Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок был особенным – обладал незаурядными умственными способностями, с легкостью усваивал школьную программу, свободно говорил на нескольких иностранных языках и вызывал всеобщий восторг виртуозной игрой на фортепиано или скрипке. Талант – это дар, который важно вовремя обнаружить и развить. Правда, одаренность не всегда бывает в радость. Маленькие гении вовсе не белые и пушистые. Многие из них отличаются буйным нравом, любят демонстрировать собственное превосходство и отказываются ходить в школу.
Одаренные дети – это дети, которые отличаются от своих сверстников более высоким уровнем умственного развития, обладают феноменальными интеллектуальными или творческими способностями. Это маленькие любознательные исследователи, которые активно познают мир и стремятся к саморазвитию.
Степень одаренности, ее качественное своеобразие, по мнению многих психологов, определяются и природными задатками, которые малыш получил в наследство от родителей, и социокультурной средой, в которой он растет, и его деятельностью – игровой, учебной, трудовой. Причем важны не только те знания и умения, которые уже есть у ребенка в багаже, но и его потенциальные возможности. Поэтому в категорию одаренных психологи включают не только пару процентов вундеркиндов (от немецкого Wunder – чудо, Kind – ребенок), но и до 20 процентов детей с оригинальным мышлением, высокой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами, для полного раскрытия которых необходимы особые условия обучения.
Наиболее сензитивный период для проявления и развития одаренности – от 0 до 10 лет. По данным исследований, в возрасте с 3-4 и до 7 лет ребенок находится словно витязь на распутье – он осознает свои умственные возможности и «выбирает» направление: налево пойдешь – вундеркиндом будешь, направо пойдешь – неспособным станешь, прямо пойдешь – ждет тебя жизнь самого обычного ребенка.
Вильям Штерн, немецкий психолог и философ, один из пионеров психологии личности и дифференциальной психологии, различал реактивную и спонтанную одаренность. Реактивно одаренным малышам необходимы внешние стимулы, они предпочитают практическую деятельность. Дети со спонтанной одаренностью – интеллектуалы, которым ближе теоретическая деятельность.
Кстати, одаренность – вовсе не гарантия хорошей успеваемости. Нередко незаурядные способности и богатый потенциал сочетаются с нарушением внимания, дисграфией, дислексией и другими проблемами.
С самого раннего возраста одаренные дети отличаются от своих ровесников. Эта непохожесть проявляется во всех сферах:
Развитая речь. Навыками говорения, чтения, письма одаренные малыши овладевают раньше, чем их сверстники. Многие увлеченно читают энциклопедии, словари, занимаются словотворчеством, поэтому их лексикон, как и сложные синтаксические конструкции, впечатляет и помогает говорить по-взрослому, четко излагая свои мысли.
Хорошая память. Ребенок с легкостью запоминает стихи, песенки, интересные факты, накапливает большие объемы информации, активно ей пользуется.
Высокая концентрация внимания. Маленький гений может подолгу заниматься каким-то одним делом, способен глубоко погружаться в задачу, воспринимать сложную информацию.
Гибкое подвижное мышление. Чудо-ребенок способен генерировать огромное количество идей, находить нестандартные пути решения задачи, выстраивать ассоциативные связи.
Познавательный интерес. Одаренные дети, независимо от пола, возраста, характера и темперамента, стремятся открыть для себя что-то новое, докопаться до сути. Их мозг постоянно требует умственной нагрузки. Несмотря на юный возраст, они могут фокусироваться на нескольких процессах одновременно, исследовать, как устроен тот или иной предмет.
Одаренные дети умеют мыслить логически, рассуждать, анализировать и синтезировать информацию, переструктурировать ее, прогнозировать развитие событий, оценивать действия, мысли, поступки – свои и других людей.
Перфекционизм. Одаренные малыши очень требовательно относятся к себе, к тому, что делают и что получается в результате этой деятельности, переживают, если все складывается не так, как они планировали, боятся совершить ошибку.
Лидерские качества. Чудо-дети доминируют в играх, совместных делах, межличностных отношениях. Они чувствуют уверенность в себе, проявляют инициативу в общении, легко находят общий язык и с детьми, и со взрослыми.
Обостренное чувство справедливости. Причем проявляется оно очень рано.
Социальная автономность. Неординарные маленькие личности стремятся отстаивать свою точку зрения, поступать по-своему, действовать не так, как все, необычным образом, противостоять мнению большинства.
Соревновательность. Одаренные дети стремятся превзойти своих сверстников, подтвердить свои исключительные способности и возможности, укрепить уверенность в своих силах. В таком соревновании они учатся не только выигрывать, но и проигрывать. Опыт поражений закаляет характер, помогает стойко переживать неприятные моменты.
Повышенная восприимчивость. Малыши могут видеть и выявлять проблемы, которые для других остаются незамеченными, чувствуют, когда вокруг них возникает напряжение.
Маленькие умники нередко обладают развитым чувством юмора, любят игру слов. У них богатая фантазия, широкий круг интересов. Это очень целеустремленные ребята.
Повышенная электрическая и биохимическая активность мозга.
Высокий энергетический потенциал.
Продолжительность сна меньше, чем у обычных детей их возраста.
Не очень хорошо развита тонкая моторика: решать математические задачки ребенку намного проще, чем что-то вырезать, клеить.
У детей до 8 лет может быть нестабильное зрение – им бывает трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
Одаренные дети очень активны, постоянно чем-то заняты.
Они могут одновременно искать ответ сразу на несколько непростых вопросов, даже если решение им пока не по зубам.
Они способны занимать сами себя – им не нужен партнер в исследованиях и поисках.
Академическая. Юные «академики» внимательны, отличаются хорошей памятью и живостью мышления. Им легко дается усвоение школьного материала, поэтому учеба приносит удовольствие. Именно их фото можно увидеть на школьной доске почета. Правда, когда учеба завершена, таким детям бывает трудно адаптироваться к новой реальности.
Интеллектуальная. Высокий IQ, критическое мышление, повышенная концентрация внимания, наблюдательность, превосходные аналитические способности – все это особенности одаренных детей «интеллектуальной направленности». Представители этой «группы» нередко бывают любимчиками учителей. Они легко запоминают материал, хорошо учатся, но, как правило, успевают по каким-то определенным предметам – например, гуманитарным или математическим.
Креативная. «Креативщики» – неординарные натуры со своим необычным взглядом на мир. У них нестандартное мышление и богатая фантазия. Им не просто уживаться как со сверстниками, так и с учителями. Школьная программа не дает им проявлять свои способности и возможности в полной мере, что нередко приводит к проблемам с учебой. Креативная одаренность – особенность будущих ученых, изобретателей или модельеров. Сюда же относятся творчески одаренные дети – будущие музыканты, художники, поэты, танцовщики или актеры.
Лидерская (или социальная). Основные черты такого типа одаренности – врожденный эмоциональный интеллект, эмпатия, хорошо развитая интуиция. Это харизматичные ребята, которые быстро находят общий язык с людьми самого разного возраста, с легкостью берут на себя ответственность, обладают хорошими организаторскими способностями, умеют руководить, только вот мотивация к учебе у них невысока.
Психомоторная. Таким чудо-детям свойственна повышенная двигательная активность, стремление к овладению сложно координированными движениями, хорошее физическое развитие. Они способны воспроизводить ритм, высокий темп движений, сохранять их точность при передвижении в пространстве. С раннего возраста таких малышей привлекают подвижные игры, спорт.
Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются.
«Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий.
Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения.
Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому.
Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, у них более серьезные увлечения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается и дружит со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.
Повышенная потребность во внимании взрослых. Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии. Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами.
Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет.
Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать.
Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?
Одаренность – это особенность психики, благодаря которой человек может достичь феноменальных результатов по сравнению с другими людьми. Важно эту исключительность обнаружить и помочь ребенку ее развить.
Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие. Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:
Обращаться за помощью к специалистам – психологу, тьютору, которые помогут подобрать оптимальную программу развития.
Пробовать разное. Занятия в секциях и кружках помогут развить способности малыша, познакомить его с единомышленниками.
Не оказывать давления, не заставлять, не требовать моментального успеха. Малыш с абсолютным слухом может ненавидеть музыку и мечтать о карьере хоккеиста. Завышенные требования и ожидания родителей могут закончиться синдромом отличника и неудачами в личной жизни.
Не зацикливаться на чем-то одном. Развитие должно быть гармоничным – интеллектуальным, физическим, эмоциональным и социальным.
Найти друзей по интересам. Вундеркиндам бывает нелегко дружить со сверстниками – слишком велика разница в интеллектуальном развитии, увлечениях, приоритетах. Важно, чтобы у юного гения была возможность общаться с ребятами своего уровня, которым были бы близки его интересы, понятен его образ мыслей.
Выработать иммунитет от неудач. Юные дарования, как правило, очень требовательны к себе, самокритичны. Любой промах, любую ошибку переживают остро. Чтобы подготовить малыша к подобным «уколам судьбы», стоит ставить перед ними задачи посложнее, которые не получится решить с первой, второй, пятой попытки.
Хвалить, но дозированно. Чтобы уверенность в собственном превосходстве не обернулась в какой-то момент против ребенка, не надо бесконечно петь ему хвалебные оды и постоянно акцентировать внимание на его исключительности.
Без специальной психологической и педагогической подготовки работать с юными гениями непросто. Обучение по стандартной, общей для всех школьной программе может демотивировать одаренных ребят, вынудить их скрывать, не афишировать свои исключительные способности, которые не вписываются в общепринятые нормы, приемлемые шаблоны, а значит, могут раздражать и детей, и взрослых.
Педагогам важно учитывать личностные особенности и потребности юного дарования. Поможет в этом:
индивидуализация и дифференциация обучения;
разнообразные внеурочные занятия;
эмоциональная поддержка юного гения;
создание условий для самостоятельной работы одаренного ученика;
объективная оценка его собственных достижений, без сравнения с другими, менее талантливыми детьми;
свободный выбор дополнительных образовательных услуг;
работа в небольших группах;
проектная деятельность, которая задействует разные способности ребят, пробуждает интерес, развивает;
уважение к личности маленького умника и терпимость по отношению к нему.
Несмотря на свою самостоятельность и стремление к независимости, одаренный ребенок нуждается в поддержке взрослых – и родителей, и учителей, и старших товарищей. Незаурядные способности необходимо развивать, «удобрять», направлять в правильное русло. При этом родителям юного дарования важно любить своего ребенка таким, какой он есть. Даже если с возрастом маленький гений растеряет свою незаурядность и превратится в обычного человека.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных