ABA-терапия, также известная как прикладной анализ поведения (ПАП) – это дефектологическая методика, направленная на коррекцию нежелательного поведения и выработку новых паттернов и знаний у детей с РАС и другими нейроотличиями. Она базируется на принципах КПТ, однако значительно более адаптивна и индивидуализирована, за счёт чего демонстрирует свою эффективность даже в случаях сильной аутизации психики.
Цель терапии – не только «починить» сложного ребёнка здесь и сейчас, но и максимально адаптировать его психику и поведение к жизни в социуме: в зависимости от запроса, возраста ребёнка и его состояния, курс ABA-терапии может помочь:
- улучшить речь или её понимание;
- научить ребёнка проживать фрустрацию без истерики и причинения вреда себе и другим;
- развить бытовые и коммуникативные навыки (мыть руки, обращаться к взрослому, причёсываться);
- и т.д.
Поскольку ABA – это методология, выработанная специально для детей с аутизмом, её программы предполагают самое разнообразное применение: одних она отучает кусаться, взращивая вместо этого навык проговорить эмоцию или обнять игрушку, другим помогает в социализации для сада или школы, а третьим просто даёт возможность выстроить отношения со своими особенными детьми. Поскольку родитель неизбежно вовлекается в терапевтическую схему (а без занятий дома ABA-терапия для детей с РАС неэффективна), постоянное повторение и подкрепление действий не только воздействует на навыки, но и формирует некую эмоциональную связь с ребёнком.
В ходе терапии, в зависимости от приоритетных задач, которые формулирует ABA-специалист вместе с родителями, можно улучшить коммуникативные способности (условно, научить отвечать на вопросы), убрать проблемное поведение (от энуреза до физической агрессии), помочь освоить навыки самообслуживания (переодеваться, чистить зубы и т.п.) и повысить комплексный уровень речевого и моторного развития.
Суть методики – положительное подкрепление желаемого поведения и реагирования до полной его автоматизации. Понимая, что каждое действие влечёт за собой последствие, приятное или не очень, ребёнок выбирает стратегии, последствия которых будут приятными. Постепенно задачи усложняются или переносятся в другую среду (школа, кружок и т.п), а подкрепление меняется – вместо игрушек, любимой песни и подобных дополнительных стимулов, желанным последствием становится сам опыт выполнения задачи – поздороваться, самому переодеть мокрую футболку или спокойно прогуляться за руку с мамой становится приятно само по себе.
Некоторые родители до сих пор считают, что ABA-терапия для детей с аутизмом – какая-то крайняя мера, сложная и даже неэтичная: это ведь нужно «дрессировать» своих детей, да ещё и приучить к этому всё их окружение, чтобы увидеть результат.
Однако, видя это так, мы забываем об особенностях аутичной психики, в которой схема положительного подкрепления – просто данность: если за что-то похвалили, мы делаем это снова, а если проигнорировали – значит это не даёт того, чего мы добиваемся. Дети с РАС не очень склонны доверять внешнему миру, за счёт чего могут труднее других прогрессировать не только в коммуникативных навыках, но и в академических знаниях: например, физически ребёнок способен научиться читать или писать, но без дополнительных стимулов не готов этим заниматься, поскольку действия – новые и странные. Исходя из этой встроенной неофобии и формируются многие принципы ABA-терапии.
Главный критерий эффективности ABA – единство принципов взаимодействия с ребёнком ВСЕХ значимых взрослых: терапевт, родители дома и педагоги в школе или учебном центре, а также родственники, претендующие на контакт с ребёнком, придерживаются одной и той же схемы поведения и реагирования. Например, если главная проблема ребёнка – это драки и вокализация при возникновении триггерной для него ситуации, не должно быть такого, что на доп. занятиях ругают, в школе игнорируют, психолог валидирует чувства, а родители просто превентивно убирают триггеры: это ещё больше сбивает и фрустрирует. Поэтому задача родителей – обеспечить коннект всех специалистов между собой, либо же, если случай сложный и ребёнок занимается только дома и с терапевтом – самим принять факт, что вы должны соблюдать определенные правила.
Занятия дома – необходимая и значимая часть терапии, хоть и довольно монотонная: около 30 часов в неделю необходимо действовать по выработанным протоколам. Раз за разом, в течение дня проговаривать одно и то же, хвалить или награждать, придумывать новые стимулы, считывать реакцию и оставаться бережными довольно сложно, однако так желаемый результат придёт гораздо быстрее, чем если система будет работать только в условиях кабинета специалиста, где занимается ребёнок, а за его пределами распадаться в хаос.
Чтобы лучше понимать методику и её цели, не отчаиваться при откатах и обеспечить ребёнку устойчивую опору в своём лице, родителям можно пройти обучение по основам АВА-терапии: это поможет говорить на одном языке со специалистами и легче воспринимать такую рутину самим.
Если вы решились пройти обучение – будьте готовы, что оно тоже потребует фокуса внимания: позаботьтесь о том, чтобы у вас было определённое количество свободного времени. Сегодня можно освоить любую образовательную программу дистанционно и в своём темпе, но важно не выпадать из процесса, чтобы сохранить собственный интерес и мотивацию в достаточно сложной теме.
Можно посоветоваться по поводу обучения со своим ABA-терапевтом, если вы уже практикуете этот подход с ребёнком и готовы усилить результат, либо же пройти курс от аккредитованной образовательной организации – например, практикум по основам прикладного анализа поведения от ЦАППКК.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных