Сказкотерапия и песочная терапия -сферы применения, какие задачи помогают решить, особенности проведения.

сказкотерапия

Песочная терапия и сказкотерапия – это методы работы не только с детьми, но и взрослыми. Перебирая песок, строя свой мир, расставляя фигурки и давая им имена – таким приятным методом можно решить многие психологические проблемы. То же самое касается и сказкотерапии. С помощью нее можно помогать даже людям с зависимостью. А что будет, если соединить эти два метода? Насколько эффективен будет этот подход? Подробнее разберем в статье.

Песочная терапия 

сказкотерапия

Терапевтический эффект от игр с песком заметил еще Карл Юнг. Ребенок играет в песок, строит замки, какой-то свой мир, разрушает, строит заново. Игры с песком немного завораживают. Ребенок словно погружается в некое особое состояние, когда в песочный мир он переносит образ свой реальной жизни. Разыгрывая различные сюжеты из реальной жизни в сказочном песочном мире можно прорабатывать травмирующие ситуации или события, негативный опыт или эмоции, изменить отношение к себе или окружающим. 

На песочной терапии используется юнгианская песочница. Это деревянный водонепроницаемый ящик, дно и стенки которого выкрашены в синий цвет, заполненный чистым песком. В работе также используются наборы фигурок – люди, животные, птицы, деревья, кухонные предметы, мебель, сказочные персонажи, природные материалы. Фигурки могут быть как красивыми, так и уродливыми.

Песочная терапия успешно применяется не только для помощи детям и подросткам, но и взрослым людям. Играя в песок, перебирая его, выстраивая свой выдуманный мир или проецируя реальную проблему (тяжелую ситуацию, негатив), можно погрузиться в неосознанное, обратиться к своему внутреннему «я», обрести целостность, передать свои переживания на символическом уровне. 

Проведение песочной терапии для взрослых клиентов и для детей (подростков) почти не отличается. Сам процесс можно разделить на несколько этапов: 

  • клиентом создается мир;

  • происходит переживание проблемы и реконструкция травмирующего события;

  • лечебная терапия;

  • результат «стройки» документируется;

  • мир демонтируется. 

Обязательное прохождение каждого из этапов необязательно, все зависит от запроса, с которым пришел клиент. 

Песочная терапия для дошкольников – это возможность развить высшие психические функции, стабилизировать эмоциональное состояние, развить познавательные способности, сформировать коммуникативные навыки, помочь с адаптацией в ДОУ. 

Для детей постарше и подростков песочная терапия уже представляет собой хороший метод решения психологических проблем. Песочница становится для них своеобразной «лабораторией», здесь есть определенная свобода, но и присутствуют некие ограничения, а также ответственность «творящего» песочный мир. Психолог все время находится рядом, анализирует происходящее, комментирует, задает вопросы. После окончания сеанса, психологом делается либо эскиз, либо фотография результата. Их можно просматривать и обсуждать вместе с ребенком. 

Сказкотерапия для детей и взрослых

сказкотерапия

Интересно, что сказкотерапия – одновременно один из самых древних методов воспитания и передачи опыта в человеческой цивилизации и один из самых молодых методов современной практической психологии. 

Чем хороши сказки в психологической помощи? В их сюжетах можно зашифровать многие проблемы и жизненные ситуации, с которым сталкивается как ребенок, так и взрослый. Слушая сказку, погружаясь в сказочный мир, можно взглянуть на проблему под другим углом зрения, посмотреть на себя самого со стороны. 

Сказкотерапия помогает детям сдерживать эмоции, которые рождаются под влиянием ситуаций, учат управлять своими чувствами, преодолевать страх, сопереживать персонажам. Для подростка сказкотерапия – хороший способ избавиться от негативных установок («не смогу», «не справлюсь», «ничего не значу»). В процессе сказкотерапии, подросток может становиться на место сказочного героя и таким образом делать правильный выбор на жизненном пути. Для взрослых клиентов, сказкотерапия – путь к личностному ресурсу, накоплению сил, открытию новых возможностей, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. 

В сказкотерапии есть несколько основных методов или направлений: 

  • рассказывание и сочинение сказок;

  • рисование сказок;

  • кукольные постановки; 

  • песочные сказки. 

Вот на последнем пункте мы остановимся подробнее. 

Динамическая песочная сказкотерапия

сказкотерапия

Песочная сказкотерапия – это, по сути, интеграция сказочного сюжета в пространство песочницы. Работа психолога в этом направлении приносит двойной эффект, ведь преимущества песочной терапии усиливаются за счет привнесения туда преимуществ сказкотерапии.

Работая в песочнице, можно создавать и прорабатывать образ героя, можно трансформировать созданный мир под сказочный сюжет. Ребенок создает песочные «иллюстрации», рисует песком, расставляет фигурки, в соответствии со сказкой, которую рассказывает психолог. В этом процессе гармонизируется психоэмоциональное состояние, развивается воображение, познавательные и интеллектуальные способности, мелкая моторика, сенсорные способности и речь. 

Сказки, которые используют в песочной терапии, раскрывают глубинный смысл происходящих событий в жизни ребенка или взрослого. Как действует песочная сказкотерапия? Она помогает понять, что ты не одинок в своих переживаниях, поможет успокоиться и избавиться от комплекса неполноценности, преодолеть трудности. В процессе терапии дети изучают модели поведения и умения, которые нужны для взросления, развить навыки принятия решений в проблемных ситуациях. 

Главный момент – сказка должна подходить ребенку. Важно, чтобы в сюжете или характере сказочных героев было что-то общее с ребенком, который пришел на терапию (это касается и взрослых клиентов). Это могут быть схожие конфликты, страхи, тревоги и т. д. Об этой схожести необходимо рассказать в процессе терапии, обратив внимание ребенка на его сильные стороны, возможности и хорошие качества. 

Используя метод песочной сказкотерапии, психологу необходимо добавлять в сказку как можно больше деталей. Такая детальность делает сказочный сюжет более реальным. Описания персонажей, происходящего, диалоги – все это задает тон сказке, выражает эмоции. Даже рассказывать сказки необходимо эмоционально. Голос психолога тут выступает как профессиональный инструмент, делая передачу идеи сказки более эффективной. 

При помощи песочной сказкотерапии можно корректировать поведение детей и подростков, помогать им адаптироваться, прорабатывать негативный опыт, компенсировать нарушения психического развития, развивать эмоциональную и познавательную сферу, менять отношения с окружающими в лучшую сторону. Для взрослых – это отличная возможность проработать глубинные переживания, обратиться к внутреннему миру, собственному «я», проработать травмирующие события, найти решение проблемы и многое другое.   

Сила песочной сказкотерапии в ее универсальности и эффективности. Главное, при этом, чтобы психолог умел правильно пользоваться инструментами этого психологического метода, знал, как строится процесс терапии и др. Данный метод терапии могут использовать не только психологи, но и педагоги, воспитатели ДОУ, психотерапевты, при наличии соответствующего образования. 

Все необходимые знания по динамической песочной сказкотерапии можно получить на нашем курсе повышения квалификации – «Динамическая песочная сказкотерапия для дошкольников и учащихся начальной школы».

Пройдя наш курс, (срок обучения – 1 месяц), вы сможете получить новые знания и умения, повысить свою квалификацию и востребованность в профессиональном мире. Эти знания можно сразу будет использовать в своей работе с детьми и подростками, а удостоверение точно не будет валяться в дальнем ящике стола! 

Дистанционный формат обучения удобен для большинства слушателей, вы сами выбираете время, в которое учитесь, не надо никуда ехать или специально брать отпуск. Более подробную информацию можно узнать на нашем сайте. 



Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ