Одним деткам сложно освоиться и раскрыться в новом коллективе, другим нужна помощь в образовательном процессе, а у третьих есть особые потребности в связи со здоровьем. Во всём этом может помочь психолого-педагогическое сопровождение, а в статье разберём, как оно работает для каждой категории.
Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная система профессиональной деятельности, направленная на создание благоприятных условий для полноценного развития, обучения и воспитания детей и подростков с разными возможностями и потребностями.
Формат сопровождения – это не разовое вмешательство, а длительный процесс от образоваельной организации или учебного центра, ориентированный на
– раскрытие потенциала ребёнка;
– помощь в социализации;
– решение трудностей, связанных с индивидуальными особенностями ребёнка (например, гиперактивность, нарушение внимания и т.п.)
В отличие от формата консультирования или коррекционной работы, сопровождение подразумевает постоянное участие психолога и педагога в жизни ребенка (а иногда и родителей), в том числе и внеучебной. Это своего рода персональная навигация по образовательному процессу, где команда специалистов помогает каждому нуждающемуся находить оптимальные ключи к потенциальным и реальным проблемам.
Психолого-педагогическое сопровождение детей ставит главной целью инклюзивный и доступный каждому в коллективе образовательный процесс. Создание условий под запросы каждого ребёнка, раскрытие способностей, помощь в адаптации к жизни с “изюминкой” (например, с дисграфией) – это лишь малая часть возможностей процесса сопровождения.
Можно выделить главные задачи сопровождения:
Диагностика: своевременное выявление проблем в обучении, развитии, социальной адаптации и эмоциональном состоянии учащихся.
Профилактика: предупреждение возникновения проблемных ситуаций, связанных с обучением, поведением, общением и здоровьем (например, буллинга в коллективе из-за ОВЗ учащегося);
Коррекция: Оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии или социальной адаптации.
Развитие: Стимулирование познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков и личностного роста обучающихся.
Социальная защита: Защита прав и интересов обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Повышение психологической компетентности: Распространение психолого-педагогических знаний среди педагогов и родителей.
Пример 1: Саше 9 лет, и он довольно внимательный хорошист с замашками отличника и обычными мальчишескими интересами. Внезапно всего за месяц у мальчика рухнула успеваемость, мотивация и поведение – пропал интерес к учёбе и играм, появились колкости, протестный настрой и игнорирование любых замечаний.
В школе есть тьютор и психолог. У них возникла гипотеза, что мальчик входит в препубертат, из-за чего и не может совладать с чувствами, но в ходе беседы Саша сознался, что у него проблемы в семье и родители собираются расходиться. Психолог и учитель создали бережную среду для проживания травмы: у психолога всегда можно было обсудить ощущения, порисовать и построить из Лего свои страхи, а учительница снизила требования до минимальных, которые мальчик в состоянии выполнить: по всем предметам читать учебники, а письменные ДЗ временно сдавать только по математике. Получив недостающее внимание и принятие своих чувств в школе, Саша быстро вернул фокус на учёбу.
Пример 2: Оля перешла в пятый класс в новую школу – и в первой же четверти совсем перестала понимать математику. Проблемы с числами были с детства но родители не придавали этому значения: в остальном девочка была талантливой и сообразительной.
Двойки и замечания педагога по математике были переданы классному руководителю, которая направила Олю к дефектологу. По результатам диагностики, он предположил у девочки дискалькулию (расстройство, при котором человек на физическом уровне не понимает цифры и операции между ними), после чего помог в получении необходимых документов, оформлении сопровождения и составлении индивидуального маршрута освоения математики на доступном уровне.
Сопровождение подразумевает тесную коммуникацию и взаимопомощь всех членов команды, работающих в организации – от классного руководителя и учителей-предметников до социального педагога, логопеда и дефектолога, к которым можно обратиться за помощью и диагностикой. Главной фигурой в процессе сопровождения выступает педагог-психолог – он ближе всего коммуницирует с ребёнком, а также координирует работу других специалистов. Часто этой квалификацией обладает непосредственно классный руководитель, куратор или тьютор ребёнка.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ подразумевает содействие и интеграцию в эту систему более узких специалистов, необходимых конкретному ребёнку – например, сурдопедагога, невролога или реабилитолога.
В работу с ребёнком входит не только непосредственно помощь в образовательном процессе, но и множество внеурочных мероприятий и процессов: консультации психологов, групповая терапия, игры и тренинги, арт-терапия и т.п. Поскольку индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение оформляется по результатам диагностики ребёнка с учётом его особенностей и потребностей, маршрут и фокус внимания команды определяется на старте: для одних детей в приоритете будет коррекционная работа и достижение возможного максимума, а для других – социализация или формирование навыков через игровые тренинги.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных