Конфликт: учитель – родитель

Конфликт: учитель – родитель
https://lh3.googleusercontent.com/Y6p0usFbuxBYY9By6SIeAc4DA6g0b28atLf-D7Kb2lQaAgYkhdsLnIJCH0carr9j3qVYyGjDyC2IgNtW3JtwezF8TVmRQNekkuIiHcmU7GtlTZcd0OFzuJo3zk2p9RVl56E_nR0W
Подробная информация о том, в чём причины конфликтов между учителями и родителями. Описание основных принципов решения конфликтов между учителями и родителями, а также рекомендации по профилактическим мерам для избегания конфликта.
Причины конфликтов: мнения двух сторон 3 принципа решения конфликтных ситуаций Профилактические меры В обязанности школьного учителя входит не только обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка к урокам, ведение бумажной и электронной документации, но и общение с родителями учеников. И оно не всегда бывает приятным.  «Сашенька все выходные просидела над проектом, а в результате опять четверка! За что?», «Этот Петров порвал Матвею куртку! Почему вы его не остановили?» – каких только претензий не слышат учителя в свой адрес. Родители не всегда бывают правы. Как, впрочем, и педагоги. Можно ли жить дружно и не вступать в конфронтацию? Как выйти из конфликтной ситуации без потерь? Попробуем разобраться. Причины конфликтов: мнения двух сторон Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкнувшийся – и означает столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, мотивов, планов или действий. В нашем случае в школьном конфликте участвуют две стороны – педагог и родители ученика. И вроде цель у них одна – чтобы ребенку было комфортно учиться, чтобы обучение давало хорошие результаты. Но видение ситуации, как и понимание «что такое хорошо и что такое плохо» у «противников» может быть разное.  Чем могут быть недовольны родители: педагог некомпетентен: не тому или не так учит, не может найти подход к ученику, не умеет общаться с родителями; требует от учеников слишком многого или наоборот не придает особого значения уровню подготовки; необъективно оценивает детей: кому-то с легкостью раздает «пятерки», другим безжалостно ставит «двойки»; позволяет себе высказываться при детях об их родителях; завел себе «любимчиков»; постоянно срывается на детей, унижает и оскорбляет их; на уроке ничего не толком не объясняет, зато домашнее задание получается, как научная работа и требует активного участия родителей.  Но и учителю найдется что предъявить. Начать хотя бы с того, что родители бывают двух типов. Те, которые не вылезают из школы, активно участвуют во всех делах и готовы не на жизнь, а на смерть сражаться за свое дитятко. И полная их противоположность – которые не идут на контакт, игнорируют просьбы и требования учителя, не интересуются успеваемостью ребенка и придерживаются позиции: «мы деньги зарабатываем, учить должна школа».  И это не единственный повод для конфликта. Родители способны на многое: проявлять агрессию по отношению к учителю или родителям других учеников; необъективно оценивать работу педагога, классного руководителя, постоянно придираться к его действиям; перекладывать ответственность за воспитание ребенка на плечи учителя, школы; вмешиваться в учебный процесс; не уделять ребенку должного внимания; баламутить родителей, втягивая их в конфликт, создавать «движение сопротивления» против учителя или всей школы; при весьма посредственных способностях считать своего ребенка гением, достойным самых высоких оценок.  Итак, основой конфликта «учитель – родитель» чаще всего становится неудовлетворенность «группы поддержки» ученика тем, как к нему относятся, какие условия для обучения создают и какие результаты дает это обучение. При этом родители либо борются за власть, призывая на помощь администрацию школы или всевозможные департаменты и министерства, либо пытаются доказать – и себе, и окружающим – свою родительскую состоятельность (чаще это касается матерей). 3 принципа решения конфликтных ситуаций Вступая в конфронтацию с учителем, родители отстаивают интересы своего ребенка, правда, не всегда привлекательным образом.  Как быть в этой ситуации педагогу? Придерживаться следующих принципов: Оставаться профессионалом в любой ситуации. Сохранять самообладание и быть вежливым. Если учитель во время разговора с родителями ученика чувствует, что вот-вот взорвется в ответ на очередную претензию, стоит сделать паузу и выйти из кабинета. Выпустить пар, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, успокоиться – и только потом продолжить беседу.  Привлекать к решению проблемы администрацию. Если две стороны конфликта не могут найти общий язык, стоит воспользоваться помощью третьей стороны. При этом важно спокойно отнестись к решению, принятому в пользу родителей, – возможно, оно будет единственно правильным. Главное – выяснить для себя, почему.  Соблюдать конфиденциальность. Нельзя делать конфликты достоянием школьной общественности – это нарушает интересы и самого учителя, и учащегося, и его родителей. Слухи, сплетни, обсуждения за спиной не допустимы. Это может быть угрозой для нормальных доверительных отношений и с родителями, и с учениками.  Любой конфликт негативно сказывается на ученике, поэтому разрешать проблемную ситуацию нужно как можно быстрее. Радикальные меры – перевод ученика в другую школу или отставка учителя. Но лучше постараться найти компромисс. Задача родителей и учителей – не конкурировать, а сотрудничать, чтобы не навредить ребенку. Профилактические меры Конфликт проще предупредить, чем расхлебывать его последствия, которые так или иначе отразятся на всех участниках учебного процесса. Избежать обострения отношений в школьно-родительском коллективе учителю помогут несложные правила: быть вежливым и терпимым по отношению к родителям; уважительно относиться к ученикам, независимо от уровня их успеваемости; держать родителей в курсе того, что происходит, своевременно предупреждать об изменениях; спокойно относиться к тому, что у родителей и учеников может быть иная точка зрения по какому-то вопросу; привлекать родителей к участию в жизни класса, но делать это вдумчиво, с учетом индивидуальных особенностей и ребят, и их родителей, психологической совместимости родителей-активистов; разговаривать с родителями на равных, давать им высказаться, искренне вникать в суть проблемы; не применять шантаж: «если вы сделаете, как я хочу, поставлю «пять»; держать свои эмоции при себе, избегать категоричных высказываний и оценок – тактичность превыше всего; не устраивать «публичной порки» ни для ребенка, ни для его родителей; оценивать знания и умения ученика объективно, а не руководствоваться собственными симпатиями или антипатиями; не переходить на личности и не обвинять родителей в том, что они плохо воспитывают своего ребенка;  создать и поддерживать в классе теплую дружескую атмосферу, в которой будет комфортно всем – и детям, и взрослым.

Решения конфликта между учителем и родителем

В обязанности школьного учителя входит не только обучение и воспитание подрастающего поколения, подготовка к урокам, ведение бумажной и электронной документации, но и общение с родителями учеников. И оно не всегда бывает приятным. 

«Сашенька все выходные просидела над проектом, а в результате опять четверка! За что?», «Этот Петров порвал Матвею куртку! Почему вы его не остановили?» – каких только претензий не слышат учителя в свой адрес. Родители не всегда бывают правы. Как, впрочем, и педагоги.

Можно ли жить дружно и не вступать в конфронтацию? Как выйти из конфликтной ситуации без потерь? Попробуем разобраться.


Причины конфликтов: мнения двух сторон

Решения конфликта между учителем и родителем


Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкнувшийся – и означает столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, мотивов, планов или действий.

В нашем случае в школьном конфликте участвуют две стороны – педагог и родители ученика. И вроде цель у них одна – чтобы ребенку было комфортно учиться, чтобы обучение давало хорошие результаты. Но видение ситуации, как и понимание «что такое хорошо и что такое плохо» у «противников» может быть разное. 

Чем могут быть недовольны родители:

  • педагог некомпетентен: не тому или не так учит, не может найти подход к ученику, не умеет общаться с родителями;

  • требует от учеников слишком многого или наоборот не придает особого значения уровню подготовки;

  • необъективно оценивает детей: кому-то с легкостью раздает «пятерки», другим безжалостно ставит «двойки»;

  • позволяет себе высказываться при детях об их родителях;

  • завел себе «любимчиков»;

  • постоянно срывается на детей, унижает и оскорбляет их;

  • на уроке ничего не толком не объясняет, зато домашнее задание получается, как научная работа и требует активного участия родителей. 

Но и учителю найдется что предъявить. Начать хотя бы с того, что родители бывают двух типов. Те, которые не вылезают из школы, активно участвуют во всех делах и готовы не на жизнь, а на смерть сражаться за свое дитятко. И полная их противоположность – которые не идут на контакт, игнорируют просьбы и требования учителя, не интересуются успеваемостью ребенка и придерживаются позиции: «мы деньги зарабатываем, учить должна школа». 

И это не единственный повод для конфликта. Родители способны на многое:

  • проявлять агрессию по отношению к учителю или родителям других учеников;

  • необъективно оценивать работу педагога, классного руководителя, постоянно придираться к его действиям;

  • перекладывать ответственность за воспитание ребенка на плечи учителя, школы;

  • вмешиваться в учебный процесс;

  • не уделять ребенку должного внимания;

  • баламутить родителей, втягивая их в конфликт, создавать «движение сопротивления» против учителя или всей школы;

  • при весьма посредственных способностях считать своего ребенка гением, достойным самых высоких оценок. 

Итак, основой конфликта «учитель – родитель» чаще всего становится неудовлетворенность «группы поддержки» ученика тем, как к нему относятся, какие условия для обучения создают и какие результаты дает это обучение. При этом родители либо борются за власть, призывая на помощь администрацию школы или всевозможные департаменты и министерства, либо пытаются доказать – и себе, и окружающим – свою родительскую состоятельность (чаще это касается матерей).


3 принципа решения конфликтных ситуаций

Решения конфликта между учителем и родителем


Вступая в конфронтацию с учителем, родители отстаивают интересы своего ребенка, правда, не всегда привлекательным образом. 

Как быть в этой ситуации педагогу? Придерживаться следующих принципов:

  1. Оставаться профессионалом в любой ситуации. Сохранять самообладание и быть вежливым. Если учитель во время разговора с родителями ученика чувствует, что вот-вот взорвется в ответ на очередную претензию, стоит сделать паузу и выйти из кабинета. Выпустить пар, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, успокоиться – и только потом продолжить беседу. 

  2. Привлекать к решению проблемы администрацию. Если две стороны конфликта не могут найти общий язык, стоит воспользоваться помощью третьей стороны. При этом важно спокойно отнестись к решению, принятому в пользу родителей, – возможно, оно будет единственно правильным. Главное – выяснить для себя, почему. 

  3. Соблюдать конфиденциальность. Нельзя делать конфликты достоянием школьной общественности – это нарушает интересы и самого учителя, и учащегося, и его родителей. Слухи, сплетни, обсуждения за спиной не допустимы. Это может быть угрозой для нормальных доверительных отношений и с родителями, и с учениками. 

Любой конфликт негативно сказывается на ученике, поэтому разрешать проблемную ситуацию нужно как можно быстрее. Радикальные меры – перевод ученика в другую школу или отставка учителя. Но лучше постараться найти компромисс. Задача родителей и учителей – не конкурировать, а сотрудничать, чтобы не навредить ребенку.


Профилактические меры

Решения конфликта между учителем и родителем


Конфликт проще предупредить, чем расхлебывать его последствия, которые так или иначе отразятся на всех участниках учебного процесса. Избежать обострения отношений в школьно-родительском коллективе учителю помогут несложные правила:

  • быть вежливым и терпимым по отношению к родителям;

  • уважительно относиться к ученикам, независимо от уровня их успеваемости;

  • держать родителей в курсе того, что происходит, своевременно предупреждать об изменениях;

  • спокойно относиться к тому, что у родителей и учеников может быть иная точка зрения по какому-то вопросу;

  • привлекать родителей к участию в жизни класса, но делать это вдумчиво, с учетом индивидуальных особенностей и ребят, и их родителей, психологической совместимости родителей-активистов;

  • разговаривать с родителями на равных, давать им высказаться, искренне вникать в суть проблемы;

  • не применять шантаж: «если вы сделаете, как я хочу, поставлю «пять»;

  • держать свои эмоции при себе, избегать категоричных высказываний и оценок – тактичность превыше всего;

  • не устраивать «публичной порки» ни для ребенка, ни для его родителей;

  • оценивать знания и умения ученика объективно, а не руководствоваться собственными симпатиями или антипатиями;

  • не переходить на личности и не обвинять родителей в том, что они плохо воспитывают своего ребенка; 

  • создать и поддерживать в классе теплую дружескую атмосферу, в которой будет комфортно всем – и детям, и взрослым.


Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ