разобраться.
Причины конфликтов: мнения двух сторон
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкнувшийся – и означает столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, мотивов, планов или действий.
В нашем случае в школьном конфликте участвуют две стороны – педагог и родители ученика. И вроде цель у них одна – чтобы ребенку было комфортно учиться, чтобы обучение давало хорошие результаты. Но видение ситуации, как и понимание «что такое хорошо и что такое плохо» у «противников» может быть разное.
Чем могут быть недовольны родители:
педагог некомпетентен: не тому или не так учит, не может найти подход к ученику, не умеет общаться с родителями;
требует от учеников слишком многого или наоборот не придает особого значения уровню подготовки;
необъективно оценивает детей: кому-то с легкостью раздает «пятерки», другим безжалостно ставит «двойки»;
позволяет себе высказываться при детях об их родителях;
завел себе «любимчиков»;
постоянно срывается на детей, унижает и оскорбляет их;
на уроке ничего не толком не объясняет, зато домашнее задание получается, как научная работа и требует активного участия родителей.
Но и учителю найдется что предъявить. Начать хотя бы с того, что родители бывают двух типов. Те, которые не вылезают из школы, активно участвуют во всех делах и готовы не на жизнь, а на смерть сражаться за свое дитятко. И полная их противоположность – которые не идут на контакт, игнорируют просьбы и требования учителя, не интересуются успеваемостью ребенка и придерживаются позиции: «мы деньги зарабатываем, учить должна школа».
И это не единственный повод для конфликта. Родители способны на многое:
проявлять агрессию по отношению к учителю или родителям других учеников;
необъективно оценивать работу педагога, классного руководителя, постоянно придираться к его действиям;
перекладывать ответственность за воспитание ребенка на плечи учителя, школы;
вмешиваться в учебный процесс;
не уделять ребенку должного внимания;
баламутить родителей, втягивая их в конфликт, создавать «движение сопротивления» против учителя или всей школы;
при весьма посредственных способностях считать своего ребенка гением, достойным самых высоких оценок.
Итак, основой конфликта «учитель – родитель» чаще всего становится неудовлетворенность «группы поддержки» ученика тем, как к нему относятся, какие условия для обучения создают и какие результаты дает это обучение. При этом родители либо борются за власть, призывая на помощь администрацию школы или всевозможные департаменты и министерства, либо пытаются доказать – и себе, и окружающим – свою родительскую состоятельность (чаще это касается матерей).
3 принципа решения конфликтных ситуаций
Вступая в конфронтацию с учителем, родители отстаивают интересы своего ребенка, правда, не всегда привлекательным образом.
Как быть в этой ситуации педагогу? Придерживаться следующих принципов:
Оставаться профессионалом в любой ситуации. Сохранять самообладание и быть вежливым. Если учитель во время разговора с родителями ученика чувствует, что вот-вот взорвется в ответ на очередную претензию, стоит сделать паузу и выйти из кабинета. Выпустить пар, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, успокоиться – и только потом продолжить беседу.
Привлекать к решению проблемы администрацию. Если две стороны конфликта не могут найти общий язык, стоит воспользоваться помощью третьей стороны. При этом важно спокойно отнестись к решению, принятому в пользу родителей, – возможно, оно будет единственно правильным. Главное – выяснить для себя, почему.
Соблюдать конфиденциальность. Нельзя делать конфликты достоянием школьной общественности – это нарушает интересы и самого учителя, и учащегося, и его родителей. Слухи, сплетни, обсуждения за спиной не допустимы. Это может быть угрозой для нормальных доверительных отношений и с родителями, и с учениками.
Любой конфликт негативно сказывается на ученике, поэтому разрешать проблемную ситуацию нужно как можно быстрее. Радикальные меры – перевод ученика в другую школу или отставка учителя. Но лучше постараться найти компромисс. Задача родителей и учителей – не конкурировать, а сотрудничать, чтобы не навредить ребенку.
Профилактические меры
Конфликт проще предупредить, чем расхлебывать его последствия, которые так или иначе отразятся на всех участниках учебного процесса. Избежать обострения отношений в школьно-родительском коллективе учителю помогут несложные правила:
быть вежливым и терпимым по отношению к родителям;
уважительно относиться к ученикам, независимо от уровня их успеваемости;
держать родителей в курсе того, что происходит, своевременно предупреждать об изменениях;
спокойно относиться к тому, что у родителей и учеников может быть иная точка зрения по какому-то вопросу;
привлекать родителей к участию в жизни класса, но делать это вдумчиво, с учетом индивидуальных особенностей и ребят, и их родителей, психологической совместимости родителей-активистов;
разговаривать с родителями на равных, давать им высказаться, искренне вникать в суть проблемы;
не применять шантаж: «если вы сделаете, как я хочу, поставлю «пять»;
держать свои эмоции при себе, избегать категоричных высказываний и оценок – тактичность превыше всего;
не устраивать «публичной порки» ни для ребенка, ни для его родителей;
оценивать знания и умения ученика объективно, а не руководствоваться собственными симпатиями или антипатиями;
не переходить на личности и не обвинять родителей в том, что они плохо воспитывают своего ребенка;
создать и поддерживать в классе теплую дружескую атмосферу, в которой будет комфортно всем – и детям, и взрослым.
В обязанности школьного учителя входит не только обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка к урокам, ведение бумажной и электронной документации, но и общение с родителями учеников. И оно не всегда бывает приятным.
«Сашенька все выходные просидела над проектом, а в результате опять четверка! За что?», «Этот Петров порвал Матвею куртку! Почему вы его не остановили?» – каких только претензий не слышат учителя в свой адрес. Родители не всегда бывают правы. Как, впрочем, и педагоги.
Можно ли жить дружно и не вступать в конфронтацию? Как выйти из конфликтной ситуации без потерь? Попробуем разобраться.
Причины конфликтов: мнения двух сторон
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкнувшийся – и означает столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, мотивов, планов или действий.
В нашем случае в школьном конфликте участвуют две стороны – педагог и родители ученика. И вроде цель у них одна – чтобы ребенку было комфортно учиться, чтобы обучение давало хорошие результаты. Но видение ситуации, как и понимание «что такое хорошо и что такое плохо» у «противников» может быть разное.
Чем могут быть недовольны родители:
педагог некомпетентен: не тому или не так учит, не может найти подход к ученику, не умеет общаться с родителями;
требует от учеников слишком многого или наоборот не придает особого значения уровню подготовки;
необъективно оценивает детей: кому-то с легкостью раздает «пятерки», другим безжалостно ставит «двойки»;
позволяет себе высказываться при детях об их родителях;
завел себе «любимчиков»;
постоянно срывается на детей, унижает и оскорбляет их;
на уроке ничего не толком не объясняет, зато домашнее задание получается, как научная работа и требует активного участия родителей.
Но и учителю найдется что предъявить. Начать хотя бы с того, что родители бывают двух типов. Те, которые не вылезают из школы, активно участвуют во всех делах и готовы не на жизнь, а на смерть сражаться за свое дитятко. И полная их противоположность – которые не идут на контакт, игнорируют просьбы и требования учителя, не интересуются успеваемостью ребенка и придерживаются позиции: «мы деньги зарабатываем, учить должна школа».
И это не единственный повод для конфликта. Родители способны на многое:
проявлять агрессию по отношению к учителю или родителям других учеников;
необъективно оценивать работу педагога, классного руководителя, постоянно придираться к его действиям;
перекладывать ответственность за воспитание ребенка на плечи учителя, школы;
вмешиваться в учебный процесс;
не уделять ребенку должного внимания;
баламутить родителей, втягивая их в конфликт, создавать «движение сопротивления» против учителя или всей школы;
при весьма посредственных способностях считать своего ребенка гением, достойным самых высоких оценок.
Итак, основой конфликта «учитель – родитель» чаще всего становится неудовлетворенность «группы поддержки» ученика тем, как к нему относятся, какие условия для обучения создают и какие результаты дает это обучение. При этом родители либо борются за власть, призывая на помощь администрацию школы или всевозможные департаменты и министерства, либо пытаются доказать – и себе, и окружающим – свою родительскую состоятельность (чаще это касается матерей).
3 принципа решения конфликтных ситуаций
Вступая в конфронтацию с учителем, родители отстаивают интересы своего ребенка, правда, не всегда привлекательным образом.
Как быть в этой ситуации педагогу? Придерживаться следующих принципов:
Оставаться профессионалом в любой ситуации. Сохранять самообладание и быть вежливым. Если учитель во время разговора с родителями ученика чувствует, что вот-вот взорвется в ответ на очередную претензию, стоит сделать паузу и выйти из кабинета. Выпустить пар, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, успокоиться – и только потом продолжить беседу.
Привлекать к решению проблемы администрацию. Если две стороны конфликта не могут найти общий язык, стоит воспользоваться помощью третьей стороны. При этом важно спокойно отнестись к решению, принятому в пользу родителей, – возможно, оно будет единственно правильным. Главное – выяснить для себя, почему.
Соблюдать конфиденциальность. Нельзя делать конфликты достоянием школьной общественности – это нарушает интересы и самого учителя, и учащегося, и его родителей. Слухи, сплетни, обсуждения за спиной не допустимы. Это может быть угрозой для нормальных доверительных отношений и с родителями, и с учениками.
Любой конфликт негативно сказывается на ученике, поэтому разрешать проблемную ситуацию нужно как можно быстрее. Радикальные меры – перевод ученика в другую школу или отставка учителя. Но лучше постараться найти компромисс. Задача родителей и учителей – не конкурировать, а сотрудничать, чтобы не навредить ребенку.
Профилактические меры
Конфликт проще предупредить, чем расхлебывать его последствия, которые так или иначе отразятся на всех участниках учебного процесса. Избежать обострения отношений в школьно-родительском коллективе учителю помогут несложные правила:
быть вежливым и терпимым по отношению к родителям;
уважительно относиться к ученикам, независимо от уровня их успеваемости;
держать родителей в курсе того, что происходит, своевременно предупреждать об изменениях;
спокойно относиться к тому, что у родителей и учеников может быть иная точка зрения по какому-то вопросу;
привлекать родителей к участию в жизни класса, но делать это вдумчиво, с учетом индивидуальных особенностей и ребят, и их родителей, психологической совместимости родителей-активистов;
разговаривать с родителями на равных, давать им высказаться, искренне вникать в суть проблемы;
не применять шантаж: «если вы сделаете, как я хочу, поставлю «пять»;
держать свои эмоции при себе, избегать категоричных высказываний и оценок – тактичность превыше всего;
не устраивать «публичной порки» ни для ребенка, ни для его родителей;
оценивать знания и умения ученика объективно, а не руководствоваться собственными симпатиями или антипатиями;
не переходить на личности и не обвинять родителей в том, что они плохо воспитывают своего ребенка;
создать и поддерживать в классе теплую дружескую атмосферу, в которой будет комфортно всем – и детям, и взрослым.
Плати частями – новый сервис, позволяющий разделить оплату за товар на равные части. Первая часть списывается сразу, оставшиеся платежи через каждые 2 недели или месяц при выборе 4 или 6 месяцев оплаты.
Преимущества сервиса:
Быстрое оформление, как при оплате картой
Никаких переплат и скрытых платежей
Для клиентов любых банков
Требования к клиенту
Гражданство РФ. Наличие дебетовой или кредитной карты. Возраст от 18 до 70 лет.
Как совершить покупку:
Отправьте заявку менеджеру
Вы получите ссылку на оплату от менеджера. Перейдите по ней - увидите график платежей с суммами
Выбираете нужный Вам срок рассрочки: 2 месяца (комиссия 5%), 4 месяца (комиссия 10%), 6 месяцев (комиссия 15%)
Введите номер телефона
Введите код из смс. Готово!
Сервис является проектом СберБанка. Подробные условия на platichastyami.ru
Введите капчу
Форма успешно отправлена
Запишитесь на курс или задайте вопрос
Ваша заявка принята
Мы проконсультируем вас бесплатно и подберём выгодную форму оплаты