№
Наименование дисциплин
Нормативно-правовой раздел
1
Основы законодательства в сфере специального (дефектологического) образования
20
16
2
2
З
1.1
Законодательство в сфере обучения детей с ОВЗ
1.2
Материально-техническое и финансовое обеспечение внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1.3
Требования к организации временного режима обучения
1.4
Программно-методическое обеспечение внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1.5
Особенности организации образовательной деятельности
Раздел общепрофессиональных дисциплин
2
Дошкольная педагогика и психология
40
32
2
6
ДЗ
2.1
Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики
2.2
Дошкольное детство
2.3
Психологические особенности детей дошкольного возраста
2.4
Развитие и обучение детей дошкольного возраста
3
Инклюзивная практика в дошкольном образовании
42
32
2
8
З
3.1
Интеграция и инклюзия в образовании
3.2
Особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
3.3
Инклюзивная практика в ДОУ как инновационная педагогическая деятельность
3.4
Структурные подразделения ДОУ, реализующие инклюзивную практику
3.5
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
4
Образовательная программа дошкольного образования. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
39
33
2
4
З
4.1
Основная образовательная программа дошкольного образования. Требования к структуре и условиям реализации в условиях введения ФГОС ДО
4.2
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования. Формирование инфраструктуры ДОО в целях реализации программы
4.3
Комплексные и парциальные образовательные программы дошкольного образования
5
Специальная (коррекционная) педагогика
38
30
2
6
ДЗ
5.1
Коррекционная педагогика как научное понятие
5.2
Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
5.3
Коррекционно-педагогическая деятельность
5.4
Формы организации коррекционно-развивающего обучения
5.5
Компенсирующая направленность коррекционной деятельности
5.6
Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности, ошибки психодиагностики
5.7
Основы сурдопедагогики, тифлопедагогики, ортопедагогики и олигофренопедагогики
6
Специальная психология
58
36
4
18
З
6.1
Специальная психология
6.2
Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности
6.3
Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии
6.4
Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
6.5
Психологические особенности детей с нарушением зрения и речи
6.6
Нарушения интеллектуального развития (олигофренопсихология)
6.7
Психологические особенности детей с комбинированными нарушениями
7
Основы дефектологии
46
40
2
4
ДЗ
7.1
Историко-теоретические основы дефектологии
7.2
Особенности воспитания и обучения детей с умственной отсталостью
7.3
Особенности воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
7.4
Особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями и детским церебральным параличом
7.5
Организация специального образования
7.6
Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития
7.7
Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии
7.8
Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития
8
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
34
28
2
4
ДЗ
8.1
Анатомия и физиология зрительного анализатора
8.2
Патология зрительного анализатора
8.3
Анатомия и физиология слухового анализатора
8.4
Патология слухового анализатора
8.5
Анатомия речевого аппарата
8.6
Физиология органов речи
8.7
Патология органов речи
9
Психология лиц с нарушениями речи (логопсихология)
29
23
2
4
З
9.1
Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) как наука
9.2
Этиология нарушений речи
9.3
Классификация нарушений речи
9.4
Особенности познавательной сферы и деятельности детей с нарушениями речи
9.5
Особенности личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей с нарушениями речи
9.6
Психодиагностика, психологическая коррекция и профилактика при работе с детьми, имеющими нарушения речи
10
Специальная дошкольная педагогика
51
45
2
4
ДЗ
10.1
Общие вопросы специальной дошкольной педагогики
10.2
Этапы развития специальной дошкольной педагогики
10.3
Общие требования к организации и содержанию коррекционно-педагогического процесса
10.4
Технология специального образования
10.5
Организация специальной работы в ДОУ
10.6
Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
10.7
Нетрадиционные технологии коррекционной работы
Раздел специальных дисциплин
11
Введение в профессию «учитель-логопед»
26
22
2
2
З
11.1
Введение в профессию
11.2
Развитие отечественной логопедии. Теоретические основы, принципы, методы и значение логопедии
11.3
Основоположники отечественной логопедии
11.4
Взаимодействие логопеда с другими специалистами и родителями обучающихся
11.5
Работа учителя-логопеда с родителями
12
Развитие речи в норме и недоразвитие речи (Онтогенез и дизонтогенез речевого развития )
36
26
2
8
З
12.1
Онтогенез нормального речевого развития
12.2
Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи
12.3
Развитие лексической системы речи
12.4
Развитие грамматической стороны речи
12.5
Дизонтогенез речевого развития
12.6
Классификации речевых нарушений
13
Организация дифференциальной диагностики в логопедии
28
22
2
4
ДЗ
13.1
Диагностика нарушений речевого развития
13.2
Методы психолого-педагогической диагностики
13.3
Методические рекомендации по формированию заключения психолого-педагогической, логопедической диагностике
13.4
Психолого-педагогические характеристики детей с различными отклонениями в развитии
14
Дислалия. Недостатки звукопроизношения. Коррекция нарушений звукопроизношения
43
35
2
6
З
14.1
Нарушения речи
14.2
Классификация звуков русского языка. Нарушения и общие вопросы обследования звукопроизношения
14.3
Классификации речевых нарушений
14.4
Теоретические основы логопедического обследования
14.5
Дислалия. История исследований проблемы
14.6
Характеристика и разновидности дислалии
14.7
Виды и характеристики нарушения звуков
14.8
Индивидуальная и фронтальная логопедическая работа по преодолению дислалии у детей в различных типах образовательных учреждений
15
15.1
Теоретические основы исследования и история возникновения дизартрии
15.2
Физиологические основы дизартрических расстройств
15.3
Неврологические механизмы параличей. Общая классификация дизартрий
15.4
Характеристика форм дизартрии
15.5
Детская псевдобульбарная дизартрия
15.6
Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных речевых патологий. Логопедическое обследование детей с дизартрическими расстройствами
15.7
Логопедическая программа по коррекции дизартрии
16
Ринолалия. Коррекционная работа по исправлению последствий врожденных расщелин губы и нёба у детей и подростков
38
28
2
8
ДЗ
16.1
Ринолалия. Теоретические основы
16.2
Основные формы ринолалии. Медицинские приемы и методы лечения расщелины верхней губы и неба
16.3
Психическое и речевое развитие детей с ринолалией
16.4
Логопедическая работа при открытой врожденной ринолалии
16.5
Принципы и условия коррекционной работы при ринолалии
17
Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи
46
36
2
8
ДЗ
17.1
Алалия: определение, история исследования, механизмы нарушения и этиология
17.2
Классификация алалий
17.3
Симптоматика моторной алалии
17.4
Сенсорная алалия
17.5
Исследование познавательных процессов и методика обследования детей с алалией
17.6
Методика логопедической работы с безречевыми детьми
17.7
Методика логопедической работы с детьми при моторной алалии
18
Афазия. Коррекционно-логопедическая работа по восстановлению речевых и неречевых функций
50
40
2
8
ДЗ
18.1
Афазия. Виды афазии
18.2
Дифференциальная диагностика афазий
18.3
Восстановительная работа по восстановлению речи при афазии
18.4
Методики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией. Стимулирование понимания речи на слух
18.5
Восстановление понимания речи. Восстановление словаря
18.6
Растормаживание экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией
18.7
Предупреждение литеральных парафазий и аграмматизма типа «телеграфного стиля» у больных с моторной афазией
19
19.1
Определении патологии общего недоразвития речи
19.2
Обследование речи детей с ОНР
19.3
Методика коррекционно-педагогической работы при ОНР
19.4
Фонетико-фонематическое недоразвитие
19.5
Методика проведения речевого обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
20
Заикание. Коррекционная работа по нормализации темпо-ритмической организации речи
39
29
2
8
ДЗ
20.1
Заикание: определение понятия, исторические аспекты исследования
20.2
Этиология, патогенез и механизмы возникновения заикания
20.3
Клиническая картина заикания
20.4
Моторные и эмоционально-волевые сферы логопатов с заиканием. Теоретические основы преодоления заикания
20.5
Влияние логопедической ритмики на преодоление заикания
20.6
Обследование заикающегося
21
Нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия). Методики коррекционной работы по устранению нарушений
44
34
2
8
З
21.1
Определение дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма). Теоретические аспекты нарушений письменной речи
21.2
Механизм нарушения чтения и письма. Психологическое содержание процесса письма
21.3
Дисграфия: причины возникновения и классификация
21.4
Дислексия (нарушение чтения). Классификация дислексий и методика выявления
21.5
Принципы логопедической работы при дисграфии и дислексии
21.6
Вопросы лечения, лечебной педагогики и профилактики дислексии и дисграфии
21.7
Коррекция дисграфий
22
Методика развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи
21
17
2
2
ДЗ
22.1
Общие вопросы методики обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи
22.2
Формирование словарного запаса у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
22.3
Формирование грамматического строя речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
23
Содержание и формы логопедической работы по устранению нарушений чтения и письма
53
47
2
4
ДЗ
23.1
История и современное состояние проблемы расстройств письма и чтения у детей
23.2
Оценка навыков чтения и письма
23.3
Методика обследования процессов чтения и письма
23.4
Дифференциальная диагностика нарушений письма и чтения
23.5
Устранение фонематических дислексий
23.6
Устранение оптической, аграмматической и семантической дислексии
24
Методики обучения грамоте детей с нарушениями речи
18
14
2
2
З
24.1
Готовность к чтению и психология усвоения чтения
24.2
Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
24.3
Этапы обучения грамоте детей с нарушением речи
25
Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно-педагогической работы
52
28
2
22
З
25.1
Теоретические аспекты логокоррекционной работы
25.2
Требования программы воспитания и обучения в детском саду к культуре речи детей
25.3
Индивидуальная форма логопедической работы
25.4
Фронтальная форма логопедической работы
Раздел дисциплин дополнительной специализации
26
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ЗПР и с нарушением интеллекта (олигофренопедагогика)
106
96
4
6
ДЗ
26.1
Предмет и методы дошкольной олигофренопедагогики
26.2
Клиника, этиология и классификация умственной отсталости
26.3
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (умственно отсталых)
26.4
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития умственно отсталых детей
26.5
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
26.6
Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития
26.7
Методические принципы подхода к обучению
26.8
Формирование способов усвоения общественного опыта у детей с нарушениями интеллекта
26.9
Физическое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта
26.10
Умственное воспитание умственно отсталых детей
26.11
Формирование деятельности детей с умственной отсталостью
26.12
Формирование основ личности ребенка с нарушением интеллекта
26.13
Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе
27
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения (тифлопедагогика)
80
70
4
6
ДЗ
27.1
Предмет и задачи тифлопедагогики. Основы коррекционной работы с детьми
27.2
Анатомия, физиология и функциональные возможности зрительного анализатора
27.3
Основы психического развития детей с нарушением зрения (часть 1)
27.4
Основы психического развития детей с нарушением зрения (часть 2)
27.5
Основы тифлографики
27.6
Техника плоского письма по системе Гебольда
27.7
Техника плоского письма скорописью
27.8
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
27.9
Условия воспитания и обучения детей с нарушениями зрения
27.10
Специальные коррекционные занятия
28
Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха (сурдопедагогика)
85
75
4
6
ДЗ
28.1
Общие вопросы сурдопедагогики
28.2
Классификация нарушений слуха. Слухотехнические средства коррекции нарушенной слуховой функции
28.3
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Диагностика нарушений слуха
28.4
Особенности личности, эмоционально-волевой сферы и общения детей с нарушениями слуха
28.5
Особенности познавательной сферы и деятельности детей с нарушениями слуха
28.6
Задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом
28.7
Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха
28.8
Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
28.9
Развитие детей с нарушением слуха в процессе воспитания и обучения
28.10
Условия интегрированного обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
28.11
Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе
29
Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
54
46
2
6
З
29.1
Понятие о синдроме раннего детского аутизма (РДА) и его классификация
29.2
Первый этап. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с РДА по социально-бытовой адаптации
29.3
Развитие речи детей с РДА
29.4
Развитие предметно-манипулятивной деятельности
29.5
Второй этап. Формирование разнообразных видов самообслуживающего труда
29.6
Проблемы обучения аутичных детей
30
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
61
53
2
6
З
30.1
Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата
30.2
Психофизиологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
30.3
Особенности развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
30.4
Коррекционная работа при ДЦП с детьми дошкольного возраста
30.5
Основные подходы к педагогической реабилитации дошкольников с ДЦП в условиях инклюзивного образования
30.6
Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
31
Воспитание и обучение детей с тяжелыми поражениями речи и слуха
37
29
2
6
ДЗ
31.1
Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
31.2
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС
31.3
Организация работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ
31.4
Дактильная речь глухонемого ребенка
31.5
Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
31.6
Обучение произношению глухих и слабослышащих детей
32
Диагностика детей с ОВЗ. Деятельность медико-психолого-педагогической комиссии
34
26
2
6
З
32.1
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья
32.2
Методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья
32.3
Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах
32.4
Психолого-педагогическая диагностика детей с различными нарушениями развития
33
Организация взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в ДОО (ДОУ)
33
27
2
4
З
33.1
Участники образовательного процесса
33.2
Сопровождение родителей детей с ОВЗ
33.3
Организация взаимодействия с родителями дошкольников с общим недоразвитием речи
33.4
Работа педагога-дефектолога с родителями в группах кратковременного пребывания