АВА-терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

АВА-терапия для детей с расстройствами аутистического спектра
/upload/medialibrary/4bb/2oi0c7u3yabruev2irch9nn6fo3vu3m7.jpg
ABA-терапия, также известная как прикладной анализ поведения (ПАП) – это дефектологическая методика, направленная на коррекцию нежелательного поведения и выработку новых паттернов и знаний у детей с РАС и другими нейроотличиями. Она базируется на принципах КПТ, однако значительно более адаптивна и индивидуализирована, за счёт чего демонстрирует свою эффективность даже в случаях сильной аутизации психики.
ABA-терапия, также известная как прикладной анализ поведения (ПАП) – это дефектологическая методика, направленная на коррекцию нежелательного поведения и выработку новых паттернов и знаний у детей с РАС и другими нейроотличиями. Она базируется на принципах КПТ, однако значительно более адаптивна и индивидуализирована, за счёт чего демонстрирует свою эффективность даже в случаях сильной аутизации психики. Цель терапии – не только «починить» сложного ребёнка здесь и сейчас, но и максимально адаптировать его психику и поведение к жизни в социуме: в зависимости от запроса, возраста ребёнка и его состояния, курс ABA-терапии может помочь: - улучшить речь или её понимание; - научить ребёнка проживать фрустрацию без истерики и причинения вреда себе и другим; - развить бытовые и коммуникативные навыки (мыть руки, обращаться к взрослому, причёсываться); - и т.д. Какие навыки ребенка развивает АВА-терапия? Поскольку ABA – это методология, выработанная специально для детей с аутизмом, её программы предполагают самое разнообразное применение: одних она отучает кусаться, взращивая вместо этого навык проговорить эмоцию или обнять игрушку, другим помогает в социализации для сада или школы, а третьим просто даёт возможность выстроить отношения со своими особенными детьми. Поскольку родитель неизбежно вовлекается в терапевтическую схему (а без занятий дома ABA-терапия для детей с РАС неэффективна), постоянное повторение и подкрепление действий не только воздействует на навыки, но и формирует некую эмоциональную связь с ребёнком. В ходе терапии, в зависимости от приоритетных задач, которые формулирует ABA-специалист вместе с родителями, можно улучшить коммуникативные способности (условно, научить отвечать на вопросы), убрать проблемное поведение (от энуреза до физической агрессии), помочь освоить навыки самообслуживания (переодеваться, чистить зубы и т.п.) и повысить комплексный уровень речевого и моторного развития. Суть методики – положительное подкрепление желаемого поведения и реагирования до полной его автоматизации. Понимая, что каждое действие влечёт за собой последствие, приятное или не очень, ребёнок выбирает стратегии, последствия которых будут приятными. Постепенно задачи усложняются или переносятся в другую среду (школа, кружок и т.п), а подкрепление меняется – вместо игрушек, любимой песни и подобных дополнительных стимулов, желанным последствием становится сам опыт выполнения задачи – поздороваться, самому переодеть мокрую футболку или спокойно прогуляться за руку с мамой становится приятно само по себе. Особенности взаимодействия с детьми с РАС Некоторые родители до сих пор считают, что ABA-терапия для детей с аутизмом – какая-то крайняя мера, сложная и даже неэтичная: это ведь нужно «дрессировать» своих детей, да ещё и приучить к этому всё их окружение, чтобы увидеть результат. Однако, видя это так, мы забываем об особенностях аутичной психики, в которой схема положительного подкрепления – просто данность: если за что-то похвалили, мы делаем это снова, а если проигнорировали – значит это не даёт того, чего мы добиваемся. Дети с РАС не очень склонны доверять внешнему миру, за счёт чего могут труднее других прогрессировать не только в коммуникативных навыках, но и в академических знаниях: например, физически ребёнок способен научиться читать или писать, но без дополнительных стимулов не готов этим заниматься, поскольку действия – новые и странные. Исходя из этой встроенной неофобии и формируются многие принципы ABA-терапии. АВА-терапия родителям: занятия дома Главный критерий эффективности ABA – единство принципов взаимодействия с ребёнком ВСЕХ значимых взрослых: терапевт, родители дома и педагоги в школе или учебном центре, а также родственники, претендующие на контакт с ребёнком, придерживаются одной и той же схемы поведения и реагирования. Например, если главная проблема ребёнка – это драки и вокализация при возникновении триггерной для него ситуации, не должно быть такого, что на доп. занятиях ругают, в школе игнорируют, психолог валидирует чувства, а родители просто превентивно убирают триггеры: это ещё больше сбивает и фрустрирует. Поэтому задача родителей – обеспечить коннект всех специалистов между собой, либо же, если случай сложный и ребёнок занимается только дома и с терапевтом – самим принять факт, что вы должны соблюдать определенные правила. Занятия дома – необходимая и значимая часть терапии, хоть и довольно монотонная: около 30 часов в неделю необходимо действовать по выработанным протоколам. Раз за разом, в течение дня проговаривать одно и то же, хвалить или награждать, придумывать новые стимулы, считывать реакцию и оставаться бережными довольно сложно, однако так желаемый результат придёт гораздо быстрее, чем если система будет работать только в условиях кабинета специалиста, где занимается ребёнок, а за его пределами распадаться в хаос. Чтобы лучше понимать методику и её цели, не отчаиваться при откатах и обеспечить ребёнку устойчивую опору в своём лице, родителям можно пройти обучение по основам АВА-терапии: это поможет говорить на одном языке со специалистами и легче воспринимать такую рутину самим. Как обучиться основам АВА-терапии: занятия, программы, подходы Если вы решились пройти обучение – будьте готовы, что оно тоже потребует фокуса внимания: позаботьтесь о том, чтобы у вас было определённое количество свободного времени. Сегодня можно освоить любую образовательную программу дистанционно и в своём темпе, но важно не выпадать из процесса, чтобы сохранить собственный интерес и мотивацию в достаточно сложной теме. Можно посоветоваться по поводу обучения со своим ABA-терапевтом, если вы уже практикуете этот подход с ребёнком и готовы усилить результат, либо же пройти курс от аккредитованной образовательной организации – например, практикум по основам прикладного анализа поведения от ЦАППКК.


ABA-терапия, также известная как прикладной анализ поведения (ПАП) – это дефектологическая методика, направленная на коррекцию нежелательного поведения и выработку новых паттернов и знаний у детей с РАС и другими нейроотличиями. Она базируется на принципах КПТ, однако значительно более адаптивна и индивидуализирована, за счёт чего демонстрирует свою эффективность даже в случаях сильной аутизации психики.

Цель терапии – не только «починить» сложного ребёнка здесь и сейчас, но и максимально адаптировать его психику и поведение к жизни в социуме: в зависимости от запроса, возраста ребёнка и его состояния, курс ABA-терапии может помочь:

- улучшить речь или её понимание;

- научить ребёнка проживать фрустрацию без истерики и причинения вреда себе и другим;

- развить бытовые и коммуникативные навыки (мыть руки, обращаться к взрослому, причёсываться);

- и т.д.

Какие навыки ребенка развивает АВА-терапия?

Поскольку ABA – это методология, выработанная специально для детей с аутизмом, её программы предполагают самое разнообразное применение: одних она отучает кусаться, взращивая вместо этого навык проговорить эмоцию или обнять игрушку, другим помогает в социализации для сада или школы, а третьим просто даёт возможность выстроить отношения со своими особенными детьми. Поскольку родитель неизбежно вовлекается в терапевтическую схему (а без занятий дома ABA-терапия для детей с РАС неэффективна), постоянное повторение и подкрепление действий не только воздействует на навыки, но и формирует некую эмоциональную связь с ребёнком.

В ходе терапии, в зависимости от приоритетных задач, которые формулирует ABA-специалист вместе с родителями, можно улучшить коммуникативные способности (условно, научить отвечать на вопросы), убрать проблемное поведение (от энуреза до физической агрессии), помочь освоить навыки самообслуживания (переодеваться, чистить зубы и т.п.) и повысить комплексный уровень речевого и моторного развития.

Суть методики – положительное подкрепление желаемого поведения и реагирования до полной его автоматизации. Понимая, что каждое действие влечёт за собой последствие, приятное или не очень, ребёнок выбирает стратегии, последствия которых будут приятными. Постепенно задачи усложняются или переносятся в другую среду (школа, кружок и т.п), а подкрепление меняется – вместо игрушек, любимой песни и подобных дополнительных стимулов, желанным последствием становится сам опыт выполнения задачи – поздороваться, самому переодеть мокрую футболку или спокойно прогуляться за руку с мамой становится приятно само по себе.


Особенности взаимодействия с детьми с РАС

Некоторые родители до сих пор считают, что ABA-терапия для детей с аутизмом – какая-то крайняя мера, сложная и даже неэтичная: это ведь нужно «дрессировать» своих детей, да ещё и приучить к этому всё их окружение, чтобы увидеть результат.

Однако, видя это так, мы забываем об особенностях аутичной психики, в которой схема положительного подкрепления – просто данность: если за что-то похвалили, мы делаем это снова, а если проигнорировали – значит это не даёт того, чего мы добиваемся. Дети с РАС не очень склонны доверять внешнему миру, за счёт чего могут труднее других прогрессировать не только в коммуникативных навыках, но и в академических знаниях: например, физически ребёнок способен научиться читать или писать, но без дополнительных стимулов не готов этим заниматься, поскольку действия – новые и странные. Исходя из этой встроенной неофобии и формируются многие принципы ABA-терапии.


АВА-терапия родителям: занятия дома

Главный критерий эффективности ABA – единство принципов взаимодействия с ребёнком ВСЕХ значимых взрослых: терапевт, родители дома и педагоги в школе или учебном центре, а также родственники, претендующие на контакт с ребёнком, придерживаются одной и той же схемы поведения и реагирования. Например, если главная проблема ребёнка – это драки и вокализация при возникновении триггерной для него ситуации, не должно быть такого, что на доп. занятиях ругают, в школе игнорируют, психолог валидирует чувства, а родители просто превентивно убирают триггеры: это ещё больше сбивает и фрустрирует. Поэтому задача родителей – обеспечить коннект всех специалистов между собой, либо же, если случай сложный и ребёнок занимается только дома и с терапевтом – самим принять факт, что вы должны соблюдать определенные правила.

Занятия дома – необходимая и значимая часть терапии, хоть и довольно монотонная: около 30 часов в неделю необходимо действовать по выработанным протоколам. Раз за разом, в течение дня проговаривать одно и то же, хвалить или награждать, придумывать новые стимулы, считывать реакцию и оставаться бережными довольно сложно, однако так желаемый результат придёт гораздо быстрее, чем если система будет работать только в условиях кабинета специалиста, где занимается ребёнок, а за его пределами распадаться в хаос.

Чтобы лучше понимать методику и её цели, не отчаиваться при откатах и обеспечить ребёнку устойчивую опору в своём лице, родителям можно пройти обучение по основам АВА-терапии: это поможет говорить на одном языке со специалистами и легче воспринимать такую рутину самим.


Как обучиться основам АВА-терапии: занятия, программы, подходы

Если вы решились пройти обучение – будьте готовы, что оно тоже потребует фокуса внимания: позаботьтесь о том, чтобы у вас было определённое количество свободного времени. Сегодня можно освоить любую образовательную программу дистанционно и в своём темпе, но важно не выпадать из процесса, чтобы сохранить собственный интерес и мотивацию в достаточно сложной теме.

Можно посоветоваться по поводу обучения со своим ABA-терапевтом, если вы уже практикуете этот подход с ребёнком и готовы усилить результат, либо же пройти курс от аккредитованной образовательной организации – например, практикум по основам прикладного анализа поведения от ЦАППКК.


Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ