Дети и тинейджеры отличаются от взрослых не только ростом. На уровне физиологии и биохимии у них более чувствительная (а значит – менее гибкая и адаптивная к сложностям) психика, трудности с проживанием эмоций и склонность к максимализму. Из этого следуют другие потребности, ценности и ожидания – поэтому и психологическая помощь детям требует особых компетенций (и, в идеале, любви к детям в разных их проявлениях).
Основа психологического консультирования детей и подростков – создание комфортных условий и доверительной обстановки. Дети не сильно мотивированы общаться с посторонними людьми, могут бойкотировать помощь и замыкаться в себе, поэтому психолог не может, как со взрослым человеком, сразу перейти к сути запроса: сначала нужно установить эмоциональную связь.
Подростки – уязвимая социальная группа. Они проживают самый мощный возрастной кризис, меняются внешне и внутренне, у них кратно растёт ответственность и выкручены на максимум чувства. И, несмотря на увеличение осведомлённости о ментальном здоровье и некую “моду” на его приоритет, тинейджеры всё ещё редко обращаются за психологической помощью сами. Весь свой «тильт» (грусть, горечь и подавленность) они проживают внутри себя и в своём кругу общения. Постороннее вмешательство на старте может восприниматься враждебно: кажется, что взрослые не поймут, будут судить по себе и обесценивать.
Если подростка привёл на консультацию к психологу родитель (неважно, из каких побуждений – желание поддержать или запрос «почините мне ребёнка»), времени на установку контакта может уйти ещё больше: ведь психолог, по его мнению, заодно с родителем, поэтому и вести себя будет как родитель, а для взрослого ребёнка это унизительно.
Главное в психологическом консультировании подростков – создать для изменчивой психики стабильную и безопасную среду. Только так из-под брони из психологических защит выглянет живой уязвимый человек, нуждающийся в поддержке и помощи.
Психолог не делит проблемы на «настоящие» и «пустяки», как это могут делать родители или педагоги. И при подозрении на депрессию, и при более рутинных юношеских сложностях вроде отношений со сверстниками, специалист будет помогать в проживании ситуации, а не учить на неё социально-одобряемо реагировать (то есть, «забить», «наплевать» или «быть выше этого»).
Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста зачастую включает в себя не только психологическую помощь как таковую: в зависимости от случая, это будет и социально-психологическое консультирование (адаптация, работа с детьми из дисфункциональных семей), и педагогическая деятельность, и ещё много ролей, которые возьмёт на себя психолог. Чтобы разрешить проблему ребёнка, надо быть одновременно другом, опорой, источником тепла и доверенным лицом, которое умеет хранить секреты.
Также бывает, расположить к себе непосредственно пациента и выстроить контакт мало. В большинстве случаев, консультант проводит большую работу ещё и с родителями, чтобы климат в семье и кабинете специалиста не противоречил друг другу, а взрослые не сомневались в эффективности выбранных психологов методов.
В консультировании детей важна чуткость, эмпатия и понимание автономности личности ребёнка. При всей любви и внимательности родителей, они часто приносят к специалисту свою проекцию и взгляд на ситуацию:
- «У сына проблемы в классе, потому что он не может за себя постоять и его обижают»
- «Дочь никого не уважает и не умеет нормально разговаривать, поэтому одноклассники и учителя её не любят. Научите её уважению»
- «В последнее время он стал агрессивным и восприимчивым ко всему. Не знаю, кто его научил»
- и т.д.
Большая часть запросов от родителей клинически здоровых детей уже имеют в себе и (предполагаемую) причину поведения ребёнка, а иногда и руководство к действию. Поэтому детскому психологу важно получить столь же подробный взгляд на ситуацию от самого клиента – ребёнка: уделить много времени установлению доверия, сбору и обработке информации. На этом этапе часто оказывается, что человека беспокоит не то, что видится со стороны его семье.
Арсенал методов работы с детьми и подростками ничуть не меньше «взрослого» – да, к детям сложно применить некоторые аналитические и экзистенциальные концепции, гештальт-подход или терапию принятия и ответственности в её полной версии, но взамен появляется много проективных и игровых методик, делающих процесс терапии интересным и понятным.
Основные техники и методы, применяемые к несовершеннолетним клиентам:
– Арт-терапия и сказкотерапия: проживание эмоций через творчество.
– Игротерапия: коррекция паттернов поведения или работа с чувствами через игровые задания.
– Техники телесной или танцевально-двигательной терапии: научение контролю и саморегуляции через расслабление, дыхание и физические реакции.
– КПТ (когнитивно-поведенческая терапия): к детям постарше можно применить идею взаимосвязи мыслей и поведения.
Психологическая практика с детьми – отдельный огромный мир, готовность к которому определяется открытым сердцем, любопытством и соответствующей квалификацией. Если первые два пункта уже есть, и вы чувствуете в себе интерес к работе с детьми – образование по программе вузов легко можно получить дистанционно: например, в обучении «Психология детей и подростков» от нашей Академии.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных