В чем заключается психолого-педагогическое сопровождение?

В чем заключается психолого-педагогическое сопровождение?
/upload/medialibrary/e0e/2m3hgsz29eeorqym3vlh2m9xnkhk31te.jpg
Одним деткам сложно освоиться и раскрыться в новом коллективе, другим нужна помощь в образовательном процессе, а у третьих есть особые потребности в связи со здоровьем. Во всём этом может помочь  психолого-педагогическое сопровождение, а в статье разберём, как оно работает для каждой категории.
Одним деткам сложно освоиться и раскрыться в новом коллективе, другим нужна помощь в образовательном процессе, а у третьих есть особые потребности в связи со здоровьем. Во всём этом может помочь  психолого-педагогическое сопровождение, а в статье разберём, как оно работает для каждой категории.  Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная система профессиональной деятельности, направленная на создание благоприятных условий для полноценного развития, обучения и воспитания детей и подростков с разными возможностями и потребностями. Формат сопровождения –  это не разовое вмешательство, а длительный процесс от образоваельной организации или учебного центра, ориентированный на – раскрытие потенциала ребёнка; – помощь в социализации; – решение трудностей, связанных с индивидуальными особенностями ребёнка (например, гиперактивность, нарушение внимания и т.п.) В отличие от формата консультирования или коррекционной работы, сопровождение подразумевает постоянное участие психолога и педагога в жизни ребенка (а иногда и родителей), в том числе и внеучебной. Это своего рода персональная навигация по образовательному процессу, где команда специалистов помогает каждому нуждающемуся находить оптимальные ключи к потенциальным и реальным проблемам.  Цели и задачи Психолого-педагогическое сопровождение детей ставит главной целью инклюзивный и доступный каждому в коллективе образовательный процесс. Создание условий под запросы каждого ребёнка, раскрытие способностей, помощь в адаптации к жизни с “изюминкой” (например, с дисграфией) – это лишь малая часть возможностей процесса сопровождения.  Можно выделить главные задачи сопровождения:  Диагностика: своевременное выявление проблем в обучении, развитии, социальной адаптации и эмоциональном состоянии учащихся.  Профилактика: предупреждение возникновения проблемных ситуаций, связанных с обучением, поведением, общением и здоровьем (например, буллинга в коллективе из-за ОВЗ учащегося); Коррекция: Оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии или социальной адаптации.  Развитие: Стимулирование познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков и личностного роста обучающихся. Социальная защита: Защита прав и интересов обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Повышение психологической компетентности: Распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей. Пример 1: Саше 9 лет, и он довольно внимательный хорошист с замашками отличника и обычными мальчишескими интересами. Внезапно всего за месяц у мальчика рухнула успеваемость, мотивация и поведение – пропал интерес к учёбе и играм, появились колкости, протестный настрой и игнорирование любых замечаний.  В школе есть тьютор и психолог. У них возникла гипотеза, что мальчик входит в препубертат, из-за чего и не может совладать с чувствами, но в ходе беседы Саша сознался, что у него проблемы в семье и родители собираются расходиться. Психолог и учитель создали бережную среду для проживания травмы: у психолога всегда можно было обсудить ощущения, порисовать и построить из Лего свои страхи, а учительница снизила требования до минимальных, которые мальчик в состоянии выполнить: по всем предметам читать учебники, а письменные ДЗ временно сдавать только по математике. Получив недостающее внимание и принятие своих чувств в школе, Саша быстро вернул фокус на учёбу. Пример 2: Оля перешла в пятый класс в новую школу – и в первой же четверти совсем перестала понимать математику. Проблемы с числами были с детства но родители не придавали этому значения: в остальном девочка была талантливой и сообразительной. Двойки и замечания педагога по математике были переданы классному руководителю, которая направила Олю к дефектологу. По результатам диагностики, он предположил у девочки дискалькулию (расстройство, при котором человек на физическом уровне не понимает цифры и операции между ними), после чего помог в получении необходимых документов, оформлении сопровождения и составлении индивидуального маршрута освоения математики на доступном уровне.  Кто осуществляет психолого-педагогическое сопровождение Сопровождение подразумевает тесную коммуникацию и взаимопомощь всех членов команды, работающих в организации – от классного руководителя и учителей-предметников до социального педагога,  логопеда и дефектолога, к которым можно обратиться за помощью и диагностикой. Главной фигурой в процессе сопровождения  выступает педагог-психолог – он ближе всего коммуницирует с ребёнком, а также координирует работу других специалистов. Часто этой квалификацией обладает непосредственно классный руководитель, куратор или тьютор ребёнка.  Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ подразумевает содействие и интеграцию в эту систему более узких специалистов, необходимых конкретному ребёнку – например, сурдопедагога, невролога или реабилитолога.  Этапы, методы и приоритеты В работу с ребёнком входит не только непосредственно помощь в образовательном процессе, но и множество внеурочных мероприятий и процессов: консультации психологов, групповая терапия, игры и тренинги, арт-терапия и т.п. Поскольку индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение оформляется по результатам диагностики ребёнка с учётом его особенностей и потребностей, маршрут и фокус внимания команды определяется на старте: для одних детей в приоритете будет коррекционная работа и достижение возможного максимума, а для других – социализация или формирование навыков через игровые тренинги.

Одним деткам сложно освоиться и раскрыться в новом коллективе, другим нужна помощь в образовательном процессе, а у третьих есть особые потребности в связи со здоровьем. Во всём этом может помочь  психолого-педагогическое сопровождение, а в статье разберём, как оно работает для каждой категории. 

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная система профессиональной деятельности, направленная на создание благоприятных условий для полноценного развития, обучения и воспитания детей и подростков с разными возможностями и потребностями.

Формат сопровождения –  это не разовое вмешательство, а длительный процесс от образоваельной организации или учебного центра, ориентированный на

– раскрытие потенциала ребёнка;

– помощь в социализации;

– решение трудностей, связанных с индивидуальными особенностями ребёнка (например, гиперактивность, нарушение внимания и т.п.)

В отличие от формата консультирования или коррекционной работы, сопровождение подразумевает постоянное участие психолога и педагога в жизни ребенка (а иногда и родителей), в том числе и внеучебной. Это своего рода персональная навигация по образовательному процессу, где команда специалистов помогает каждому нуждающемуся находить оптимальные ключи к потенциальным и реальным проблемам. 


Цели и задачи

Психолого-педагогическое сопровождение детей ставит главной целью инклюзивный и доступный каждому в коллективе образовательный процесс. Создание условий под запросы каждого ребёнка, раскрытие способностей, помощь в адаптации к жизни с “изюминкой” (например, с дисграфией) – это лишь малая часть возможностей процесса сопровождения. 

Можно выделить главные задачи сопровождения: 

  • Диагностика: своевременное выявление проблем в обучении, развитии, социальной адаптации и эмоциональном состоянии учащихся. 

  • Профилактика: предупреждение возникновения проблемных ситуаций, связанных с обучением, поведением, общением и здоровьем (например, буллинга в коллективе из-за ОВЗ учащегося);

  • Коррекция: Оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии или социальной адаптации. 

  • Развитие: Стимулирование познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков и личностного роста обучающихся.

  • Социальная защита: Защита прав и интересов обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  • Повышение психологической компетентности: Распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей.

Пример 1: Саше 9 лет, и он довольно внимательный хорошист с замашками отличника и обычными мальчишескими интересами. Внезапно всего за месяц у мальчика рухнула успеваемость, мотивация и поведение – пропал интерес к учёбе и играм, появились колкости, протестный настрой и игнорирование любых замечаний. 

В школе есть тьютор и психолог. У них возникла гипотеза, что мальчик входит в препубертат, из-за чего и не может совладать с чувствами, но в ходе беседы Саша сознался, что у него проблемы в семье и родители собираются расходиться. Психолог и учитель создали бережную среду для проживания травмы: у психолога всегда можно было обсудить ощущения, порисовать и построить из Лего свои страхи, а учительница снизила требования до минимальных, которые мальчик в состоянии выполнить: по всем предметам читать учебники, а письменные ДЗ временно сдавать только по математике. Получив недостающее внимание и принятие своих чувств в школе, Саша быстро вернул фокус на учёбу.

Пример 2: Оля перешла в пятый класс в новую школу – и в первой же четверти совсем перестала понимать математику. Проблемы с числами были с детства но родители не придавали этому значения: в остальном девочка была талантливой и сообразительной.

Двойки и замечания педагога по математике были переданы классному руководителю, которая направила Олю к дефектологу. По результатам диагностики, он предположил у девочки дискалькулию (расстройство, при котором человек на физическом уровне не понимает цифры и операции между ними), после чего помог в получении необходимых документов, оформлении сопровождения и составлении индивидуального маршрута освоения математики на доступном уровне. 


Кто осуществляет психолого-педагогическое сопровождение

Сопровождение подразумевает тесную коммуникацию и взаимопомощь всех членов команды, работающих в организации – от классного руководителя и учителей-предметников до социального педагога,  логопеда и дефектолога, к которым можно обратиться за помощью и диагностикой. Главной фигурой в процессе сопровождения  выступает педагог-психолог – он ближе всего коммуницирует с ребёнком, а также координирует работу других специалистов. Часто этой квалификацией обладает непосредственно классный руководитель, куратор или тьютор ребёнка. 

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ подразумевает содействие и интеграцию в эту систему более узких специалистов, необходимых конкретному ребёнку – например, сурдопедагога, невролога или реабилитолога. 


Этапы, методы и приоритеты

В работу с ребёнком входит не только непосредственно помощь в образовательном процессе, но и множество внеурочных мероприятий и процессов: консультации психологов, групповая терапия, игры и тренинги, арт-терапия и т.п. Поскольку индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение оформляется по результатам диагностики ребёнка с учётом его особенностей и потребностей, маршрут и фокус внимания команды определяется на старте: для одних детей в приоритете будет коррекционная работа и достижение возможного максимума, а для других – социализация или формирование навыков через игровые тренинги.


Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ