Если говорить терминами, то супервизия — это процесс работы психолога-супервизанта с коллегой-супервизором, в рамках которой первый получает всестороннюю поддержку, растет профессионально и достигает большей эффективности в консультировании клиентов.
Почему важна именно супервизия для психологов, когда можно просто сходить к коллеге в качестве клиента? Дело в том, что супервизия, в отличие от обычной терапии, рассматривает психолога как специалиста и профессионала, а не как просто человека с какой-то проблемой. Индивидуальная терапия поможет личностному развитию, а супервизия затрагивает еще и профессиональную область, выявляет провалы и слабые стороны, позволяет их заполнить и усилить, что делает практику значительно эффективнее.
Клиент в процессе терапии порой обрушивает на специалиста море своих чувств, эмоций, переживаний, которые психологу нужно контейнировать, не выходя из позиции наблюдателя. Такое наполнение иногда ставит в тупик и выводит из баланса даже опытных профессионалов, что уж говорить о новичках. Супервизия помогает совместно прожить эти ощущения, осмыслить сложные моменты в терапевтической работе, восстановить уверенность в собственных силах и компетентности и выровнять психологические «весы», на одной чаше которых лежат гибкость и отзывчивость к клиенту, а на другой — устойчивость к вспышкам страстей и эмоций.
Рассматривают 3 основных модели супервизии:
Специфическая ориентация. Терапевт проходит супервизию у специалиста, который работает в таком же направлении психологии, но имеет больше знаний и практического опыта консультирования клиентов.
Интегративная. Это самая универсальная и распространенная модель, которая базируется на стратегии и тактике терапевтического контакта. Она концентрируется на разных моментах: самом процессе контакта, структуре отдельной сессии и всего курса терапии в целом, информированном согласии, соответствии цели терапии и выбранных для этого методов и техник, избранных объектах терапии (симптомах, личности клиента, межличностных отношениях и т. д.), общей результативности процесса.
Эволюционная. Эта модель рассматривает профессиональный рост специалиста как непрерывный процесс. Чем глубже психолог развивается, тем в большем количестве сфер он может применить свои качества. Для супервизии выделяют 8 зон развития, от профессиональной этики до компетентности в навыках.
Супервизия в консультировании делится на разные виды, и эти виды различаются в зависимости от того, в какой форме, формате и на каком уровне проходит процесс. Все они предназначены для психологов с разным опытом работы, имеют свои задачи.
По форме выделяют три вида:
Очная. Супервизор наблюдает за работой супервизанта непосредственно в ходе консультации с клиентом. А вот комментарии и рекомендации наставник может давать как во время сессии, так и сразу после ее завершения.
Заочная. Супервизор уже не присутствует лично, психолог-супервизант приходит к нему на консультацию и рассказывает о своей работе, сложных моментах, задает вопросы. Супервизант также может принести с собой необходимые для анализа материалы в любом формате: в виде письменных или аудиозаписей, видео.
Очно-заочная. Этот вид супервизии чаще всего используется в системной семейной психотерапии. Супервизор, один или с группой, не присутствует непосредственно в кабинете, а наблюдает за ходом сессии через зеркальное стекло. Что не мешает супервизанту проконсультироваться с коллегами во время работы.
По формату супервизия может быть:
Индивидуальная — когда супервизор и супевизант работают наедине, обсуждают отдельный случай из практики.
Групповая — в супервизии участвуют один супервизор и несколько психологов. Это может быть общая дискуссия по типу круглого стола, где участники обмениваются опытом, обсуждают схожие ситуации из практики, пополняют свой пул инструментов новыми техниками, ловят инсайты. Второй вариант групповой супервизии — два психолога проводят тренировочную сессию друг с другом под наблюдением супервизора, а потом разбирают сложные и интересные моменты.
Офлайн — когда супервизант и супервизор общаются в реальности.
Онлайн — супервизия проходит дистанционно по Скайпу, Зуму и с помощью других интернет-технологий.
В зависимости от опыта супервизанта будет различаться и уровень супервизии:
Базовая или обучающая супервизия — подходит для начинающих психологов. Некоторые опасаются супервизии, но она точно не является видом «надзора». Скорее, это помогающая практика, в ходе которой новичок-супервизант обретает уверенность в собственных силах, находит точки профессионального роста.
Сертификационная супервизия — нужна опытным психологам, которые испытывают определенные сложности в работе, хотят их проанализировать, чтобы понять, где они могут ошибаться и как эти ошибки устранить.
Один психолог, в зависимости от своих целей, может проходить разные виды супервизий, чтобы достичь максимального результата.
К сожалению, далеко не все психологи систематически проходят супервизию. Хотя она играет важную роль и многое дает специалисту. Что именно?
Позволяет глубже понимать клиента и его запрос, быстрее докапываться до корня проблемы.
Помогает психологу осознать свое отношение к ситуации клиента, понять личные оценки и реакции, которые могут мешать эффективной работе.
Помогает проанализировать взаимоотношения, как между супервизором и супервизантом, так и между специалистом и клиентом.
Учит оценивать, насколько эффективна работа, выбранные техники и инструменты как в конкретном случае, так и в целом.
Помогает выстроить правильную структуру сессии и всего курса, наладить профессиональные, этичные взаимоотношения терапевта и клиента.
Главное в супервизии — это ее наличие и периодичность. Психолог, участвующий в таких сессиях, быстрее и качественней растет в профессиональном, а следовательно — и финансовом планах.
Сеанс групповой супервизии включает от 6 до 10 активных участников, которые обсуждают методы, техники и инструменты терапии, структуру сессии и стратегии работы с клиентом. Обычно в ходе одной сессии разбирают случай одного из участников группы, делятся мнениями и мыслями, предлагают разные варианты решений. На следующей встрече происходит разбор кейса уже другого психолога. Нужно отметить, что группа коллег может присутствовать и на индивидуальной супервизии, особенно, когда речь идет о практическом обучении будущих специалистов. Разница в том, что в этом случае другие психологи не обсуждают работу супервизанта, а просто присутствуют в качестве наблюдателей. Обратную связь они дают уже после консультации.
В ходе индивидуальной супервизии психолог выбирает случай из своей практики либо формирует запрос относительно практических аспектов терапии. Именно это он и разбирает с супервизором. Роль супервизора — не раскрыть все тайны и дать правильный ответ, а направить на его поиски супервизанта, помочь осознать реакции переноса и контрпереноса, увидеть клиентскую ситуацию и осознать себя в ней со стороны.
Супервизор — такой же психолог, который прошел повышение квалификации или профпереподготовку по супервизии. Это не значит, что он — бог психологии, просто это человек, который обладает достаточным опытом и может свежим взглядом посмотреть на проблему, помочь найти неожиданное решение.
Супервизор должен:
иметь диплом по супервизии;
работать в том же направлении, что и супервизант;
быть гибким, эмпатичным, понимающим;
вызывать доверие, располагать к себе;
придерживаться этических принципов, уважать супервизантов как коллег, специалистов и личностей.
Обучение супервизии психологов проводит и наша академия. Каждый психолог, обладая достаточным опытом, может сам начать работать в этом направлении, нужно лишь пройти курс профессиональной переподготовки и получить диплом.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных