Дефектолог - виды и особенности профессии

Кто такой дефектолог и чем он отличается от логопеда

Когда нужен дефектолог?


Дефектолог и логопед – их функции кажутся такими похожими, так в чем же разница? Часто дефектолога ошибочно относят к медицинской специальности, что тоже совершенно неправильно. Что это за профессия, какой у нее функционал и требования – разбираем здесь.

Никто не рождается с четко поставленной дикторской речью, в процессе овладения языком у многих детей проявляются речевые нарушения. У одних они могут скорректироваться самостоятельно с возрастом, а другим необходима помощь специалиста, и чем раньше ребенок ее получит, тем лучше. И вот тут возникает загвоздка – многие родители не видят разницы между логопедом и дефектологом, а некоторые вообще не в курсе существования последнего, так как кто такой логопед – знают все, а дефектолог – более сложная и менее распространенная специальность. Они обращаются не к тому специалисту и только упускают время. И именно о профессии дефектолога и его отличиях от логопеда и пойдет речь в статье.


Дефектолог — кто это?

Когда нужен дефектолог?


Нарушения речи могут быть у здоровых детей, у которых они вызваны незрелостью речевого аппарата, неправильным примером (например, если один из родителей картавит, ребенок может бессознательно повторять за ним) и другими физиологическими причинами. Но в некоторых случаях дефекты вызваны общим нарушением – зрения, слуха, интеллекта – и «лечить» в этом случае изолированно только речь будет неправильно, это все равно что лечить головную боль обезболивающими таблетками, не разбираясь, а почему, собственно, голова болит. Именно такими детьми занимается дефектолог, для него важна не только правильная артикуляция, но и развитие ребенка во всех сферах: память, внимание, мышление и т. д.

Виды специализаций дефектолога:

  • Логопед-дефектолог – корректирует непосредственно речевые нарушения как у здоровых, так и у особенных детей.

  • Олигофренопедагог – работает с детьми, у которых нарушен интеллект (олигофрения, умственная отсталость, замедленное психическое развитие и т. д.)

  • Сурдопедагог – обучает детей, у которых есть проблемы со слухом.

  • Тифлопедагог – ставит речь и корректирует нарушения развития зрения.

  • Ортопедагог – занимается с детьми, у которых нарушена деятельность опорно-двигательного аппарата.

Все первичные проблемы могут возникать по разным причинам: родовая травма, черепно-мозговая травма, генетические патологии. Более того, разделение по специализациям весьма условно, так как часто нарушение в различных сферах сочетаются, то есть дефектолог должен разбираться во всех направлениях и понимать, как помочь ребенку.


Различия между дефектологом и логопедом

Так чем же логопед отличается от дефектолога?

Логопед

  • Работает с обычными здоровыми детьми, которые имеют дефекты произношения.

  • Занимается развитием речевого аппарата и правильной постановкой звуков, дикцией.

  • К логопеду ведут детей от 3 лет и старше.

  • Работает в основном с детьми.

  • Получает образование на факультете педагогики или филологии.

Дефектолог

  • Работает с детьми, которые имеют нарушения здоровья и особенности психофизического развития.

  • Помимо развития речи занимается развитием интеллекта, памяти, мышления, учит выражать мысли, заполняет пробелы в знаниях.

  • Дефектолог начинает работать с детьми с годовалого возраста.

  • Работает и с детьми, и со взрослыми, которым требуется помощь после травм, инсультов и т.д.

  • Получает образование на факультете коррекционной педагогики и психологии.

Несмотря на различия, между этими двумя профессиями есть и общее: ни дефектолог, ни логопед не являются врачами, оба специалиста должны разбираться в анатомии, физиологии, психологии, педагогике. Еще один общий момент – в первую очередь их работа направлена на коррекцию речевых нарушений и помощь в адаптации к жизни в обществе.


Как понять, когда ребенку нужен именно дефектолог?

Когда нужен дефектолог?


Помощь логопеда-дефектолога требуется, когда у ребенка есть следующие особенности психофизического развития:

  • Аутизм, синдром Аспергера и другие расстройства аутистического спектра (РАС). С такими детьми особенно важно обращаться к дефектологу, причем как можно раньше. Каждый аутист и ребенок с РАС индивидуальны, и к каждому требуется подобрать свой подход, что бывает достаточно сложно, учитывая нарушенные социальные контакты, избегание зрительного контакта и в общем сложность понимания его желаний.

  • В случаях, когда нарушения речи являются вторичными и спровоцированы проблемами со зрением и/или слухом, тоже необходима помощь в первую очередь дефектолога.

  • Задержка психического развития (ЗПР) и умственная отсталость (УО) часто сопровождаются речевыми нарушениями, но в отличие от здоровых детей, ими не ограничиваются. У таких ребят помимо речи страдают и интеллект, и высшие психические функции, и мелкая моторика, и эмоционально-волевая сфера.

  • Часто нарушения речи сопровождают детский церебральный паралич (ДЦП), даже при сохранном интеллекте у ребенка, за счет того, что заболевание затрагивает речевой аппарат.

Иногда обратиться к дефектологу могут порекомендовать даже здоровым детям, которые имеют проблемы с поведением, внимательностью, эмоционально-волевой сферой, или у которых стоит диагноз СДВГ. 

Родители должны понимать, что дефектолог работает в команде с другими специалистами, и в его сферу ответственности входит коррекция именно речевых нарушений на фоне проблем со здоровьем и компенсация дефектов, которые появляются вследствие этих нарушений. Он помогает развить воображение, память, внимательность, мышление, обогатить словарный запас, научить правильно строить предложения, формулировать мысли и желания, но не занимается лечением первичных заболеваний и расстройств.


Особенности деятельности дефектолога

Когда нужен дефектолог?


Так как дефектолог работает в основном с особенными детьми, он сталкивается с рядом проблем, которые осложняют работу и с которыми не справится логопед.

  • Нарушение контакта и нежелание на него идти у детей с аутизмом и РАС.

  • Нарушение координирования мышц речевого аппарата у детей с ДЦП.

  • Полная слепота или глухота у ребенка.

Отдельно стоит проблема с родителями в том случае, когда они не понимают, что ребенку не поможет логопед, ему нужна специализированная помощь. В отдельных случаях приходится доносить до них, что ребенок не «больной и с ним бесполезно работать», а что он имеет особенности развития, и строить коррекционную работу нужно с их учетом, в стенах специализированного учреждения или в составе группы  детей с похожими нарушениями. Причем, чем раньше ребенок получит помощь, тем быстрее и эффективнее будет проходить коррекция и тем выше вероятность того, что нарушения удастся успешно скомпенсировать и обеспечить максимально нормальную жизнь в социуме.


Требования к дефектологу

Когда нужен дефектолог?


Конечно, базовое требование к логопеду-дефектологу и со стороны организаций, и со стороны клиентов в частной практике – это профильное образование. Его можно получить в вузе или на специализированных курсах, где выдают диплом о дополнительном профессиональном образовании на базе высшего или средне-специального образования, например, в нашей академии, по окончании курса «Специальное дефектологическое образование». И, конечно, нужно не просто иметь диплом, но и уметь применять все полученные знания и инструменты на практике.

Много требований выдвигается к личным качествам специалиста:

  • В первую очередь – это любовь к детям, умение находить к ним подход.

  • Терпение и стрессоустойчивость – еще один важный момент, так как работать с особенными детьми гораздо сложнее, чем со здоровыми. До них труднее донести информацию, это занимает больше времени и усилий со стороны педагога. 

  • Эмоциональная устойчивость тоже поможет в работе. Важно не принимать близко к сердцу проблемы со здоровьем подопечных, их ситуацию, уметь ограничивать сопереживание, так как чрезмерное погружение и пропускание через себя всех проблем – это прямой путь к быстрому выгоранию.

  • Постоянное повышение квалификации, желание развиваться в профессии, узнавать новое и заниматься самообразованием.

  • Творческое начало поможет найти новые способы работы и взаимодействия с разными детьми.  

Дефектолог должен иметь знания из разных сфер: психологии, педагогики, медицины. Он должен понимать, как какие отклонения влияют на развитие ребенка в общем и развитие речи в частности. Он должен уметь правильно провести диагностику, знать как минимум несколько способов решения проблем и подобрать тот, который будет наиболее эффективен в работе с конкретным ребенком.


Где может работать дефектолог?

Когда нужен дефектолог?


Дефектолог работает в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях, в больницах, поликлиниках, медицинских центрах и реабилитационных учреждениях. Он может открыть свой кабинет и вести частную практику, или совмещать работу на себя с работой в организациях.

Чем именно занимается дефектолог:

  • Проводит диагностику с учетом особенностей развития ребенка. На каждого маленького пациента заводится логопедическая карта обследования. 

  • Подбирает методы и упражнения коррекционной работы, составляет план действий.

  • Проводит коррекцию произношения, помогает сформировать правильный ритм речи. Слабослышащих детей учит читать по губам, произносить правильно слова, чтобы его могли понимать даже люди, которые не знают язык жестов. Слабовидящих детей дефектолог учит четко произносить слова, читать книги для слепых.

  • Корректирует ошибки при чтении и письме.

  • При необходимости назначает консультацию узких специалистов-медиков: сурдолога, окулиста, невролога и т. д.

  • Занимается с детьми индивидуально и в группах.

  • Общается с родителями, рассказывает о занятиях, динамике, консультирует по самостоятельным занятиям дома и взаимодействию с ребенком в рамках своей специализации.


Плюсы и минусы профессии дефектолога

Когда нужен дефектолог?


Работа с детьми – это всегда в первую очередь призвание, а здесь у специалиста еще и повышенная ответственность. Для кого-то это минусы, для кого-то наоборот плюсы. И тех, и других хватает, как и в любой профессии.

Плюсы:

  • Востребованность специальности – найти работу дефектологу не составит труда.

  • Возможность работать в частном порядке и повышать таким образом свой доход.

  • Постоянное саморазвитие, мозги не успевают закисать.

  • Есть варианты карьерного роста.

  • Оказание помощи детям, возможность видеть и оценивать результат своей работы.

Минусы:

  • Высокие психологические и эмоциональные нагрузки.

  • При высоком уровне эмпатии у специалиста – риск профессионального выгорания.

  • Относительно небольшая зарплата, особенно в государственных учреждениях (есть варианты совмещения с частной практикой или работой в частных медицинских и развивающих центрах).

  • Большое количество должностных обязанностей, много бюрократических моментов.

  • Успех подопечного зависит не только от дефектолога, но и от других специалистов и родителей.

Несмотря на сходные цели работы логопеда и дефектолога, это абсолютно разные специалисты. Дефектолог развивает речевые функции детей в более сложных условиях, когда те имеют ограничения по здоровью. А родителям, прежде чем обращаться к конкретному специалисту, нужно получить консультацию у профильных врачей, чтобы четко понимать, будет ли достаточно усилий логопеда для результата, или лучше подключить «тяжелую артиллерию» в виде дефектолога. 




Все статьи

Отзывы о нас

ЦАППКК»
НАВЕРХ