В мозге обычного среднестатистического человека длина нейронных волокон (суммарная) составляет почти три миллиона километра. Ради интереса можете сравнить с длиной экватора, расстоянием от вашего города до Москвы или до Нижнего Новгорода, с любыми географическими точками. Благодаря работе нашего мозга мы можем создавать уникальные творения искусства, запоминать и хранить терабайты информации, ощущать запахи, проживать эмоции. Надо любить свой мозг, он может все!
Наш мозг постоянно учится, выстраивает новые нейронные связи, рушит старые – это касается не только детей, но и взрослых. Но иногда нейронные связи работают не так, как надо, а по какой-то своей запутанной схеме. Для того чтобы выстроить новые нейронные связи и помочь мозгу, нужен такой специалист, как нейропсихолог. Более подробно о его работе читайте в нашей статье.
Нейропсихолог работает с пациентами, у которых нарушены некоторые функции мозга. Для начала специалист выявляет, где именно нарушены «проводящие» связи, как это затронуло остальные психические процессы, а затем находит «обходные» пути для работы мозга.
Нейропсихолог может заниматься, как и с взрослыми людьми, так и с детьми. В статье мы более подробно разберем работу именно детского нейропсихолога. В ведении нейропсихолога оказываются все высшие мозговые функции – память, речь, мышление и др. Все это изучается с опорой на то, как должен развиваться человеческий мозг, как созревают его структуры – как ребенок запоминает, ориентируется в пространстве, насколько он может сконцентрироваться и многое другое.
Есть биологические законы, по которым развивается головной мозг. Зная эти механизмы, нейропсихологии могут давать прогнозы на зону ближайшего развития ребенка, понять причины существующих трудностей в учебе или общении и разработать программу коррекции этих трудностей и нарушений в развитии.
Причины, по которым познавательные функции «несут потери», могут быть различными – патологии беременности, заболевания в раннем возрасте, травмы, врожденные нарушения, болезни нервной системы и т. д.
Когнитивные функции ребенка и взрослого отличаются между собой. Это обстоятельство влияет на коррекционные программы, по которым работают детские и взрослые нейропсихологии. Мозг взрослого человека уже «созрел», специалист диагностирует нарушения, помогает восстановить утраченные функции, корректирует слабые стороны мозговой деятельности. Мозг ребенка пластичен, активно развивается, специалист помогает активизировать психическую деятельность, стимулирует развитие психических функций, благодаря чему, лучше созревают и другие отделы головного мозга.
Детский нейропсихолог занимается с детьми в возрасте от одного года (и раньше) до двенадцати лет. Какие именно психические функции он будет оценивать – зависит от возраста ребенка. Например, до семи лет мозг ребенка развивается через двигательную активность. И уже за ней, как вагончики, тянутся остальные сферы развития – мышление, речь, координация и др. Чаще всего родители обращаются к детскому нейропсихологу, когда ребенок переходит во второй класс.
Уже на втором году обучения у детей появляется много информации и знаний, которые нужно усвоить. Родители или педагог могут увидеть, что у ребенка возникают трудности. Но эти трудности могут носить единичный характер, быть вполне естественными, а могут быть и систематичными. Именно такие систематические трудности, которые ребенок никак не может преодолеть, требуют вмешательства детского нейропсихолога.
Можно выделить группу признаков, которые могут подсказать, что у ребенка есть трудности:
страдает психомоторное развитие – неловкость, неуклюжесть, потеря равновесия, неопрятность, неряшливость. Родители могут обратить внимание на проблемы с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, проблемы с лепкой, вырезанием;
страдает концентрация внимания, трудоспособность ребенка – быстро устает, не может спокойно усидеть в одной позе, рассеян или гипервозбудим;
страдает самоорганизация и самоконтроль – ребенок может долго одеваться, забывать или терять вещи, не может планировать свою деятельность, нуждается в организаторе – взрослом;
ребенок имеет проблемы с письмом, чтением, счетом.
Нейропсихолог занимается не только диагностикой и коррекцией нарушений, но могут проводить профилактическую работу по предотвращению появления трудностей в учебе.
Диагностические методы нейропсихолога состоят из набора определенных заданий. По результатам выполнения можно оценивать развитие высших психических функций, выявить слабые и сильные стороны. И с учетом полученных знаний выстроить учебный процесс. Диагностика может быть следящей, когда специалист наблюдает за ребенком, обращая внимания на то, как он двигается, сидит, выполняет задания, насколько умеет он самостоятельно работать и многое другое. Групповая диагностика помогает лучше понять и изучить детский коллектив, индивидуальная диагностика проводится по запросу родителей, воспитателей или педагогов.
По результатам диагностики нейропсихолог составляет программу коррекции. Как правило, в программу коррекции входят двигательные упражнения (в игровой форме) и когнитивные упражнения.
Работа нейропсихолога очень важна для ребенка, особенно для тех, кто собирается пойти в первый класс. Совместная работа с родителями, педагогами, может оказывать эффективное влияние на успеваемость и развитие ученика. Поэтому нейропсихологии сейчас востребованы на рынке труда, такие специалисты могут работать не только штатно, но и оказывать частные, индивидуальные услуги. Для этого нужно пройти курс профессиональной переподготовки, получить необходимые знания и успешно применять их на практике - «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»
Ждем вас на наших курсах!
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных