Детки часто не могут осознавать и выражать свои эмоции. Они чувствуют много и интенсивно, и порой эти чувства хлещут наружу бурлящим потоком, пока нервная система не перегрузится. Тогда на помощь приходят специальные техники, способные в игровой форме помочь маленькому пациенту узнать свой внутренний мир лучше.
В психологии есть целое направление работы с эмоциональным состоянием через ассоциации и творческие проявления: рисунки, метафорические карты, цветовые тесты и т.п. Такие методы называются проективными, поскольку ключевым компонентом выступает проекция (восприятие) клиента. Они помогают в случаях, когда более классические и стандартизированные методы психотерапии по ряду причин неэффективны. Например:
- В случае сильной травмы или потрясения, когда клиент не готов обсуждать происходящее напрямую, но нуждается в помощи.
- Как вспомогательный инструмент в работе консультирующего психолога: например, чтобы преодолеть излишнюю рационализацию клиента и дать волю его эмоциям.
- При реабилитации после травм и других повреждений мозга.
- В работе с детьми. У детей психика и нервная система только формируются. Они по-другому обрабатывают информацию, считывают свои эмоции и проживают дискомфорт, чем делают взрослые, которые могут просто расфасовать всё по полочкам и не беспокоиться. Ассоциативные методы помогают ребёнку расслабиться и раскрыться, ведь картинки и сказки – это весело.
В сегодняшней статье расскажем, как арт терапия и сказкотерапия помогают детям, почему они эффективны и как вовлечь ребёнка в процесс сотрудничества при помощи рисунков и рассказов.
Детская психика отличается от взрослой: она ещё не такая устойчивая, и то, что для взрослого в порядке вещей, для ребёнка может стать потрясением и оставить след на всю жизнь. Дети гораздо более чуткие и чувствующие, не склонны доверять посторонним людям в учреждениях (особенно – врачам и всем, кто на них похож), а ещё – почти перманентно проживают возрастной кризис (3, 5, 7 лет и далее) и яркие перепады настроения. Эти и множество других факторов определили особенности психологической работы с пациентами младшего возраста. Любое взаимодействие должно быть:
– мягким и ненасильственным;
– интересным для ребёнка;
– информативным для дальнейшей работы.
Арт-терапия как комплекс творческих и игровых техник закрывает все пункты. Разные творческие задания помогают и добраться до внутреннего мира ребёнка, и залечить душевные ранки. Психолог- арт терапевт поможет ребёнку сформулировать чувства, выплеснуть эмоции и прожить в творчестве то, что его злит, бесит или обижает.
Сказкотерапия: особенности метода
Сказкотерапия – ответвление арт-терапии, которое специализируется на терапевтических сказках. Это бережный метод как выявления проблемы, так и её решения. Сам по себе жанр сказки очень исцеляющий: с одной стороны, он включает путь героя с его сложностями, а с другой— счастливый и справедливый финал, где всё разворачивается так, как должно быть. А все мы знаем, что больно, плохо или страшно быть не должно.
“Сказка” здесь – образное название, позволяющее расслабиться и выйти за привычные рамки, а не строгий литературный формат. В сказке можно говорить метафорами, внедрять любых фантастических персонажей, облачать некое “зло” в любую оболочку, которая порадует рассказчика, а в процессе – почувствовать себя сильно легче, не всегда понимая, как и почему. Слушая или сочиняя вместе с терапевтом сказку, ребёнок невольно ассоциирует себя с главным героем, наделяет его какими-то своими чертами. В ходе сюжета он борется со злом, побеждает его, находит решение и становится сильнее, а потом переноси эти ощущения на реальную жизнь. Сказкотерапия будет хорошим инструментом в арсенале каждого психолога, а при работе с детьми это одна из основных техник.
Плюсы и минусы
Плюсы сказкотерапии:
– Глубокий и системный метод, благодаря которому можно вытащить глубинные переживания;
– Развивает у ребёнка фантазию и креатив;
– Помогает в развитии самоидентификации;
– Помогает как при разовых трудностях (например, адаптация в новом коллективе), так и при системной проблеме (фобии и т.п.);
Возможные сложности:
– Ребёнка нужно заинтересовать и вовлечь: составление сказки или просто обсуждение готового материала с арт-терапевтом требует от маленького человека мотивации и включённости, а на старте много кому будет неинтересно, скучно или не захочется прилагать столько усилий
– Родителям нужно преодолеть собственный скепсис по отношению к проективным методикам, если он имеется. В противном случае, ребёнок будет получать двойные послания: от психолога – о нормальности своих эмоций, а от семьи – что психолог не прав.
Когда применяют
Терапия при помощи сказок в работе с детьми практически универсальна, главное – создать безопасное пространство для высказывания. Метод может помочь не только маленьким детям, но и подросткам с их обострённым восприятием себя и мира.
Возможные запросы:
– Страхи (боится темноты/засыпания/смерти и т.п.);
– Кризис в семье (расставание родителей, потеря родственника, переезд и подобное);
– Развитие или коррекция личностных качеств (например, ребёнок небрежный или агрессивный);
– Кризис самоощущения (ребёнок считает, что он никто, его не любят, он не нужен).
Арт-терапия: особенности метода
В узком смысле арт-терапия – это работа с чувствами через изобразительное искусство: как диагностика, так и сам процесс исцеления происходит посредством рисования, создания коллажей и другой визуализации. В такие задания легко вовлечь практически любого ребёнка, а терапевтический эффект от них может наступить почти сразу. Арт-терапия и сказкотерапия помогают психологу создать безопасное пространство, в котором клиент может исследовать свои переживания и находить новые смыслы.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- Универсальна в приложении: через рисунки можно понять и решить очень многие запросы;
- Развивает фантазию;
- Расслабляет;
- Требует минимум ментальных усилий, поэтому дети быстро включаются в процесс.
Главной сложностью в применении метода остаётся недоверие родителей, однако многие из них, сами того не подозревая, в повседневности занимаются арт-терапией: раскраски на телефоне, рисунки на полях ежедневника или зарисовки в скетчбуке часто выступают способом разгрузки и расслабления.
Когда применяют
Арт-терапия – универсальная техника, которая может помочь практически с любой психологической трудностью ребёнка: от “не хочу ходить в школу” до глубинной травматизации. В зависимости от жизненного контекста, состояния психики и готовности к сотрудничеству ребёнка, арт-терапевт подберёт подходящие схемы терапии и задания, которые можно будет выполнять самостоятельно, вне кабинета психолога.
Например:
Виталику 5 лет, и недавно у него родилась сестра. Несмотря на бережную и последовательную подготовку родителей к роли старшего брата и заверения в его нужности и ценности, мальчик всё равно отстранился и замкнулся в себе, стал более капризным, начались нервные тики.
На консультации психолог попросил Виталика нарисовать несколько картинок, не ставя перед ребёнком никаких рамок:
- семью;
- себя;
- несуществующее животное.
Через рисунки отчётливо читалось, что мальчику страшно потерять родителей, хоть и не физически: на рисунке семьи он поместил себя отдельно от остальных, в углу листа и без улыбки, а воображаемое животное было наделено всеми суперсилами сразу: крылья, лазеры из глаз, мощные быстрые ноги и т.д., что намекает на чувство незащищённости и гиперкомпенсацию. Психолог предложил мальчику техники для расслабления и упражнения с рисунками, а с родителями обсудил, что сын в них нуждается сильно больше, чем они могли подумать, растворившись в маленьком ребёнке.
Какие еще методы можно использовать в работе с детьми?
Взаимодействие психолога с клинически здоровыми детьми, которые не нуждаются в коррекционной работе, строится в основном на ассоциативных и игровых техниках. Помимо арт-терапии как проживания эмоций через рисунки или слова, существует ещё много способов выразить чувства или найти в себе ресурс: например, танцевально-двигательная терапия, где работа с психикой идёт через тело и его движение, или игротерапия с максимальным вовлечением ребёнка в процесс терапевтической игры.
Где психологу научится проводить сказкотерапию и арт-терапию
Сегодня для получения квалификации арт-терпевта или сказкотерапевта, как детского, так и взрослого, существует много образовательных онлайн-программ, обучающих методологии и особенностям мягких терапевтических подходов, а также – оффлайн-курсы и семинары от вузов или именитых арт-терапевтов. Например, для освоения базы сказкотерапии в работе с детьми, рекомендуем начать с одноимённой программы повышения квалификации от ЦАППКК.
В психологии есть целое направление работы с эмоциональным состоянием через ассоциации и творческие проявления: рисунки, метафорические карты, цветовые тесты и т.п. Такие методы называются проективными, поскольку ключевым компонентом выступает проекция (восприятие) клиента. Они помогают в случаях, когда более классические и стандартизированные методы психотерапии по ряду причин неэффективны. Например:
- В случае сильной травмы или потрясения, когда клиент не готов обсуждать происходящее напрямую, но нуждается в помощи.
- Как вспомогательный инструмент в работе консультирующего психолога: например, чтобы преодолеть излишнюю рационализацию клиента и дать волю его эмоциям.
- При реабилитации после травм и других повреждений мозга.
- В работе с детьми. У детей психика и нервная система только формируются. Они по-другому обрабатывают информацию, считывают свои эмоции и проживают дискомфорт, чем делают взрослые, которые могут просто расфасовать всё по полочкам и не беспокоиться. Ассоциативные методы помогают ребёнку расслабиться и раскрыться, ведь картинки и сказки – это весело.
В сегодняшней статье расскажем, как арт терапия и сказкотерапия помогают детям, почему они эффективны и как вовлечь ребёнка в процесс сотрудничества при помощи рисунков и рассказов.
Детская психика отличается от взрослой: она ещё не такая устойчивая, и то, что для взрослого в порядке вещей, для ребёнка может стать потрясением и оставить след на всю жизнь. Дети гораздо более чуткие и чувствующие, не склонны доверять посторонним людям в учреждениях (особенно – врачам и всем, кто на них похож), а ещё – почти перманентно проживают возрастной кризис (3, 5, 7 лет и далее) и яркие перепады настроения. Эти и множество других факторов определили особенности психологической работы с пациентами младшего возраста. Любое взаимодействие должно быть:
– мягким и ненасильственным;
– интересным для ребёнка;
– информативным для дальнейшей работы.
Арт-терапия как комплекс творческих и игровых техник закрывает все пункты. Разные творческие задания помогают и добраться до внутреннего мира ребёнка, и залечить душевные ранки. Психолог- арт терапевт поможет ребёнку сформулировать чувства, выплеснуть эмоции и прожить в творчестве то, что его злит, бесит или обижает.
Сказкотерапия: особенности метода
Сказкотерапия – ответвление арт-терапии, которое специализируется на терапевтических сказках. Это бережный метод как выявления проблемы, так и её решения. Сам по себе жанр сказки очень исцеляющий: с одной стороны, он включает путь героя с его сложностями, а с другой— счастливый и справедливый финал, где всё разворачивается так, как должно быть. А все мы знаем, что больно, плохо или страшно быть не должно.
“Сказка” здесь – образное название, позволяющее расслабиться и выйти за привычные рамки, а не строгий литературный формат. В сказке можно говорить метафорами, внедрять любых фантастических персонажей, облачать некое “зло” в любую оболочку, которая порадует рассказчика, а в процессе – почувствовать себя сильно легче, не всегда понимая, как и почему. Слушая или сочиняя вместе с терапевтом сказку, ребёнок невольно ассоциирует себя с главным героем, наделяет его какими-то своими чертами. В ходе сюжета он борется со злом, побеждает его, находит решение и становится сильнее, а потом переноси эти ощущения на реальную жизнь. Сказкотерапия будет хорошим инструментом в арсенале каждого психолога, а при работе с детьми это одна из основных техник.
Плюсы и минусы
Плюсы сказкотерапии:
– Глубокий и системный метод, благодаря которому можно вытащить глубинные переживания;
– Развивает у ребёнка фантазию и креатив;
– Помогает в развитии самоидентификации;
– Помогает как при разовых трудностях (например, адаптация в новом коллективе), так и при системной проблеме (фобии и т.п.);
Возможные сложности:
– Ребёнка нужно заинтересовать и вовлечь: составление сказки или просто обсуждение готового материала с арт-терапевтом требует от маленького человека мотивации и включённости, а на старте много кому будет неинтересно, скучно или не захочется прилагать столько усилий
– Родителям нужно преодолеть собственный скепсис по отношению к проективным методикам, если он имеется. В противном случае, ребёнок будет получать двойные послания: от психолога – о нормальности своих эмоций, а от семьи – что психолог не прав.
Когда применяют
Терапия при помощи сказок в работе с детьми практически универсальна, главное – создать безопасное пространство для высказывания. Метод может помочь не только маленьким детям, но и подросткам с их обострённым восприятием себя и мира.
Возможные запросы:
– Страхи (боится темноты/засыпания/смерти и т.п.);
– Кризис в семье (расставание родителей, потеря родственника, переезд и подобное);
– Развитие или коррекция личностных качеств (например, ребёнок небрежный или агрессивный);
– Кризис самоощущения (ребёнок считает, что он никто, его не любят, он не нужен).
Арт-терапия: особенности метода
В узком смысле арт-терапия – это работа с чувствами через изобразительное искусство: как диагностика, так и сам процесс исцеления происходит посредством рисования, создания коллажей и другой визуализации. В такие задания легко вовлечь практически любого ребёнка, а терапевтический эффект от них может наступить почти сразу. Арт-терапия и сказкотерапия помогают психологу создать безопасное пространство, в котором клиент может исследовать свои переживания и находить новые смыслы.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- Универсальна в приложении: через рисунки можно понять и решить очень многие запросы;
- Развивает фантазию;
- Расслабляет;
- Требует минимум ментальных усилий, поэтому дети быстро включаются в процесс.
Главной сложностью в применении метода остаётся недоверие родителей, однако многие из них, сами того не подозревая, в повседневности занимаются арт-терапией: раскраски на телефоне, рисунки на полях ежедневника или зарисовки в скетчбуке часто выступают способом разгрузки и расслабления.
Когда применяют
Арт-терапия – универсальная техника, которая может помочь практически с любой психологической трудностью ребёнка: от “не хочу ходить в школу” до глубинной травматизации. В зависимости от жизненного контекста, состояния психики и готовности к сотрудничеству ребёнка, арт-терапевт подберёт подходящие схемы терапии и задания, которые можно будет выполнять самостоятельно, вне кабинета психолога.
Например:
Виталику 5 лет, и недавно у него родилась сестра. Несмотря на бережную и последовательную подготовку родителей к роли старшего брата и заверения в его нужности и ценности, мальчик всё равно отстранился и замкнулся в себе, стал более капризным, начались нервные тики.
На консультации психолог попросил Виталика нарисовать несколько картинок, не ставя перед ребёнком никаких рамок:
- семью;
- себя;
- несуществующее животное.
Через рисунки отчётливо читалось, что мальчику страшно потерять родителей, хоть и не физически: на рисунке семьи он поместил себя отдельно от остальных, в углу листа и без улыбки, а воображаемое животное было наделено всеми суперсилами сразу: крылья, лазеры из глаз, мощные быстрые ноги и т.д., что намекает на чувство незащищённости и гиперкомпенсацию. Психолог предложил мальчику техники для расслабления и упражнения с рисунками, а с родителями обсудил, что сын в них нуждается сильно больше, чем они могли подумать, растворившись в маленьком ребёнке.
Какие еще методы можно использовать в работе с детьми?
Взаимодействие психолога с клинически здоровыми детьми, которые не нуждаются в коррекционной работе, строится в основном на ассоциативных и игровых техниках. Помимо арт-терапии как проживания эмоций через рисунки или слова, существует ещё много способов выразить чувства или найти в себе ресурс: например, танцевально-двигательная терапия, где работа с психикой идёт через тело и его движение, или игротерапия с максимальным вовлечением ребёнка в процесс терапевтической игры.
Где психологу научится проводить сказкотерапию и арт-терапию
Сегодня для получения квалификации арт-терпевта или сказкотерапевта, как детского, так и взрослого, существует много образовательных онлайн-программ, обучающих методологии и особенностям мягких терапевтических подходов, а также – оффлайн-курсы и семинары от вузов или именитых арт-терапевтов. Например, для освоения базы сказкотерапии в работе с детьми, рекомендуем начать с одноимённой программы повышения квалификации от ЦАППКК.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
Плати частями
Плати частями – новый сервис, позволяющий разделить оплату за товар на равные части. Первая часть списывается сразу, оставшиеся платежи через каждые 2 недели или месяц при выборе 4 или 6 месяцев оплаты.
Преимущества сервиса:
Быстрое оформление, как при оплате картой
Никаких переплат и скрытых платежей
Для клиентов любых банков
Требования к клиенту
Гражданство РФ. Наличие дебетовой или кредитной карты. Возраст от 18 до 70 лет.
Как совершить покупку:
Отправьте заявку менеджеру
Вы получите ссылку на оплату от менеджера. Перейдите по ней - увидите график платежей с суммами
Выбираете нужный Вам срок рассрочки: 2 месяца (комиссия 5%), 4 месяца (комиссия 10%), 6 месяцев (комиссия 15%)
Введите номер телефона
Введите код из смс. Готово!
Сервис является проектом СберБанка. Подробные условия на platichastyami.ru
Введите капчу
Форма успешно отправлена
Запишитесь на курс или задайте вопрос
Ваша заявка принята
Мы проконсультируем вас бесплатно и подберём выгодную форму оплаты