Задержка психического развития у детей – симптомы и особенности

Задержка психического развития у детей – симптомы и особенности

Задержка психического развития у детей – симптомы и особенности



В последнее время все чаще и чаще звучит сентенция – ребенок никому ничего не должен. Есть специальные нормы, по которым определяется развитие ребенка, например, в 12 месяцев ребенок должен (!) использовать указательный жест. Не использует? Родители волнуются, специалист их успокаивает – все дети разные, ребенок никому ничего не должен, просто развивается в своем темпе. Не разговаривает в три года? Не волнуйтесь, можно подождать и до пяти лет. И так далее…. 

И, к сожалению, случается, что упускается драгоценное время, в которое можно выявить проблемы, скорректировать их по возможности. В статье мы разберем, что такое задержка психического развития, какие симптомы бывают при этом, как задержка диагностируется, и какой специалист может помочь ребенку и родителям. 

Задержка психического развития – что это

Задержка психического развития у детей – симптомы и особенности

Ответ на вопрос, что такое задержка психического развития, кроется в самом термине. Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание в темпах развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, некоторых когнитивных функций (речь, память, мышление). 

ЗПР может характеризоваться проблемами с моторикой, памятью, мышлением, речью, регуляцией поведения, неустойчивыми эмоциями, неуспеваемостью в школе. Эта проблема в развитии ребенка занимает место между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. От умственной отсталости ЗПР отличает положительная динамика и возможность нивелировать отставание в развитии при грамотной коррекционно-педагогической работе. 

Задержка психического развития – классификация

Задержка психического развития у детей – симптомы и особенности


Попытки классифицировать разнообразную группу ЗПР ведутся достаточно давно, как у нас, так и за рубежом. Наиболее полную классификацию предложил В.В.Ковалев, он дифференцировал состояния при ЗПР по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям. Именно эту классификацию, мы и приведем в нашей статье. Итак, по Ковалеву, существуют четыре типа ЗПР: 

  • Дизонтогенетическая ЗПР (при психическом инфантилизме) – центрально-нервная система созревает медленно, поведение ребенка не соответствует возрасту, присутствует непосредственность, эмоциональная лабильность, неспособность концентрировать внимание, плохо работает память. 

  • Энцефалопатическая ЗПР (при поражениях центрально-нервной системы) – запаздывает развитие школьных навыков, могут быть нарушены функции коры головного мозга, ребенок может страдать от детского церебрального паралича, от недоразвития речи (синдром алалии). 

  • Вторичная ЗПР (при сенсорных нарушениях) – может развиваться при нарушениях слуха, зрения, речи, сочетанной сенсорной депривации. 

  • ЗПР, вызванная социальной депривацией – детей, страдающих от ЗПР этого вида, можно называть «педагогически запущенными». Причиной здесь могут быть дефицит внимания со стороны семьи, дефекты воспитания и т. д. 

Есть и другие классификации отечественных специалистов. Например, классификация Г.Е. Сухаревой (выделено пять групп ЗПР), классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (выделено две группы ЗПР), С.С. Мнухина (выделено две группы ЗПР) и многие другие. 

Следует отметить, что в Международной классификации болезней, такого диагноза, как ЗПР, нет. В международном медицинском сообществе те классификации, которые есть на данный момент, не учитывают всех психопатологических особенностей детского возраста, поэтому использоваться для работы не могут. В США, например, есть Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве. В ее основе лежит огромная база собранных данных – конкретные случаи, которые оценивались экспертами. 

Причины возникновения задержки психического развития 

Задержка психического развития у детей – симптомы и особенности


Коротко о причинах возникновения ЗПР упоминается в классификации В.В. Ковалева, которую мы приводили выше. Давайте разберем эти причины более подробно. Среди них можно выделить две больших основных группы – биологические и социальные причины. 

Биологические причины задержки психического развития 

Это очень обширная группа причин, которые могут послужить основанием для ЗПР. Сюда относятся – болезни матери во время вынашивания ребенка, инфекции, внутриутробные инфекции и сепсис, всевозможные патологии беременности, недоношенность, асфиксия плода, черепно-мозговые травмы, механические травмы (по статистике, есть в анамнезе у 60-70% детей с ЗПР). Считается, что наиболее важную роль здесь играют проблемы, которые были у матери или плода в первом триместре беременности. После рождения ребенка, свою роль могут сыграть нейроинфекции, плохое питание, тяжелые инфекции на первых годах жизни. Конечно же, нельзя не упомянуть и наследственный фактор. 

Социальные причины задержки психического развития 

Здесь специалисты уделяют внимание уровню образования родителей, сенсорной и социальной депривации, депрессии одного из родителей (чаще – матери), обращению с ребенком (ласковое, любящее или холодное и жестокое). 

Если ребенок воспитывается в нелюбящей семье, с низким социальным, образовательным и культурным уровнем, недополучает внимания, любви, ласки, воспитания – все это служит причиной появления ЗПР. 

Особенности детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития у детей – симптомы и особенности


Нарушения интеллектуального развития у детей с ЗПР достаточно небольшие и легкие, однако затрагивают все сферы интеллекта. 

Восприятие при ЗПР носит фрагментарный, неточный и замедленный характер. По отдельности анализаторы ребенка работают практически нормально, однако, если необходимо формировать целостные образы – при этом возникают трудности. Зрительное восприятие работает лучше слухового. Внимание при ЗПР носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенок с легкостью переключается на посторонние предметы, не может сконцентрироваться на одном занятии. Можно обнаружить признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности. 

Память при ЗПР носит мозаичный характер, слабо избирательна. Наглядно – образная память превалирует над вербальной памятью, мыслительная активность при воспроизведении информации низкая. При ЗПР нарушенным, как правило, оказывается образное мышление, а вот наглядно-действенное мышление более сохранно. Абстрактно-логическое мышление без помощи педагога или родителей невозможно, возникают трудности с анализом и синтезом, упорядочением учебного материала, построением умозаключений, формулировкой выводов. 

Речь при ЗПР характеризуется нарушением артикуляции, слуховой дифференциации, скудным словарным запасом, трудностями в правильном построении предложений, речевой неактивностью. Сфера личностного развития при ЗПР отличается эмоциональной лабильностью. Для нее характерны следующие признаки – агрессия, конфликтность, тревожность, безынициативность, внушаемость, безволие, замкнутость. 

Диагностика задержки психического развития 

Задержка психического развития у детей – симптомы и особенности

При диагностике ЗПР могут возникать трудности (например, отличить ЗПР от умственной отсталости или олигофрении), поэтому крайне важно, чтобы специалисты в медкомиссии обладали необходимой компетенцией. 

Мы еще раз хотим подчеркнуть, что при соответствующей коррекционно-педагогической помощи, ребенок с ЗПР может избавиться от проблем в развитии. Потенциал развития познавательной деятельности при ЗПР достаточно высок, есть возможность нивелировать все нарушения. Все необходимые знания из этой сферы можно получить на нашем курсе «Специальное дефектологическое образование» с присвоением квалификации «Дефектолог».

 Выявить ЗПР у ребенка может только ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), специалисты проводят сбор анамнеза, анализируют полученную информацию, проводят нейропсихологические тесты, изучают речь ребенка, его медицинскую карту, исследуют его интеллектуальные процессы, эмоционально – волевые качества. Задержку психического развития могут диагностировать до 11-14 лет (за рубежом этот срок еще меньше – до пяти лет ребенка). Затем этот диагноз может быть пересмотрен в сторону другого диагноза – умственная отсталость. У детей с ЗПР в большинстве случаев наблюдаются сопутствующие психопатологии – нарушение речи, негативизм и т. д. Это ограничивает специалистов в выборе психологических тестов при диагностике. Затрудняют сам процесс диагностики и возрастные ограничения при использовании тестов. 


Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ