Как развить речь у ребенка?

Как развить речь у ребенка?



Активнее всего родители занимаются развитием речи у малышей, которые еще не разговаривают, в возрасте 1-2 лет. На самом деле, этот процесс не останавливается с первыми словами, как и не имеет строго очерченных границ. Каждый ребенок индивидуален, и каждому требуется свое время для того, чтобы заговорить правильными распространенными предложениями. А иногда свою речь развивают и взрослые люди.

От чего зависит развитие речи

Как развить речь у ребенка?


Несмотря на уникальность каждого маленького человека, специалисты выделяют четыре основных компонента, от которых зависит речь, ее правильность и скорость развития:

  1. Анатомический компонент. Здесь идет речь о правильном строении и работе органов речевого аппарата. Во время обследования новорожденного врачи уделяют внимание и речевому аппарату, чтобы в случае проблем вовремя скорректировать анатомические недостатки. К примеру, заячья губа или волчья пасть однозначно будут негативно влиять на речь, поэтому такие врожденные дефекты нужно оперировать. Или возьмем укороченную уздечку — из-за того, что язык не достает до неба, поставить ребенку правильно ряд звуков будет невозможно.

  2. Физиологический компонент. Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Чем лучше малыш владеет пальчиками, тем лучше он разговаривает. Родители могут использовать множество упражнений, игр и занятий для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

  3. Эмоциональный компонент. Чем больше родители, братья, сестры разговаривают между собой и с малышом, тем он лучше взаимодействует с ними и раньше начинает разговаривать.

  4. Социальный компонент. Здесь на развитие речи и ее правильность влияет речь окружающих, особенно тех, кто тесно общается с ребенком. Например, если мама ребенка картавит или шепелявит, то малыш с большой долей вероятности усвоит именно такое произношение, которое сначала будет звукоподражательным, а затем установится.

Этапы развития речи у ребенка до трех лет

Как развить речь у ребенка?

Период до трех лет – самый сложный и интенсивный в плане развития. Маленький человек осваивает такой объем информации за такой короткий срок! И очень важно ничего не упустить – то, что будет не усвоено или усвоено неправильно, потом займет намного больше времени и усилий для того, чтобы «добрать» недостающее или исправить неверное.

Итак, вот основные этапы развития речи до трехлетнего возраста:

  1. 2-6 месяцев. В этом возрасте малыш гулит, лепечет, начинает реагировать на свое имя, различать взрослых и пробует сам разные интонации.

  2. 6-12 месяцев. Ребенок начинает подражать взрослым, осваивает произнесение разных согласных звуков, формируем и «выдает» разные слоги. Ближе к году он начинает произносить первые простые слова.

  3. 1 год. У малыша появляется указательный жест, он знает близких по именам, понимает слова «да», «нет», «нельзя».

  4. 1,5 года. Ребенок понимает и выполняет простые просьбы, имеет активный словарный запас в 20-30 слов, может сформировать простые предложения, типа «Мама, пока», «Папа, дай». Также он знает основные части тела, игрушки, простые фигуры, в плане коммуникации может кивать и отрицательно мотать головой, махать рукой в знак приветствия и прощания.

  5. 2 года. Словарный запас расширяется – ребенок знает уже 50-100 слов. Новые слова в лексиконе могут появляться буквально каждый день. Он уже говорит простыми предложениями из 2-3 слов, может выполнять уже более сложные инструкции («включи свет», «угости бабушку конфетой» и т. д.). Все активнее используются местоимения, близкие люди полностью понимают речь малыша, а посторонние – половину и более.

  6. 3 года. Ребенок знает 300-500 слов, говорит простыми предложениями из 3 и более слов, начинает употреблять прилагательные, наречия и более сложные конструкции. Выполняет инструкции из двух и более действий, может рассказать простую историю, которая в большинстве случаев понятна и близким, и окружающим. В целом, ребенок в состоянии уже полноценно общаться, могут оставаться искажения некоторых звуков.

Стоит различать и виды речи: активную и пассивную. У ребенка может быть небольшой запас активной речи, которую он использует для общения, но при этом богатый пассивный словарный запас – то есть слова, которые он знает, понимает их значение, но для произнесения они пока слишком сложны. Развитие пассивной речи не менее важно, чем активной: это расширяет кругозор и знания, а произносить все слова ребенок все равно рано или поздно начнет.

Развитие речи в зависимости от пола

Как развить речь у ребенка?


Конечно, каждый ребенок индивидуален, как индивидуально и сочетание различных факторов, которые благоприятствуют или, наоборот, мешают развитию речи. Незначительные задержки могут быть особенностью, а могут быть вызваны стрессом, болезнью, недостатком общения. Поэтому нет смысла сравнивать своего ребенка с другими, завидовать «болтунам» или гордиться «достижениями». Но тем не менее, родителей часто гложет вопрос: почему одни дети в полтора года рассказывают стихи, а другие только начинают произносить первые слова? 

Детская психология сегодня делит детей с нормальным развитием на два типа:

  • говоруны – .настоящие маленькие экстраверты. Им все интересно, они любят общаться с детьми постарше и со взрослыми, задают много вопросов, вечно болтают и легко адаптируются в любой обстановке. Говорить они тоже начинают обычно раньше, чем сверстники.

  • молчуны любят созерцать, в новой обстановке сначала будут привыкать и наблюдать со стороны. К таким детям нужно относиться внимательнее, стараться чаще с ними разговаривать, стимулировать речь, задавать вопросы, которые предполагают более развернутый ответ и помогать правильно на них отвечать. Часто «молчуны» предпочитают общаться жестами, вместо «дай» показывают на предмет, который хотят получить. Зато они чаще начинают говорить хотя и поздно, но сразу предложениями и с минимальными дефектами речи, а то и вовсе без них. Единственный нюанс – если речь к 2-2,5 годам не появилась вообще никак, стоит показать ребенка специалисту, хотя бы для собственного спокойствия. С неговорящими детьми работает дефектолог. Познакомиться с этим направлением, изучить методы диагностики и коррекции можно у нас на курсе по дефектологии.

Что касается гендерного различия, тут физиология неумолима: девочки начинают говорить раньше мальчиков, и это – общемировая статистика. Секрет в более раннем созревании мозга и большей природной эмоциональности девочек. Развитие мозга напрямую влияет на размер словарного запаса: к двум годам среднестатистическая девочка знает в два раза больше слов, чем среднестатистический мальчик. Эмоциональность же стимулирует маленьких мисс делиться с окружающими любой радостью или потерей, с удовольствием обсуждать полученные впечатления, тогда как мальчишки более сдержаны в проявлении чувств и высказываются только по делу.

А еще исследования свидетельствуют о том, что у физически активных детей и речь развивается лучше и быстрее, так что более подвижные малыши «с шилом в одном месте» говорить начинают раньше. 

Принципы развития речи детей

Как развить речь у ребенка?


Принципы развития речи различаются в зависимости от возраста ребенка. 

  1. До года. В этот период малыш только пробует звуки и слова «на зуб». Он пытается повторить за родителями, но основное внимание приходится на невербальную коммуникацию: улыбки, жесты, зрительный контакт. Основные действия родителей здесь — акцент на невербалике, общение с малышом, хотя он еще и не говорит. Родители могут подробно описывать свои действия, рассказывать малышу о событиях, явлениях, объектах, даже если им кажется, что он ничего не понимает из сказанного.

  2. 1-3 года. Это — период активного развития речи. При обращении к ребенку, какой-то просьбе, нужно формулировать желание максимально доступно: коротко, четко, просто. Тут важно, чтобы ребенок понял смысл сказанного, а родители поняли, что хочет сказать он. Не стоит сюсюкать, искажать слова и слоги. Малыш должен слышать правильную речь, чтобы не менее правильно ее воспроизводить и стремиться общаться.

  3. 3 года и старше. Многие родители надеются, что отдадут ребенка в сад, и уже там он научится разговаривать, стараниями воспитателей и одногруппников. Это имеет определенный смысл, но все же общение в семье остается таким же важным, как и раньше. Именно в семье ребенок получает основы коммуникативным способностей, и уже на них будут строиться все дальнейшие знания.

Игры, развивающие речь ребенка

Как развить речь у ребенка?


Родители могут помогать ребенку развивать речь уже с рождения. Основной канал познания мира в раннем возрасте – сенсорный, то есть ребенок воспринимает информацию через органы чувств. И чем больше и разнообразнее эта информация, тем более разностороннее развитие получает малыш.

  • Осязание.

Это самый первый источник данных о мире с рождения, когда еще не совершенны слух, зрение, вкус и обоняние. Ребенок чувствует тепло рук мамы, ее поглаживания, прикосновения, поцелуи. Развивать осязательный канал малыша очень просто: гимнастика, массаж, пальчиковые игры, предметы разного размера, формы, фактуры – все это формирует знания о мире и окружающей среде. Лучшее, что могут сделать родители – дать ребенку разнообразные тактильные ощущения. Волшебный мешочек, в котором лежат предметы из разных материалов, игры с песком, пальчиковые краски, пуговки и фасолинки, игры с крупами – все это и многое другое можно использовать, чтобы тренировать осязание.

  • Зрение.

В раннем возрасте основной задачей ребенка становится научиться фокусировать зрение на определенном предмете, понимать, на каком расстоянии находится игрушка, удерживать зрительное внимание на важных предметах и людях. Совсем крохам в этом могут помочь мобили, подвешенные цветные игрушки. Для детей постарше выпускают специальные книги-виммельбухи со множеством мелких картинок и деталей, которые тренируют зрительное внимание и память. В целом, зрение развивают любые впечатления: спектакли, походы в парк и зоопарк, выезды на природу и т. д.

  • Слух.

Для развития речи малышу очень важно научиться воспринимать речь других на слух. Поэтому надо разговаривать с ним обо всем, и у мам это выходит естественно: они сопровождают объяснениями любые действия, рассказывают ребенку обо всех явлениях, предметах, животных, которые встречаются на пути. Кроме этого, слух развивают любые звуки: музыка, звуки природы, уличные шумы, звуки работы бытовой техники, пение птиц и т. д.

  • Вкус.

У крохи, который знает только вкус маминого молока или смеси, ближе к полугоду начинается настоящий вкусовой фейерверк. Новые продукты и напитки разной консистенции и температуры – все они дают малышу информацию об окружающем мире. Чем более разнообразен рацион ребенка до 2-3 лет, тем менее избирателен он будет в еде в будущем, поэтому важно познакомить его с как можно большим количеством продуктов. В качестве развития речи – мама может говорить названия того, что он ест, таким образом малыш познакомится с овощами и фруктами, узнает, откуда берутся разные продукты (например, что молоко дают коровы и козы, куры несут яйца, хлеб выпекают из муки, которую в свою очередь получают из зерна, и т. д.)

  • Обоняние.

Разные запахи дополняют картину мира. А еще они могут создавать разное настроение, вызывать приятные ассоциации – не зря есть целая наука – ароматерапия! Запахи могут погрузить даже взрослого в детство, пробудить воспоминания. Чтобы развивать эту сферу, мама может предлагать ребенку понюхать разные предметы: как пахнет веточка кипариса? чем пахнет еловая шишка? а свежесрезанный гриб или кустик земляники? Можно сделать целую коробочку, которая будет хранить коллекцию ароматов, например из разных эфирных масел.

  • Крупная и мелкая моторика.

Крупная и мелкая моторика неразрывно связаны с речью, поэтому любые игры и упражнения, направленные на развитие двигательной активности, ловкости кистей и пальцев, будут положительно сказываться и на речи. В первую очередь, это навыки самообслуживания (здесь может помочь пространство, организованное по Монтессори): пить из чашки, а не из поильника, самому чистить зубы, пользоваться столовыми приборами самостоятельно, учиться застегивать молнии, пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Как еще развить речь у ребенка?

Как развить речь у ребенка?


Если со здоровьем все в порядке, то развитие речи — дело времени. Но родители могут помочь своему малышу многими способами:

  1. Чтение книг. Книги – источник знаний не только для взрослых. Для детей это – настоящий кладезь информации, именно из книг он узнает о животных, которых редко можно увидеть в реальной жизни, о явлениях природы, транспорте и процессе создания разных вещей. Они развивают воображение, фантазию, память и, конечно, речь. Для малышей нужно подбирать простые для понимания рассказы и истории, с большим количеством иллюстраций и рисунков. Можно не только читать текст, но и рассматривать картинки, показывать предметы, попросить ребенка что-то найти и показать. Рисунки помогут представить, как выглядит предмет, и в связке с описанием и воображением малыш быстрее запомнит название.

  2. Стишки, песенки, потешки. Все эти формы творчества дают понимание ритмичности речи. Под них можно проводить разные процедуры: купание, массаж, умывание. Есть целое направление – логоритмика, которое занимается развитием речи на основе песенок и стихов.

  3. Повторение за взрослым. Малыши с удовольствием повторяют за родителями, в том числе, если их об этом попросить. Так можно выводить слова из пассивной речи в активную.

  4. Разговор. С ребенком нужно постоянно разговаривать, и не просто разговаривать, но стараться вовлечь его в диалог. Задавать вопросы, которые предполагают не кивок или отрицательное мотание головой, а относительно, по возрасту, развернутый ответ. Детей постарше можно просить пересказать какую-то ситуацию, например, рассказать бабушке, что произошло на прогулке, описать папе поход в цирк – это тренирует не только речь, но и память, формирует навык пересказа.

  5. Договаривание стихов. Еще один прием, который тренирует и речь, и память. Это формат, когда мама говорит начало стихотворной фразы, а ребенок ее заканчивает, или мама говорит первую строчку, а ребенок – вторую и т. п.

  6. Игры для развития речи. Маленький ребенок все усваивает лучше именно в форме игры. И таких игр – море: прятки, сюжетно-ролевые игры, различные «угадайки» и т. д.

  7. Упражнения на артикуляцию: задувание свечки, надувание мыльных пузырей, цоканье язычком, воздушный шарик (надувать щеки и «лопать» их ладошками, «прятки» с язычком (ребенок высовывает как можно дальше язык, потом как можно дальше его прячет) и т. д.

Что не надо делать при развитии речи

Как развить речь у ребенка?


Многие родители из любви к малышу стремятся предугадать любое стремление и желание малыша. Но такие действия мешают формированию речи, не стимулируют ребенка стараться сделать так, чтобы его поняли. Вот список основных ошибок родителей:

  • Исполняют желание малыша без слов. Люди, которые ежедневно и круглосуточно взаимодействуют с ребенком, прекрасно понимают, что ему нужно по взглядам, жестам, отдельным звукам. Но с незнакомыми людьми ему будет дискомфортно от того, что он не может ничего объяснить. Здесь все просто: нужно стимулировать ребенка проговаривать, что он хочет, чаще общаться с новыми собеседниками, и ему волей-неволей придется развивать навыки коммуникации.

  • Занижают или завышают требования к развитию речи. Эти две крайности одинаково негативны: в случае занижения родители ни о чем не просят малыша, а в случае завышения – буквально заваливают его развивающими речь упражнениями, заучиванием стихов, постоянно требуют что-то повторить и сказать, от чего ребенок переутомляется и просто отказывается выполнять. Хуже всего, когда оба подхода воздействуют на ребенка от разных взрослых.

  • Сюсюкают, коверкают слова, используют звукоподражательные слова (бибика, нямнямка и т. д.). Ребенок учится речи в первую очередь у значимых взрослых, а значит – они должны быть образцом правильности.

  • Говорят с ребенком в быстром или слишком медленном темпе, с невыразительными интонациями. Конечно, это хороший прием, если вы укладываете малыша спать, но для развития речи нужно применять все интонационное и выразительное разнообразие языка.

Когда необходим логопед или дефектолог

Как развить речь у ребенка?


Есть мнение, что раньше трех лет к специалисту обращаться не нужно, но оно верно лишь отчасти. Некоторые проблемы становятся видны в более раннем возрасте, и чем раньше начать их корректировать, тем быстрее и лучше будет результат. Логопед необходим, когда:

  • в 1,5-2 года ребенок много и активно говорит, но не произносит понятных слов, при этом дает предметам «свои» названия, как маленький иностранец;

  •  в 2,5 года ребенок не разговаривает совсем, или имеет минимальный словарный запас, который соответствует годовалому возрасту (5-10 слов);

  • в 3+ года неправильно произносит слова, пропускает или добавляет целые слоги, меняет их местами;

  • в 4-5 лет смягчает согласные, особенно шипящие и свистящие («сяй» вместо «чай», «сяпка» или «щапка» вместо «шапка» и т. д.);

  • ребенок старшего дошкольного возраста (6-7 лет) не произносит или произносит неправильно какие-либо звуки, так как речевой аппарат уже полностью сформирован, запинается, заикается, повторяет первые слоги слов по несколько раз.



Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ