ABA-терапия, также известная как прикладной анализ поведения (ПАП) – это дефектологическая методика, направленная на коррекцию нежелательного поведения и выработку новых паттернов и знаний у детей с РАС и другими нейроотличиями. Она базируется на принципах КПТ, однако значительно более адаптивна и индивидуализирована, за счёт чего демонстрирует свою эффективность даже в случаях сильной аутизации психики.
ABA-терапия, также известная как прикладной анализ поведения (ПАП) – это дефектологическая методика, направленная на коррекцию нежелательного поведения и выработку новых паттернов и знаний у детей с РАС и другими нейроотличиями. Она базируется на принципах КПТ, однако значительно более адаптивна и индивидуализирована, за счёт чего демонстрирует свою эффективность даже в случаях сильной аутизации психики.
Цель терапии – не только «починить» сложного ребёнка здесь и сейчас, но и максимально адаптировать его психику и поведение к жизни в социуме: в зависимости от запроса, возраста ребёнка и его состояния, курс ABA-терапии может помочь:
- улучшить речь или её понимание;
- научить ребёнка проживать фрустрацию без истерики и причинения вреда себе и другим;
- развить бытовые и коммуникативные навыки (мыть руки, обращаться к взрослому, причёсываться);
- и т.д.
Какие навыки ребенка развивает АВА-терапия?
Поскольку ABA – это методология, выработанная специально для детей с аутизмом, её программы предполагают самое разнообразное применение: одних она отучает кусаться, взращивая вместо этого навык проговорить эмоцию или обнять игрушку, другим помогает в социализации для сада или школы, а третьим просто даёт возможность выстроить отношения со своими особенными детьми. Поскольку родитель неизбежно вовлекается в терапевтическую схему (а без занятий дома ABA-терапия для детей с РАС неэффективна), постоянное повторение и подкрепление действий не только воздействует на навыки, но и формирует некую эмоциональную связь с ребёнком.
В ходе терапии, в зависимости от приоритетных задач, которые формулирует ABA-специалист вместе с родителями, можно улучшить коммуникативные способности (условно, научить отвечать на вопросы), убрать проблемное поведение (от энуреза до физической агрессии), помочь освоить навыки самообслуживания (переодеваться, чистить зубы и т.п.) и повысить комплексный уровень речевого и моторного развития.
Суть методики – положительное подкрепление желаемого поведения и реагирования до полной его автоматизации. Понимая, что каждое действие влечёт за собой последствие, приятное или не очень, ребёнок выбирает стратегии, последствия которых будут приятными. Постепенно задачи усложняются или переносятся в другую среду (школа, кружок и т.п), а подкрепление меняется – вместо игрушек, любимой песни и подобных дополнительных стимулов, желанным последствием становится сам опыт выполнения задачи – поздороваться, самому переодеть мокрую футболку или спокойно прогуляться за руку с мамой становится приятно само по себе.
Особенности взаимодействия с детьми с РАС
Некоторые родители до сих пор считают, что ABA-терапия для детей с аутизмом – какая-то крайняя мера, сложная и даже неэтичная: это ведь нужно «дрессировать» своих детей, да ещё и приучить к этому всё их окружение, чтобы увидеть результат.
Однако, видя это так, мы забываем об особенностях аутичной психики, в которой схема положительного подкрепления – просто данность: если за что-то похвалили, мы делаем это снова, а если проигнорировали – значит это не даёт того, чего мы добиваемся. Дети с РАС не очень склонны доверять внешнему миру, за счёт чего могут труднее других прогрессировать не только в коммуникативных навыках, но и в академических знаниях: например, физически ребёнок способен научиться читать или писать, но без дополнительных стимулов не готов этим заниматься, поскольку действия – новые и странные. Исходя из этой встроенной неофобии и формируются многие принципы ABA-терапии.
АВА-терапия родителям: занятия дома
Главный критерий эффективности ABA – единство принципов взаимодействия с ребёнком ВСЕХ значимых взрослых: терапевт, родители дома и педагоги в школе или учебном центре, а также родственники, претендующие на контакт с ребёнком, придерживаются одной и той же схемы поведения и реагирования. Например, если главная проблема ребёнка – это драки и вокализация при возникновении триггерной для него ситуации, не должно быть такого, что на доп. занятиях ругают, в школе игнорируют, психолог валидирует чувства, а родители просто превентивно убирают триггеры: это ещё больше сбивает и фрустрирует. Поэтому задача родителей – обеспечить коннект всех специалистов между собой, либо же, если случай сложный и ребёнок занимается только дома и с терапевтом – самим принять факт, что вы должны соблюдать определенные правила.
Занятия дома – необходимая и значимая часть терапии, хоть и довольно монотонная: около 30 часов в неделю необходимо действовать по выработанным протоколам. Раз за разом, в течение дня проговаривать одно и то же, хвалить или награждать, придумывать новые стимулы, считывать реакцию и оставаться бережными довольно сложно, однако так желаемый результат придёт гораздо быстрее, чем если система будет работать только в условиях кабинета специалиста, где занимается ребёнок, а за его пределами распадаться в хаос.
Чтобы лучше понимать методику и её цели, не отчаиваться при откатах и обеспечить ребёнку устойчивую опору в своём лице, родителям можно пройти обучение по основам АВА-терапии: это поможет говорить на одном языке со специалистами и легче воспринимать такую рутину самим.
Как обучиться основам АВА-терапии: занятия, программы, подходы
Если вы решились пройти обучение – будьте готовы, что оно тоже потребует фокуса внимания: позаботьтесь о том, чтобы у вас было определённое количество свободного времени. Сегодня можно освоить любую образовательную программу дистанционно и в своём темпе, но важно не выпадать из процесса, чтобы сохранить собственный интерес и мотивацию в достаточно сложной теме.
Можно посоветоваться по поводу обучения со своим ABA-терапевтом, если вы уже практикуете этот подход с ребёнком и готовы усилить результат, либо же пройти курс от аккредитованной образовательной организации – например, практикум по основам прикладного анализа поведения от ЦАППКК.
ABA-терапия, также известная как прикладной анализ поведения (ПАП) – это дефектологическая методика, направленная на коррекцию нежелательного поведения и выработку новых паттернов и знаний у детей с РАС и другими нейроотличиями. Она базируется на принципах КПТ, однако значительно более адаптивна и индивидуализирована, за счёт чего демонстрирует свою эффективность даже в случаях сильной аутизации психики.
Цель терапии – не только «починить» сложного ребёнка здесь и сейчас, но и максимально адаптировать его психику и поведение к жизни в социуме: в зависимости от запроса, возраста ребёнка и его состояния, курс ABA-терапии может помочь:
- улучшить речь или её понимание;
- научить ребёнка проживать фрустрацию без истерики и причинения вреда себе и другим;
- развить бытовые и коммуникативные навыки (мыть руки, обращаться к взрослому, причёсываться);
- и т.д.
Какие навыки ребенка развивает АВА-терапия?
Поскольку ABA – это методология, выработанная специально для детей с аутизмом, её программы предполагают самое разнообразное применение: одних она отучает кусаться, взращивая вместо этого навык проговорить эмоцию или обнять игрушку, другим помогает в социализации для сада или школы, а третьим просто даёт возможность выстроить отношения со своими особенными детьми. Поскольку родитель неизбежно вовлекается в терапевтическую схему (а без занятий дома ABA-терапия для детей с РАС неэффективна), постоянное повторение и подкрепление действий не только воздействует на навыки, но и формирует некую эмоциональную связь с ребёнком.
В ходе терапии, в зависимости от приоритетных задач, которые формулирует ABA-специалист вместе с родителями, можно улучшить коммуникативные способности (условно, научить отвечать на вопросы), убрать проблемное поведение (от энуреза до физической агрессии), помочь освоить навыки самообслуживания (переодеваться, чистить зубы и т.п.) и повысить комплексный уровень речевого и моторного развития.
Суть методики – положительное подкрепление желаемого поведения и реагирования до полной его автоматизации. Понимая, что каждое действие влечёт за собой последствие, приятное или не очень, ребёнок выбирает стратегии, последствия которых будут приятными. Постепенно задачи усложняются или переносятся в другую среду (школа, кружок и т.п), а подкрепление меняется – вместо игрушек, любимой песни и подобных дополнительных стимулов, желанным последствием становится сам опыт выполнения задачи – поздороваться, самому переодеть мокрую футболку или спокойно прогуляться за руку с мамой становится приятно само по себе.
Особенности взаимодействия с детьми с РАС
Некоторые родители до сих пор считают, что ABA-терапия для детей с аутизмом – какая-то крайняя мера, сложная и даже неэтичная: это ведь нужно «дрессировать» своих детей, да ещё и приучить к этому всё их окружение, чтобы увидеть результат.
Однако, видя это так, мы забываем об особенностях аутичной психики, в которой схема положительного подкрепления – просто данность: если за что-то похвалили, мы делаем это снова, а если проигнорировали – значит это не даёт того, чего мы добиваемся. Дети с РАС не очень склонны доверять внешнему миру, за счёт чего могут труднее других прогрессировать не только в коммуникативных навыках, но и в академических знаниях: например, физически ребёнок способен научиться читать или писать, но без дополнительных стимулов не готов этим заниматься, поскольку действия – новые и странные. Исходя из этой встроенной неофобии и формируются многие принципы ABA-терапии.
АВА-терапия родителям: занятия дома
Главный критерий эффективности ABA – единство принципов взаимодействия с ребёнком ВСЕХ значимых взрослых: терапевт, родители дома и педагоги в школе или учебном центре, а также родственники, претендующие на контакт с ребёнком, придерживаются одной и той же схемы поведения и реагирования. Например, если главная проблема ребёнка – это драки и вокализация при возникновении триггерной для него ситуации, не должно быть такого, что на доп. занятиях ругают, в школе игнорируют, психолог валидирует чувства, а родители просто превентивно убирают триггеры: это ещё больше сбивает и фрустрирует. Поэтому задача родителей – обеспечить коннект всех специалистов между собой, либо же, если случай сложный и ребёнок занимается только дома и с терапевтом – самим принять факт, что вы должны соблюдать определенные правила.
Занятия дома – необходимая и значимая часть терапии, хоть и довольно монотонная: около 30 часов в неделю необходимо действовать по выработанным протоколам. Раз за разом, в течение дня проговаривать одно и то же, хвалить или награждать, придумывать новые стимулы, считывать реакцию и оставаться бережными довольно сложно, однако так желаемый результат придёт гораздо быстрее, чем если система будет работать только в условиях кабинета специалиста, где занимается ребёнок, а за его пределами распадаться в хаос.
Чтобы лучше понимать методику и её цели, не отчаиваться при откатах и обеспечить ребёнку устойчивую опору в своём лице, родителям можно пройти обучение по основам АВА-терапии: это поможет говорить на одном языке со специалистами и легче воспринимать такую рутину самим.
Как обучиться основам АВА-терапии: занятия, программы, подходы
Если вы решились пройти обучение – будьте готовы, что оно тоже потребует фокуса внимания: позаботьтесь о том, чтобы у вас было определённое количество свободного времени. Сегодня можно освоить любую образовательную программу дистанционно и в своём темпе, но важно не выпадать из процесса, чтобы сохранить собственный интерес и мотивацию в достаточно сложной теме.
Можно посоветоваться по поводу обучения со своим ABA-терапевтом, если вы уже практикуете этот подход с ребёнком и готовы усилить результат, либо же пройти курс от аккредитованной образовательной организации – например, практикум по основам прикладного анализа поведения от ЦАППКК.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
Плати частями
Плати частями – новый сервис, позволяющий разделить оплату за товар на равные части. Первая часть списывается сразу, оставшиеся платежи через каждые 2 недели или месяц при выборе 4 или 6 месяцев оплаты.
Преимущества сервиса:
Быстрое оформление, как при оплате картой
Никаких переплат и скрытых платежей
Для клиентов любых банков
Требования к клиенту
Гражданство РФ. Наличие дебетовой или кредитной карты. Возраст от 18 до 70 лет.
Как совершить покупку:
Отправьте заявку менеджеру
Вы получите ссылку на оплату от менеджера. Перейдите по ней - увидите график платежей с суммами
Выбираете нужный Вам срок рассрочки: 2 месяца (комиссия 5%), 4 месяца (комиссия 10%), 6 месяцев (комиссия 15%)
Введите номер телефона
Введите код из смс. Готово!
Сервис является проектом СберБанка. Подробные условия на platichastyami.ru
Введите капчу
Форма успешно отправлена
Запишитесь на курс или задайте вопрос
Ваша заявка принята
Мы проконсультируем вас бесплатно и подберём выгодную форму оплаты