Арт-терапия и сказкотерапия в работе детского психолога

Арт-терапия и сказкотерапия в работе детского психолога
/upload/medialibrary/c31/fmp192ojgts0m1rc1af2of8d1qt6mjj4.jpg
Детки часто не могут осознавать и выражать свои эмоции. Они чувствуют много и интенсивно, и порой эти чувства хлещут наружу бурлящим потоком, пока нервная система не перегрузится. Тогда на помощь приходят специальные техники, способные в игровой форме помочь маленькому пациенту узнать свой внутренний мир лучше.
В психологии есть целое направление работы с эмоциональным состоянием через ассоциации и творческие проявления: рисунки, метафорические карты, цветовые тесты и т.п. Такие методы называются проективными, поскольку ключевым компонентом выступает проекция (восприятие) клиента. Они помогают в случаях, когда более классические и стандартизированные методы психотерапии по ряду причин неэффективны. Например:    -  В случае сильной травмы или потрясения, когда клиент не готов обсуждать происходящее напрямую, но нуждается в помощи.    -  Как вспомогательный инструмент в работе консультирующего психолога: например, чтобы  преодолеть излишнюю рационализацию клиента и дать волю его эмоциям.   -  При реабилитации после травм и других повреждений мозга.   -  В работе с детьми. У детей психика и нервная система только формируются. Они по-другому обрабатывают информацию, считывают свои эмоции и проживают дискомфорт, чем делают взрослые, которые могут просто расфасовать всё по полочкам и не беспокоиться. Ассоциативные методы помогают ребёнку расслабиться и раскрыться, ведь картинки и сказки – это весело. В сегодняшней статье расскажем, как арт терапия и сказкотерапия помогают детям, почему они эффективны и как вовлечь ребёнка в процесс сотрудничества при помощи рисунков и рассказов. Детская психика отличается от взрослой: она ещё не такая устойчивая, и то, что для взрослого в порядке вещей, для ребёнка может стать потрясением и оставить след на всю жизнь. Дети гораздо более чуткие и чувствующие, не склонны доверять посторонним людям в учреждениях (особенно – врачам и всем, кто на них похож), а ещё – почти перманентно проживают возрастной кризис (3, 5, 7 лет и далее) и яркие перепады настроения. Эти и множество других факторов определили особенности психологической работы с пациентами младшего возраста. Любое взаимодействие должно быть: – мягким и ненасильственным; – интересным для ребёнка; – информативным для дальнейшей работы. Арт-терапия как комплекс творческих и игровых техник закрывает все пункты. Разные творческие задания помогают и добраться до внутреннего мира ребёнка, и залечить душевные ранки. Психолог- арт терапевт поможет ребёнку сформулировать чувства, выплеснуть эмоции и прожить в творчестве то, что его злит, бесит или обижает. Сказкотерапия: особенности метода Сказкотерапия – ответвление арт-терапии, которое специализируется на терапевтических сказках. Это бережный метод как выявления проблемы, так и её решения. Сам по себе жанр сказки очень исцеляющий: с одной стороны, он включает путь героя с его сложностями, а с другой— счастливый и справедливый финал, где всё  разворачивается так, как должно быть. А все мы знаем, что больно, плохо или страшно быть не должно.  “Сказка” здесь – образное название, позволяющее расслабиться и выйти за привычные рамки, а не строгий литературный формат. В сказке можно говорить метафорами, внедрять любых фантастических персонажей, облачать некое “зло” в любую оболочку, которая порадует рассказчика, а в процессе – почувствовать себя сильно легче, не всегда понимая, как и почему. Слушая или сочиняя вместе с терапевтом сказку, ребёнок невольно ассоциирует себя с главным героем, наделяет его какими-то своими чертами. В ходе сюжета он борется со злом, побеждает его, находит решение и становится сильнее, а потом переноси эти ощущения на реальную жизнь. Сказкотерапия будет хорошим инструментом в арсенале каждого психолога, а при работе с детьми это одна из основных техник. Плюсы и минусы Плюсы сказкотерапии:  – Глубокий и системный метод, благодаря которому можно вытащить глубинные переживания; – Развивает у ребёнка фантазию и креатив; – Помогает в развитии самоидентификации; – Помогает как при разовых трудностях (например, адаптация в новом коллективе), так и при системной проблеме (фобии и т.п.); Возможные сложности:  – Ребёнка нужно заинтересовать и вовлечь: составление сказки или просто обсуждение готового материала с арт-терапевтом требует от маленького человека мотивации и включённости, а на старте много кому будет неинтересно, скучно или не захочется прилагать столько усилий – Родителям нужно преодолеть собственный скепсис по отношению к проективным методикам, если он имеется. В противном случае, ребёнок будет получать двойные послания: от психолога – о нормальности своих эмоций, а от семьи – что психолог не прав. Когда применяют Терапия при помощи сказок в работе с детьми практически универсальна, главное – создать безопасное пространство для высказывания. Метод может помочь не только маленьким детям, но и подросткам с их обострённым восприятием себя и мира.  Возможные запросы: – Страхи (боится темноты/засыпания/смерти и т.п.); – Кризис в семье (расставание родителей, потеря родственника, переезд и подобное); – Развитие или коррекция личностных качеств (например, ребёнок небрежный или агрессивный); – Кризис самоощущения (ребёнок считает, что он никто, его не любят, он не нужен). Арт-терапия: особенности метода В узком смысле арт-терапия – это работа с чувствами через изобразительное искусство: как диагностика, так и сам процесс исцеления происходит посредством рисования, создания коллажей и другой визуализации. В такие задания легко вовлечь практически любого ребёнка, а терапевтический эффект от них может наступить почти сразу. Арт-терапия и сказкотерапия помогают психологу создать безопасное пространство, в котором клиент может исследовать свои переживания и находить новые смыслы. Плюсы и минусы Плюсы:  - Универсальна в приложении: через рисунки можно понять и решить очень многие запросы; - Развивает фантазию; - Расслабляет; - Требует минимум ментальных усилий, поэтому дети быстро включаются в процесс. Главной сложностью в применении метода остаётся недоверие родителей, однако многие из них, сами того не подозревая, в повседневности занимаются арт-терапией: раскраски на телефоне, рисунки на полях ежедневника или зарисовки в скетчбуке часто выступают способом разгрузки и расслабления.  Когда применяют Арт-терапия – универсальная техника, которая может помочь практически с любой психологической трудностью ребёнка: от “не хочу ходить в школу” до глубинной травматизации. В зависимости от жизненного контекста, состояния психики и готовности к сотрудничеству ребёнка, арт-терапевт подберёт подходящие схемы терапии и задания, которые можно будет выполнять самостоятельно, вне кабинета психолога. Например: Виталику 5 лет, и недавно у него родилась сестра. Несмотря на бережную и последовательную подготовку родителей к роли старшего брата и заверения в его нужности и ценности, мальчик всё равно отстранился и замкнулся в себе, стал более капризным, начались нервные тики.  На консультации психолог попросил Виталика нарисовать несколько картинок, не ставя перед ребёнком никаких рамок:  - семью; - себя; - несуществующее животное.  Через рисунки отчётливо читалось, что мальчику страшно потерять родителей, хоть и не физически: на рисунке семьи он поместил себя отдельно от остальных, в углу листа и без улыбки, а воображаемое животное было наделено всеми суперсилами сразу: крылья, лазеры из глаз, мощные быстрые ноги и т.д., что намекает на чувство незащищённости и гиперкомпенсацию. Психолог предложил мальчику техники для расслабления и упражнения с рисунками, а с родителями обсудил, что сын в них нуждается сильно больше, чем они могли подумать, растворившись в маленьком ребёнке. Какие еще методы можно использовать в работе с детьми? Взаимодействие психолога с клинически здоровыми детьми, которые не нуждаются в коррекционной работе, строится в основном на ассоциативных и игровых техниках. Помимо арт-терапии как проживания эмоций через рисунки или слова, существует ещё много способов выразить чувства или найти в себе ресурс: например, танцевально-двигательная терапия, где работа с психикой идёт через тело и его движение, или игротерапия с максимальным вовлечением ребёнка в процесс терапевтической игры.  Где психологу научится проводить сказкотерапию и арт-терапию Сегодня для получения квалификации арт-терпевта или сказкотерапевта, как детского, так и взрослого, существует много образовательных онлайн-программ, обучающих методологии и особенностям мягких терапевтических подходов, а также – оффлайн-курсы и семинары от вузов или именитых арт-терапевтов. Например, для освоения базы сказкотерапии в работе с детьми, рекомендуем начать с одноимённой программы повышения квалификации от ЦАППКК.


В психологии есть целое направление работы с эмоциональным состоянием через ассоциации и творческие проявления: рисунки, метафорические карты, цветовые тесты и т.п. Такие методы называются проективными, поскольку ключевым компонентом выступает проекция (восприятие) клиента. Они помогают в случаях, когда более классические и стандартизированные методы психотерапии по ряду причин неэффективны. Например: 

  -  В случае сильной травмы или потрясения, когда клиент не готов обсуждать происходящее напрямую, но нуждается в помощи. 

  -  Как вспомогательный инструмент в работе консультирующего психолога: например, чтобы  преодолеть излишнюю рационализацию клиента и дать волю его эмоциям.

  -  При реабилитации после травм и других повреждений мозга.

  -  В работе с детьми. У детей психика и нервная система только формируются. Они по-другому обрабатывают информацию, считывают свои эмоции и проживают дискомфорт, чем делают взрослые, которые могут просто расфасовать всё по полочкам и не беспокоиться. Ассоциативные методы помогают ребёнку расслабиться и раскрыться, ведь картинки и сказки – это весело.

В сегодняшней статье расскажем, как арт терапия и сказкотерапия помогают детям, почему они эффективны и как вовлечь ребёнка в процесс сотрудничества при помощи рисунков и рассказов.



Детская психика отличается от взрослой: она ещё не такая устойчивая, и то, что для взрослого в порядке вещей, для ребёнка может стать потрясением и оставить след на всю жизнь. Дети гораздо более чуткие и чувствующие, не склонны доверять посторонним людям в учреждениях (особенно – врачам и всем, кто на них похож), а ещё – почти перманентно проживают возрастной кризис (3, 5, 7 лет и далее) и яркие перепады настроения. Эти и множество других факторов определили особенности психологической работы с пациентами младшего возраста. Любое взаимодействие должно быть:

– мягким и ненасильственным;

– интересным для ребёнка;

– информативным для дальнейшей работы.

Арт-терапия как комплекс творческих и игровых техник закрывает все пункты. Разные творческие задания помогают и добраться до внутреннего мира ребёнка, и залечить душевные ранки. Психолог- арт терапевт поможет ребёнку сформулировать чувства, выплеснуть эмоции и прожить в творчестве то, что его злит, бесит или обижает.


Сказкотерапия: особенности метода

Сказкотерапия – ответвление арт-терапии, которое специализируется на терапевтических сказках. Это бережный метод как выявления проблемы, так и её решения. Сам по себе жанр сказки очень исцеляющий: с одной стороны, он включает путь героя с его сложностями, а с другой— счастливый и справедливый финал, где всё  разворачивается так, как должно быть. А все мы знаем, что больно, плохо или страшно быть не должно. 

“Сказка” здесь – образное название, позволяющее расслабиться и выйти за привычные рамки, а не строгий литературный формат. В сказке можно говорить метафорами, внедрять любых фантастических персонажей, облачать некое “зло” в любую оболочку, которая порадует рассказчика, а в процессе – почувствовать себя сильно легче, не всегда понимая, как и почему. Слушая или сочиняя вместе с терапевтом сказку, ребёнок невольно ассоциирует себя с главным героем, наделяет его какими-то своими чертами. В ходе сюжета он борется со злом, побеждает его, находит решение и становится сильнее, а потом переноси эти ощущения на реальную жизнь. Сказкотерапия будет хорошим инструментом в арсенале каждого психолога, а при работе с детьми это одна из основных техник.

Плюсы и минусы

Плюсы сказкотерапии: 

– Глубокий и системный метод, благодаря которому можно вытащить глубинные переживания;

– Развивает у ребёнка фантазию и креатив;

– Помогает в развитии самоидентификации;

– Помогает как при разовых трудностях (например, адаптация в новом коллективе), так и при системной проблеме (фобии и т.п.);

Возможные сложности: 

– Ребёнка нужно заинтересовать и вовлечь: составление сказки или просто обсуждение готового материала с арт-терапевтом требует от маленького человека мотивации и включённости, а на старте много кому будет неинтересно, скучно или не захочется прилагать столько усилий

– Родителям нужно преодолеть собственный скепсис по отношению к проективным методикам, если он имеется. В противном случае, ребёнок будет получать двойные послания: от психолога – о нормальности своих эмоций, а от семьи – что психолог не прав.

Когда применяют

Терапия при помощи сказок в работе с детьми практически универсальна, главное – создать безопасное пространство для высказывания. Метод может помочь не только маленьким детям, но и подросткам с их обострённым восприятием себя и мира. 

Возможные запросы:

– Страхи (боится темноты/засыпания/смерти и т.п.);

– Кризис в семье (расставание родителей, потеря родственника, переезд и подобное);

– Развитие или коррекция личностных качеств (например, ребёнок небрежный или агрессивный);

– Кризис самоощущения (ребёнок считает, что он никто, его не любят, он не нужен).


Арт-терапия: особенности метода

В узком смысле арт-терапия – это работа с чувствами через изобразительное искусство: как диагностика, так и сам процесс исцеления происходит посредством рисования, создания коллажей и другой визуализации. В такие задания легко вовлечь практически любого ребёнка, а терапевтический эффект от них может наступить почти сразу. Арт-терапия и сказкотерапия помогают психологу создать безопасное пространство, в котором клиент может исследовать свои переживания и находить новые смыслы.

Плюсы и минусы

Плюсы: 

- Универсальна в приложении: через рисунки можно понять и решить очень многие запросы;

- Развивает фантазию;

- Расслабляет;

- Требует минимум ментальных усилий, поэтому дети быстро включаются в процесс.

Главной сложностью в применении метода остаётся недоверие родителей, однако многие из них, сами того не подозревая, в повседневности занимаются арт-терапией: раскраски на телефоне, рисунки на полях ежедневника или зарисовки в скетчбуке часто выступают способом разгрузки и расслабления. 

Когда применяют

Арт-терапия – универсальная техника, которая может помочь практически с любой психологической трудностью ребёнка: от “не хочу ходить в школу” до глубинной травматизации. В зависимости от жизненного контекста, состояния психики и готовности к сотрудничеству ребёнка, арт-терапевт подберёт подходящие схемы терапии и задания, которые можно будет выполнять самостоятельно, вне кабинета психолога.

Например:

Виталику 5 лет, и недавно у него родилась сестра. Несмотря на бережную и последовательную подготовку родителей к роли старшего брата и заверения в его нужности и ценности, мальчик всё равно отстранился и замкнулся в себе, стал более капризным, начались нервные тики. 

На консультации психолог попросил Виталика нарисовать несколько картинок, не ставя перед ребёнком никаких рамок: 

- семью;

- себя;

- несуществующее животное. 

Через рисунки отчётливо читалось, что мальчику страшно потерять родителей, хоть и не физически: на рисунке семьи он поместил себя отдельно от остальных, в углу листа и без улыбки, а воображаемое животное было наделено всеми суперсилами сразу: крылья, лазеры из глаз, мощные быстрые ноги и т.д., что намекает на чувство незащищённости и гиперкомпенсацию. Психолог предложил мальчику техники для расслабления и упражнения с рисунками, а с родителями обсудил, что сын в них нуждается сильно больше, чем они могли подумать, растворившись в маленьком ребёнке.


Какие еще методы можно использовать в работе с детьми?

Взаимодействие психолога с клинически здоровыми детьми, которые не нуждаются в коррекционной работе, строится в основном на ассоциативных и игровых техниках. Помимо арт-терапии как проживания эмоций через рисунки или слова, существует ещё много способов выразить чувства или найти в себе ресурс: например, танцевально-двигательная терапия, где работа с психикой идёт через тело и его движение, или игротерапия с максимальным вовлечением ребёнка в процесс терапевтической игры


Где психологу научится проводить сказкотерапию и арт-терапию

Сегодня для получения квалификации арт-терпевта или сказкотерапевта, как детского, так и взрослого, существует много образовательных онлайн-программ, обучающих методологии и особенностям мягких терапевтических подходов, а также – оффлайн-курсы и семинары от вузов или именитых арт-терапевтов. Например, для освоения базы сказкотерапии в работе с детьми, рекомендуем начать с одноимённой программы повышения квалификации от ЦАППКК.




Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ