Еще совсем недавно леворукость считалась отклонением от нормы, очень вредной привычкой и должна была непременно привести к проблемам в школе, плохому почерку, а то и к болезням. Поэтому бедных детей пытались чуть ли не с рождения переучивать – совали ложку в правую руку, надевали варежку на левую, чтобы ей неудобно было пользоваться, или вообще привязывали ее к туловищу, стулу или парте.
Сегодня такая одержимость уступила место здравому смыслу. Ученые доказали, что левшество – это никакая не патология, а врожденная особенность, и попытки ее искоренить могут привести к серьезным последствиям.
По разным оценкам, от 9 до 18 процентов населения планеты – левши. Точная причина появления леворуких пока не определена. Однако есть как минимум три подтвержденных фактора, которые могут привести к «левосторонней ориентации»:
Генетический фактор. Доминирующее положение правого полушария, которое руководит левой половиной тела, заложено в ДНК. То есть если мать или отец леворукие, вероятность того, что ребенок тоже будет иметь эту особенность, повышается.
Травматический фактор. Активизации правого полушария и левой стороны тела может способствовать компенсация последствий травмирования левого полушария головного мозга при родах.
Фактор среды. К этому пункту можно отнести подражание кому-то, вынужденное переучивание – например, после травмы правой руки.
Если ребенок активно пользуется своей левой рукой, это вовсе не значит, что он – левша. Он может быть просто леворуким.
Между понятиями левшество и леворукость есть принципиальная разница.
Леворукость – это индивидуальное предпочтение, активное использование в повседневных манипуляциях левой руки.
Левшество – это комплексная характеристика, относящаяся прежде всего к типу мозговой организации. Она свидетельствует о доминирующей позиции правого полушария головного мозга и всей левой половины тела, которой оно (правое полушарие) управляет. То есть у настоящего левши ведущими будут не только левая рука, но и левая нога, левый глаз, левое ухо.
Лево- и праворукость не всегда совпадают с левшеством и правшеством соответственно.
Итак, если ребенок «левосторонний», значит, его поведением, способностями и прочими индивидуальными особенностями в большей степени управляет правое полушарие. Можно отметить такие характерные черты леворуких, как:
Эмоциональность, впечатлительность, ранимость. Левши – импульсивные натуры, которые легко раздражаются, бурно реагируют, если что-то не получается, идет не так, как им хочется.
Частые перепады настроения и неуравновешенный характер.
Пессимистическое отношение к жизни.
Образное мышление и хорошее воображение. Это замечательные фантазеры, любят мечтать и сочинять удивительные истории.
Умение находить нестандартные решения, действовать спонтанно.
Хорошо развитая интуиция.
Незаурядные творческие способности и креативность, благодаря которым из леворуких получаются неплохие музыканты, художники, писатели.
Легкая адаптация к новым условиям.
Хорошо развитые память и пространственное мышление.
Желание быть в центре внимания.
Ведущая сторона делает левшей сильными соперниками в теннисе, боксе, фехтовании – ведь партнерам по поединку очень сложно предугадать их действия.
Несмотря на то, что «рукость» закладывается во время зачатия, в раннем возрасте дети одинаково активно пользуются обеими руками – и левой, и правой. Если не акцентировать на этом внимание, возможно, и в дальнейшем «паритет» сохранится.
Бывает и так, что малыши двух-четырех лет какое-то время полностью переходят на «правостороннее движение», а затем – переориентируются и включают левую руку. Перемены связаны с формированием головного мозга, развитием ребенка. К 4-5 годам малыш определяется с выбором. Именно в это время стоит более пристально понаблюдать за ребенком, чтобы понять, какая рука у него ведущая, правильно подготовиться к школе и уметь поддержать маленького левшу.
Подтвердить или опровергнуть ваше предположение относительно «рукости» малыша помогут несложные тестовые задания. Проводить их лучше в форме игры, в привычной для ребенка обстановке. И главное – не переутомлять испытуемого, иначе результаты получатся неверными.
Порезать ножницами бумагу.
Распутать узлы на веревке.
Намотать на катушку нитку.
Нанизать на шнурок бусины.
Открутить у бутылки крышку.
Одной рукой поймать мяч.
Взять щетку и почистить зубы.
Полить цветы.
Застегнуть молнию на куртке.
Вымыть тарелку или чашку.
Можно провести тест посложнее – из четырех заданий:
Попросить малыша сложить пальцы в замок и посмотреть, большой палец левой или правой руки будет сверху. Результат зафиксировать – Л или П.
Предложить ребенку прицелиться в мишень или посмотреть в воображаемую подзорную трубу (а, может, в любимый калейдоскоп). Какой глаз он для этого прищурил, а каким смотрел? Отметить – Л или П.
Задача – скрестить руки на груди. Какое запястье оказалось сверху – Л или П?
Попросить ребенка поапплодировать. Если сверху левая рука – написать Л, если правая – П.
Подвести итог: если больше букв П – значит, ведущая правая рука, если Л – соответственно левая. Если получилось две П и две Л – ребенок может быть амбидекстром (тот, кто одинаково активно пользуется и правой, и левой рукой).
Путем длительных наблюдений, тестов, анализа генеалогического древа на предмет наличия в роду леворуких вы выяснили, что ваш ребенок – левша. Что делать? По-прежнему любить и принимать малыша таким, какой он есть. Не пытаться переделывать! Леворукость никак не влияет на успешность ребенка. А вот попытки его «перелицевать» могут иметь малоприятные последствия. Известны случаи, когда дети-левши, которых пытались сделать правшами, теряли аппетит, быстрее уставали, мучились от головных болей и бессонницы, энуреза, даже начинали заикаться.
Просто помните, что ваш ребенок уникальный. И возьмите на заметку несколько полезных советов:
Объясните малышу, что левшество – это не недостаток, а индивидуальная особенность, можно сказать, признак эксклюзивности, уникальности.
Обсудите этот деликатный момент с воспитателем в саду или учителем и дайте понять, что вы категорически против переучивания.
Если левшество, плохой почерк или неправильный наклон букв становятся поводом для снижения оценок, поговорите с учителем, при необходимости дойдите до директора.
Купите для маленького левши специальные канцелярские принадлежности, позаботьтесь о правильном освещении рабочего места.
Леворукие отличаются повышенной эмоциональностью, быстрее утомляются. Поэтому для них очень важен четкий распорядок дня, тихий час в дневное время.
Малыши с ведущей левой трепетно относятся к оценкам, их нужно чаще хвалить, одобрять их действия, поощрять за хорошо выполненную работу.
Любые шаблонные действия – например, всегда складывать вещи на место, каждое утро заправлять кровать, два раза в день чистить зубы – требуют от левшей особых усилий, поэтому родителям стоит быть более терпеливыми и сдержанными.
Поскольку у леворуких ребят хорошо развито образное мышление, им будет значительно проще воспринимать и запоминать материал при помощи различных наглядных пособий, иллюстративных материалов.
Читать левше будет намного удобнее, если следить за строчками в книжке, используя линейку или закладку.
Еще одна изюминка леворукого малыша – способность читать и писать цифры или буквы в любом направлении (вертикально, горизонтально, зеркально), а также менять привычное начертание, добавляя или убавляя элементы. Ругать за это бессмысленно – остается относится с пониманием и терпеливо исправлять ошибки.
Уникальному «левостороннему» ребенку очень важна поддержка взрослых – родителей и педагогов. Доброжелательное отношение и индивидуальный подход помогут ему стать гармоничной, разносторонне развитой, интересной личностью и уберегут от комплексов и неврозов.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных