В статье разберем, что такое задержка психического развития у ребенка, причины задержки развития, особенности детей с ЗПР, как проводится диагностика, каковы прогнозы при ЗПР.
Задержка психического развития – что это
Задержка психического развития – классификация
Причины возникновения задержки психического развития
Особенности детей с задержкой психического развития
Диагностика задержки психического развития
В последнее время все чаще и чаще звучит сентенция – ребенок никому ничего не должен. Есть специальные нормы, по которым определяется развитие ребенка, например, в 12 месяцев ребенок должен (!) использовать указательный жест. Не использует? Родители волнуются, специалист их успокаивает – все дети разные, ребенок никому ничего не должен, просто развивается в своем темпе. Не разговаривает в три года? Не волнуйтесь, можно подождать и до пяти лет. И так далее….
И, к сожалению, случается, что упускается драгоценное время, в которое можно выявить проблемы, скорректировать их по возможности. В статье мы разберем, что такое задержка психического развития, какие симптомы бывают при этом, как задержка диагностируется, и какой специалист может помочь ребенку и родителям.
Задержка психического развития – что это
Ответ на вопрос, что такое задержка психического развития, кроется в самом термине. Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание в темпах развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, некоторых когнитивных функций (речь, память, мышление).
ЗПР может характеризоваться проблемами с моторикой, памятью, мышлением, речью, регуляцией поведения, неустойчивыми эмоциями, неуспеваемостью в школе. Эта проблема в развитии ребенка занимает место между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. От умственной отсталости ЗПР отличает положительная динамика и возможность нивелировать отставание в развитии при грамотной коррекционно-педагогической работе.
Задержка психического развития – классификация
Попытки классифицировать разнообразную группу ЗПР ведутся достаточно давно, как у нас, так и за рубежом. Наиболее полную классификацию предложил В.В.Ковалев, он дифференцировал состояния при ЗПР по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям. Именно эту классификацию, мы и приведем в нашей статье. Итак, по Ковалеву, существуют четыре типа ЗПР:
Дизонтогенетическая ЗПР (при психическом инфантилизме) – центрально-нервная система созревает медленно, поведение ребенка не соответствует возрасту, присутствует непосредственность, эмоциональная лабильность, неспособность концентрировать внимание, плохо работает память.
Энцефалопатическая ЗПР (при поражениях центрально-нервной системы) – запаздывает развитие школьных навыков, могут быть нарушены функции коры головного мозга, ребенок может страдать от детского церебрального паралича, от недоразвития речи (синдром алалии).
Вторичная ЗПР (при сенсорных нарушениях) – может развиваться при нарушениях слуха, зрения, речи, сочетанной сенсорной депривации.
ЗПР, вызванная социальной депривацией – детей, страдающих от ЗПР этого вида, можно называть «педагогически запущенными». Причиной здесь могут быть дефицит внимания со стороны семьи, дефекты воспитания и т. д.
Есть и другие классификации отечественных специалистов. Например, классификация Г.Е. Сухаревой (выделено пять групп ЗПР), классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (выделено две группы ЗПР), С.С. Мнухина (выделено две группы ЗПР) и многие другие.
Следует отметить, что в Международной классификации болезней, такого диагноза, как ЗПР, нет. В международном медицинском сообществе те классификации, которые есть на данный момент, не учитывают всех психопатологических особенностей детского возраста, поэтому использоваться для работы не могут. В США, например, есть Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве. В ее основе лежит огромная база собранных данных – конкретные случаи, которые оценивались экспертами.
Причины возникновения задержки психического развития
Коротко о причинах возникновения ЗПР упоминается в классификации В.В. Ковалева, которую мы приводили выше. Давайте разберем эти причины более подробно. Среди них можно выделить две больших основных группы – биологические и социальные причины.
Биологические причины задержки психического развития
Это очень обширная группа причин, которые могут послужить основанием для ЗПР. Сюда относятся – болезни матери во время вынашивания ребенка, инфекции, внутриутробные инфекции и сепсис, всевозможные патологии беременности, недоношенность, асфиксия плода, черепно-мозговые травмы, механические травмы (по статистике, есть в анамнезе у 60-70% детей с ЗПР). Считается, что наиболее важную роль здесь играют проблемы, которые были у матери или плода в первом триместре беременности. После рождения ребенка, свою роль могут сыграть нейроинфекции, плохое питание, тяжелые инфекции на первых годах жизни. Конечно же, нельзя не упомянуть и наследственный фактор.
Социальные причины задержки психического развития
Здесь специалисты уделяют внимание уровню образования родителей, сенсорной и социальной депривации, депрессии одного из родителей (чаще – матери), обращению с ребенком (ласковое, любящее или холодное и жестокое).
Если ребенок воспитывается в нелюбящей семье, с низким социальным, образовательным и культурным уровнем, недополучает внимания, любви, ласки, воспитания – все это служит причиной появления ЗПР.
Особенности детей с задержкой психического развития
Нарушения интеллектуального развития у детей с ЗПР достаточно небольшие и легкие, однако затрагивают все сферы интеллекта.
Восприятие при ЗПР носит фрагментарный, неточный и замедленный характер. По отдельности анализаторы ребенка работают практически нормально, однако, если необходимо формировать целостные образы – при этом возникают трудности. Зрительное восприятие работает лучше слухового. Внимание при ЗПР носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенок с легкостью переключается на посторонние предметы, не может сконцентрироваться на одном занятии. Можно обнаружить признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Память при ЗПР носит мозаичный характер, слабо избирательна. Наглядно – образная память превалирует над вербальной памятью, мыслительная активность при воспроизведении информации низкая. При ЗПР нарушенным, как правило, оказывается образное мышление, а вот наглядно-действенное мышление более сохранно. Абстрактно-логическое мышление без помощи педагога или родителей невозможно, возникают трудности с анализом и синтезом, упорядочением учебного материала, построением умозаключений, формулировкой выводов.
Речь при ЗПР характеризуется нарушением артикуляции, слуховой дифференциации, скудным словарным запасом, трудностями в правильном построении предложений, речевой неактивностью. Сфера личностного развития при ЗПР отличается эмоциональной лабильностью. Для нее характерны следующие признаки – агрессия, конфликтность, тревожность, безынициативность, внушаемость, безволие, замкнутость.
Диагностика задержки психического развития
При диагностике ЗПР могут возникать трудности (например, отличить ЗПР от умственной отсталости или олигофрении), поэтому крайне важно, чтобы специалисты в медкомиссии обладали необходимой компетенцией.
Мы еще раз хотим подчеркнуть, что при соответствующей коррекционно-педагогической помощи, ребенок с ЗПР может избавиться от проблем в развитии. Потенциал развития познавательной деятельности при ЗПР достаточно высок, есть возможность нивелировать все нарушения. Все необходимые знания из этой сферы можно получить на нашем курсе «Специальное дефектологическое образование» с присвоением квалификации «Дефектолог».
Выявить ЗПР у ребенка может только ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), специалисты проводят сбор анамнеза, анализируют полученную информацию, проводят нейропсихологические тесты, изучают речь ребенка, его медицинскую карту, исследуют его интеллектуальные процессы, эмоционально – волевые качества. Задержку психического развития могут диагностировать до 11-14 лет (за рубежом этот срок еще меньше – до пяти лет ребенка). Затем этот диагноз может быть пересмотрен в сторону другого диагноза – умственная отсталость. У детей с ЗПР в большинстве случаев наблюдаются сопутствующие психопатологии – нарушение речи, негативизм и т. д. Это ограничивает специалистов в выборе психологических тестов при диагностике. Затрудняют сам процесс диагностики и возрастные ограничения при использовании тестов.
В последнее время все чаще и чаще звучит сентенция – ребенок никому ничего не должен. Есть специальные нормы, по которым определяется развитие ребенка, например, в 12 месяцев ребенок должен (!) использовать указательный жест. Не использует? Родители волнуются, специалист их успокаивает – все дети разные, ребенок никому ничего не должен, просто развивается в своем темпе. Не разговаривает в три года? Не волнуйтесь, можно подождать и до пяти лет. И так далее….
И, к сожалению, случается, что упускается драгоценное время, в которое можно выявить проблемы, скорректировать их по возможности. В статье мы разберем, что такое задержка психического развития, какие симптомы бывают при этом, как задержка диагностируется, и какой специалист может помочь ребенку и родителям.
Задержка психического развития – что это
Ответ на вопрос, что такое задержка психического развития, кроется в самом термине. Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание в темпах развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, некоторых когнитивных функций (речь, память, мышление).
ЗПР может характеризоваться проблемами с моторикой, памятью, мышлением, речью, регуляцией поведения, неустойчивыми эмоциями, неуспеваемостью в школе. Эта проблема в развитии ребенка занимает место между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. От умственной отсталости ЗПР отличает положительная динамика и возможность нивелировать отставание в развитии при грамотной коррекционно-педагогической работе.
Задержка психического развития – классификация
Попытки классифицировать разнообразную группу ЗПР ведутся достаточно давно, как у нас, так и за рубежом. Наиболее полную классификацию предложил В.В.Ковалев, он дифференцировал состояния при ЗПР по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям. Именно эту классификацию, мы и приведем в нашей статье. Итак, по Ковалеву, существуют четыре типа ЗПР:
Дизонтогенетическая ЗПР (при психическом инфантилизме) – центрально-нервная система созревает медленно, поведение ребенка не соответствует возрасту, присутствует непосредственность, эмоциональная лабильность, неспособность концентрировать внимание, плохо работает память.
Энцефалопатическая ЗПР (при поражениях центрально-нервной системы) – запаздывает развитие школьных навыков, могут быть нарушены функции коры головного мозга, ребенок может страдать от детского церебрального паралича, от недоразвития речи (синдром алалии).
Вторичная ЗПР (при сенсорных нарушениях) – может развиваться при нарушениях слуха, зрения, речи, сочетанной сенсорной депривации.
ЗПР, вызванная социальной депривацией – детей, страдающих от ЗПР этого вида, можно называть «педагогически запущенными». Причиной здесь могут быть дефицит внимания со стороны семьи, дефекты воспитания и т. д.
Есть и другие классификации отечественных специалистов. Например, классификация Г.Е. Сухаревой (выделено пять групп ЗПР), классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (выделено две группы ЗПР), С.С. Мнухина (выделено две группы ЗПР) и многие другие.
Следует отметить, что в Международной классификации болезней, такого диагноза, как ЗПР, нет. В международном медицинском сообществе те классификации, которые есть на данный момент, не учитывают всех психопатологических особенностей детского возраста, поэтому использоваться для работы не могут. В США, например, есть Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенчестве и раннем детстве. В ее основе лежит огромная база собранных данных – конкретные случаи, которые оценивались экспертами.
Причины возникновения задержки психического развития
Коротко о причинах возникновения ЗПР упоминается в классификации В.В. Ковалева, которую мы приводили выше. Давайте разберем эти причины более подробно. Среди них можно выделить две больших основных группы – биологические и социальные причины.
Биологические причины задержки психического развития
Это очень обширная группа причин, которые могут послужить основанием для ЗПР. Сюда относятся – болезни матери во время вынашивания ребенка, инфекции, внутриутробные инфекции и сепсис, всевозможные патологии беременности, недоношенность, асфиксия плода, черепно-мозговые травмы, механические травмы (по статистике, есть в анамнезе у 60-70% детей с ЗПР). Считается, что наиболее важную роль здесь играют проблемы, которые были у матери или плода в первом триместре беременности. После рождения ребенка, свою роль могут сыграть нейроинфекции, плохое питание, тяжелые инфекции на первых годах жизни. Конечно же, нельзя не упомянуть и наследственный фактор.
Социальные причины задержки психического развития
Здесь специалисты уделяют внимание уровню образования родителей, сенсорной и социальной депривации, депрессии одного из родителей (чаще – матери), обращению с ребенком (ласковое, любящее или холодное и жестокое).
Если ребенок воспитывается в нелюбящей семье, с низким социальным, образовательным и культурным уровнем, недополучает внимания, любви, ласки, воспитания – все это служит причиной появления ЗПР.
Особенности детей с задержкой психического развития
Нарушения интеллектуального развития у детей с ЗПР достаточно небольшие и легкие, однако затрагивают все сферы интеллекта.
Восприятие при ЗПР носит фрагментарный, неточный и замедленный характер. По отдельности анализаторы ребенка работают практически нормально, однако, если необходимо формировать целостные образы – при этом возникают трудности. Зрительное восприятие работает лучше слухового. Внимание при ЗПР носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребенок с легкостью переключается на посторонние предметы, не может сконцентрироваться на одном занятии. Можно обнаружить признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Память при ЗПР носит мозаичный характер, слабо избирательна. Наглядно – образная память превалирует над вербальной памятью, мыслительная активность при воспроизведении информации низкая. При ЗПР нарушенным, как правило, оказывается образное мышление, а вот наглядно-действенное мышление более сохранно. Абстрактно-логическое мышление без помощи педагога или родителей невозможно, возникают трудности с анализом и синтезом, упорядочением учебного материала, построением умозаключений, формулировкой выводов.
Речь при ЗПР характеризуется нарушением артикуляции, слуховой дифференциации, скудным словарным запасом, трудностями в правильном построении предложений, речевой неактивностью. Сфера личностного развития при ЗПР отличается эмоциональной лабильностью. Для нее характерны следующие признаки – агрессия, конфликтность, тревожность, безынициативность, внушаемость, безволие, замкнутость.
Диагностика задержки психического развития
При диагностике ЗПР могут возникать трудности (например, отличить ЗПР от умственной отсталости или олигофрении), поэтому крайне важно, чтобы специалисты в медкомиссии обладали необходимой компетенцией.
Мы еще раз хотим подчеркнуть, что при соответствующей коррекционно-педагогической помощи, ребенок с ЗПР может избавиться от проблем в развитии. Потенциал развития познавательной деятельности при ЗПР достаточно высок, есть возможность нивелировать все нарушения. Все необходимые знания из этой сферы можно получить на нашем курсе «Специальное дефектологическое образование» с присвоением квалификации «Дефектолог».
Выявить ЗПР у ребенка может только ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), специалисты проводят сбор анамнеза, анализируют полученную информацию, проводят нейропсихологические тесты, изучают речь ребенка, его медицинскую карту, исследуют его интеллектуальные процессы, эмоционально – волевые качества. Задержку психического развития могут диагностировать до 11-14 лет (за рубежом этот срок еще меньше – до пяти лет ребенка). Затем этот диагноз может быть пересмотрен в сторону другого диагноза – умственная отсталость. У детей с ЗПР в большинстве случаев наблюдаются сопутствующие психопатологии – нарушение речи, негативизм и т. д. Это ограничивает специалистов в выборе психологических тестов при диагностике. Затрудняют сам процесс диагностики и возрастные ограничения при использовании тестов.
Плати частями – новый сервис, позволяющий разделить оплату за товар на равные части. Первая часть списывается сразу, оставшиеся платежи через каждые 2 недели или месяц при выборе 4 или 6 месяцев оплаты.
Преимущества сервиса:
Быстрое оформление, как при оплате картой
Никаких переплат и скрытых платежей
Для клиентов любых банков
Требования к клиенту
Гражданство РФ. Наличие дебетовой или кредитной карты. Возраст от 18 до 70 лет.
Как совершить покупку:
Отправьте заявку менеджеру
Вы получите ссылку на оплату от менеджера. Перейдите по ней - увидите график платежей с суммами
Выбираете нужный Вам срок рассрочки: 2 месяца (комиссия 5%), 4 месяца (комиссия 10%), 6 месяцев (комиссия 15%)
Введите номер телефона
Введите код из смс. Готово!
Сервис является проектом СберБанка. Подробные условия на platichastyami.ru
Введите капчу
Форма успешно отправлена
Запишитесь на курс или задайте вопрос
Ваша заявка принята
Мы проконсультируем вас бесплатно и подберём выгодную форму оплаты