В статье разберем, что такое задержка психического развития у ребенка, причины задержки развития, особенности детей с ЗПР, как проводится диагностика, каковы прогнозы при ЗПР.
Задержка психического развития – что это
Задержка психического развития – классификация
Причины возникновения задержки психического развития
Особенности детей с задержкой психического развития
Диагностика задержки психического развития
В последнее время все чаще и чаще звучит сентенция – ребенок никому ничего не должен. Есть специальные нормы, по которым определяется развитие ребенка, например, в 12 месяцев ребенок должен (!) использовать указательный жест. Не использует? Родители волнуются, специалист их успокаивает – все дети разные, ребенок никому ничего не должен, просто развивается в своем темпе. Не разговаривает в три года? Не волнуйтесь, можно подождать и до пяти лет. И так далее….
И, к сожалению, случается, что упускается драгоценное время, в которое можно выявить проблемы, скорректировать их по возможности. В статье мы разберем, что такое задержка психического развития, какие симптомы бывают при этом, как задержка диагностируется, и какой специалист может помочь ребенку и родителям.
Задержка психического развития – что это
Ответ на вопрос, что такое задержка психического развития, кроется в самом термине. Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание в темпах развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, некоторых когнитивных функций (речь, память, мышление).
ЗПР может характеризоваться проблемами с моторикой, памятью, мышлением, речью, регуляцией поведения, неустойчивыми эмоциями, неуспеваемостью в школе. Эта проблема в развитии ребенка занимает место между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. От умственной отсталости ЗПР отличает положительная динамика и возможность нивелировать отставание в развитии при грамотной коррекционно-педагогической работе.
Задержка психического развития – классификация
Попытки классифицировать разнообразную группу ЗПР ведутся достаточно давно, как у нас, так и за рубежом. Наиболее полную классификацию предложил В.В.Ковалев, он дифференцировал состояния при ЗПР по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям. Именно эту классификацию, мы и приведем в нашей статье. Итак, по Ковалеву, существуют четыре типа ЗПР:
Дизонтогенетическая ЗПР (при психическом инфантилизме) – центрально-нервная система созревает медленно, поведение ребенка не соответствует возрасту, присутствует непосредственность, эмоциональная лабильность, неспособность концентрировать внимание, плохо работает память.
Энцефалопатическая ЗПР (при поражениях центрально-нервной системы) – запаздывает развитие школьных навыков, могут быть нарушены функции коры головного мозга, ребенок может страдать от детского церебрального паралича, от недоразвития речи (синдром алалии).
Вторичная ЗПР (при сенсорных нарушениях) – может развиваться при нарушениях слуха, зрения, речи, сочетанной сенсорной депривации.
ЗПР, вызванная социальной депривацией – детей, страдающих от ЗПР этого вида, можно называть «педагогически запущенными». Причиной здесь могут быть дефицит внимания со стороны семьи, дефекты воспитания и т. д.
Есть и другие классификации отечественных специалистов. Например, классификация Г.Е. Сухаревой (выделено пять групп ЗПР), классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (выделено две группы ЗПР), С.С. Мнухина (выделено две группы ЗПР) и многие другие.
Следует отметить, что в Международной классификации болезней, такого диагноза, как ЗПР, нет. В международном медицинском сообществе те классификации, которые есть на данный момент, не учитывают всех психопатологических особенностей детского возраста, поэтому использоваться для работы не могут. В США, например, есть Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве. В ее основе лежит огромная база собранных данных – конкретные случаи, которые оценивались экспертами.
Причины возникновения задержки психического развития
Коротко о причинах возникновения ЗПР упоминается в классификации В.В. Ковалева, которую мы приводили выше. Давайте разберем эти причины более подробно. Среди них можно выделить две больших основных группы – биологические и социальные причины.
Биологические причины задержки психического развития
Это очень обширная группа причин, которые могут послужить основанием для ЗПР. Сюда относятся – болезни матери во время вынашивания ребенка, инфекции, внутриутробные инфекции и сепсис, всевозможные патологии беременности, недоношенность, асфиксия плода, черепно-мозговые травмы, механические травмы (по статистике, есть в анамнезе у 60-70% детей с ЗПР). Считается, что наиболее важную роль здесь играют проблемы, которые были у матери или плода в первом триместре беременности. После рождения ребенка, свою роль могут сыграть нейроинфекции, плохое питание, тяжелые инфекции на первых годах жизни. Конечно же, нельзя не упомянуть и наследственный фактор.
Социальные причины задержки психического развития
Здесь специалисты уделяют внимание уровню образования родителей, сенсорной и социальной депривации, депрессии одного из родителей (чаще – матери), обращению с ребенком (ласковое, любящее или холодное и жестокое).
Если ребенок воспитывается в нелюбящей семье, с низким социальным, образовательным и культурным уровнем, недополучает внимания, любви, ласки, воспитания – все это служит причиной появления ЗПР.
Особенности детей с задержкой психического развития
Нарушения интеллектуального развития у детей с ЗПР достаточно небольшие и легкие, однако затрагивают все сферы интеллекта.
Восприятие при ЗПР носит фрагментарный, неточный и замедленный характер. По отдельности анализаторы ребенка работают практически нормально, однако, если необходимо формировать целостные образы – при этом возникают трудности. Зрительное восприятие работает лучше слухового. Внимание при ЗПР носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенок с легкостью переключается на посторонние предметы, не может сконцентрироваться на одном занятии. Можно обнаружить признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Память при ЗПР носит мозаичный характер, слабо избирательна. Наглядно – образная память превалирует над вербальной памятью, мыслительная активность при воспроизведении информации низкая. При ЗПР нарушенным, как правило, оказывается образное мышление, а вот наглядно-действенное мышление более сохранно. Абстрактно-логическое мышление без помощи педагога или родителей невозможно, возникают трудности с анализом и синтезом, упорядочением учебного материала, построением умозаключений, формулировкой выводов.
Речь при ЗПР характеризуется нарушением артикуляции, слуховой дифференциации, скудным словарным запасом, трудностями в правильном построении предложений, речевой неактивностью. Сфера личностного развития при ЗПР отличается эмоциональной лабильностью. Для нее характерны следующие признаки – агрессия, конфликтность, тревожность, безынициативность, внушаемость, безволие, замкнутость.
Диагностика задержки психического развития
При диагностике ЗПР могут возникать трудности (например, отличить ЗПР от умственной отсталости или олигофрении), поэтому крайне важно, чтобы специалисты в медкомиссии обладали необходимой компетенцией.
Мы еще раз хотим подчеркнуть, что при соответствующей коррекционно-педагогической помощи, ребенок с ЗПР может избавиться от проблем в развитии. Потенциал развития познавательной деятельности при ЗПР достаточно высок, есть возможность нивелировать все нарушения. Все необходимые знания из этой сферы можно получить на нашем курсе «Специальное дефектологическое образование» с присвоением квалификации «Дефектолог».
Выявить ЗПР у ребенка может только ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), специалисты проводят сбор анамнеза, анализируют полученную информацию, проводят нейропсихологические тесты, изучают речь ребенка, его медицинскую карту, исследуют его интеллектуальные процессы, эмоционально – волевые качества. Задержку психического развития могут диагностировать до 11-14 лет (за рубежом этот срок еще меньше – до пяти лет ребенка). Затем этот диагноз может быть пересмотрен в сторону другого диагноза – умственная отсталость. У детей с ЗПР в большинстве случаев наблюдаются сопутствующие психопатологии – нарушение речи, негативизм и т. д. Это ограничивает специалистов в выборе психологических тестов при диагностике. Затрудняют сам процесс диагностики и возрастные ограничения при использовании тестов.
В последнее время все чаще и чаще звучит сентенция – ребенок никому ничего не должен. Есть специальные нормы, по которым определяется развитие ребенка, например, в 12 месяцев ребенок должен (!) использовать указательный жест. Не использует? Родители волнуются, специалист их успокаивает – все дети разные, ребенок никому ничего не должен, просто развивается в своем темпе. Не разговаривает в три года? Не волнуйтесь, можно подождать и до пяти лет. И так далее….
И, к сожалению, случается, что упускается драгоценное время, в которое можно выявить проблемы, скорректировать их по возможности. В статье мы разберем, что такое задержка психического развития, какие симптомы бывают при этом, как задержка диагностируется, и какой специалист может помочь ребенку и родителям.
Задержка психического развития – что это
Ответ на вопрос, что такое задержка психического развития, кроется в самом термине. Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание в темпах развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, некоторых когнитивных функций (речь, память, мышление).
ЗПР может характеризоваться проблемами с моторикой, памятью, мышлением, речью, регуляцией поведения, неустойчивыми эмоциями, неуспеваемостью в школе. Эта проблема в развитии ребенка занимает место между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. От умственной отсталости ЗПР отличает положительная динамика и возможность нивелировать отставание в развитии при грамотной коррекционно-педагогической работе.
Задержка психического развития – классификация
Попытки классифицировать разнообразную группу ЗПР ведутся достаточно давно, как у нас, так и за рубежом. Наиболее полную классификацию предложил В.В.Ковалев, он дифференцировал состояния при ЗПР по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям. Именно эту классификацию, мы и приведем в нашей статье. Итак, по Ковалеву, существуют четыре типа ЗПР:
Дизонтогенетическая ЗПР (при психическом инфантилизме) – центрально-нервная система созревает медленно, поведение ребенка не соответствует возрасту, присутствует непосредственность, эмоциональная лабильность, неспособность концентрировать внимание, плохо работает память.
Энцефалопатическая ЗПР (при поражениях центрально-нервной системы) – запаздывает развитие школьных навыков, могут быть нарушены функции коры головного мозга, ребенок может страдать от детского церебрального паралича, от недоразвития речи (синдром алалии).
Вторичная ЗПР (при сенсорных нарушениях) – может развиваться при нарушениях слуха, зрения, речи, сочетанной сенсорной депривации.
ЗПР, вызванная социальной депривацией – детей, страдающих от ЗПР этого вида, можно называть «педагогически запущенными». Причиной здесь могут быть дефицит внимания со стороны семьи, дефекты воспитания и т. д.
Есть и другие классификации отечественных специалистов. Например, классификация Г.Е. Сухаревой (выделено пять групп ЗПР), классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (выделено две группы ЗПР), С.С. Мнухина (выделено две группы ЗПР) и многие другие.
Следует отметить, что в Международной классификации болезней, такого диагноза, как ЗПР, нет. В международном медицинском сообществе те классификации, которые есть на данный момент, не учитывают всех психопатологических особенностей детского возраста, поэтому использоваться для работы не могут. В США, например, есть Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве. В ее основе лежит огромная база собранных данных – конкретные случаи, которые оценивались экспертами.
Причины возникновения задержки психического развития
Коротко о причинах возникновения ЗПР упоминается в классификации В.В. Ковалева, которую мы приводили выше. Давайте разберем эти причины более подробно. Среди них можно выделить две больших основных группы – биологические и социальные причины.
Биологические причины задержки психического развития
Это очень обширная группа причин, которые могут послужить основанием для ЗПР. Сюда относятся – болезни матери во время вынашивания ребенка, инфекции, внутриутробные инфекции и сепсис, всевозможные патологии беременности, недоношенность, асфиксия плода, черепно-мозговые травмы, механические травмы (по статистике, есть в анамнезе у 60-70% детей с ЗПР). Считается, что наиболее важную роль здесь играют проблемы, которые были у матери или плода в первом триместре беременности. После рождения ребенка, свою роль могут сыграть нейроинфекции, плохое питание, тяжелые инфекции на первых годах жизни. Конечно же, нельзя не упомянуть и наследственный фактор.
Социальные причины задержки психического развития
Здесь специалисты уделяют внимание уровню образования родителей, сенсорной и социальной депривации, депрессии одного из родителей (чаще – матери), обращению с ребенком (ласковое, любящее или холодное и жестокое).
Если ребенок воспитывается в нелюбящей семье, с низким социальным, образовательным и культурным уровнем, недополучает внимания, любви, ласки, воспитания – все это служит причиной появления ЗПР.
Особенности детей с задержкой психического развития
Нарушения интеллектуального развития у детей с ЗПР достаточно небольшие и легкие, однако затрагивают все сферы интеллекта.
Восприятие при ЗПР носит фрагментарный, неточный и замедленный характер. По отдельности анализаторы ребенка работают практически нормально, однако, если необходимо формировать целостные образы – при этом возникают трудности. Зрительное восприятие работает лучше слухового. Внимание при ЗПР носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенок с легкостью переключается на посторонние предметы, не может сконцентрироваться на одном занятии. Можно обнаружить признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Память при ЗПР носит мозаичный характер, слабо избирательна. Наглядно – образная память превалирует над вербальной памятью, мыслительная активность при воспроизведении информации низкая. При ЗПР нарушенным, как правило, оказывается образное мышление, а вот наглядно-действенное мышление более сохранно. Абстрактно-логическое мышление без помощи педагога или родителей невозможно, возникают трудности с анализом и синтезом, упорядочением учебного материала, построением умозаключений, формулировкой выводов.
Речь при ЗПР характеризуется нарушением артикуляции, слуховой дифференциации, скудным словарным запасом, трудностями в правильном построении предложений, речевой неактивностью. Сфера личностного развития при ЗПР отличается эмоциональной лабильностью. Для нее характерны следующие признаки – агрессия, конфликтность, тревожность, безынициативность, внушаемость, безволие, замкнутость.
Диагностика задержки психического развития
При диагностике ЗПР могут возникать трудности (например, отличить ЗПР от умственной отсталости или олигофрении), поэтому крайне важно, чтобы специалисты в медкомиссии обладали необходимой компетенцией.
Мы еще раз хотим подчеркнуть, что при соответствующей коррекционно-педагогической помощи, ребенок с ЗПР может избавиться от проблем в развитии. Потенциал развития познавательной деятельности при ЗПР достаточно высок, есть возможность нивелировать все нарушения. Все необходимые знания из этой сферы можно получить на нашем курсе «Специальное дефектологическое образование» с присвоением квалификации «Дефектолог».
Выявить ЗПР у ребенка может только ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), специалисты проводят сбор анамнеза, анализируют полученную информацию, проводят нейропсихологические тесты, изучают речь ребенка, его медицинскую карту, исследуют его интеллектуальные процессы, эмоционально – волевые качества. Задержку психического развития могут диагностировать до 11-14 лет (за рубежом этот срок еще меньше – до пяти лет ребенка). Затем этот диагноз может быть пересмотрен в сторону другого диагноза – умственная отсталость. У детей с ЗПР в большинстве случаев наблюдаются сопутствующие психопатологии – нарушение речи, негативизм и т. д. Это ограничивает специалистов в выборе психологических тестов при диагностике. Затрудняют сам процесс диагностики и возрастные ограничения при использовании тестов.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
Плати частями
Плати частями – новый сервис, позволяющий разделить оплату за товар на равные части. Первая часть списывается сразу, оставшиеся платежи через каждые 2 недели или месяц при выборе 4 или 6 месяцев оплаты.
Преимущества сервиса:
Быстрое оформление, как при оплате картой
Никаких переплат и скрытых платежей
Для клиентов любых банков
Требования к клиенту
Гражданство РФ. Наличие дебетовой или кредитной карты. Возраст от 18 до 70 лет.
Как совершить покупку:
Отправьте заявку менеджеру
Вы получите ссылку на оплату от менеджера. Перейдите по ней - увидите график платежей с суммами
Выбираете нужный Вам срок рассрочки: 2 месяца (комиссия 5%), 4 месяца (комиссия 10%), 6 месяцев (комиссия 15%)
Введите номер телефона
Введите код из смс. Готово!
Сервис является проектом СберБанка. Подробные условия на platichastyami.ru