Адаптация ребенка в новом коллективе

Как помочь ребенку влиться в новый коллектив?

Советы по адаптации ребенка в коллективе


Ситуация, когда приходится приспосабливаться к незнакомым условиям и людям, знакома каждому из нас. Взрослый человек имеет значительный жизненный опыт, но и то не всегда легко вливается в новый коллектив. Для ребенка это тем более серьезный стресс. Новая школа или перевод в другой класс могут обернуться для него настоящей трагедией. Фразы «Второй «А» класс – последняя дверь по коридору» – будет недостаточно!

Сегодня мы расскажем, как помочь малышу быстро адаптироваться к новым условиям и избежать возможных стрессов.


Адаптационный период

Советы по адаптации ребенка в коллективе


Ребенок, который в первый раз отправляется в детский сад, на занятия в спортивную или творческую секцию, в новую школу, неизбежно проходит период адаптации (время, за которое малыш привыкает к незнакомой обстановке, коллективу, учителям). Такой переход связан с переменами и требует от ребенка быстро и адекватно отреагировать на новую среду и подстроиться под нее.

Если ребенок не справляется с адаптацией, это может привести к нарушению его эмоционального состояния и к замедлению темпа развития. В худшем случае малыша могут не принять в коллектив, он станет изгоем, что приведет к психологической травме. Поэтому близкие люди должны помочь крохе в этот непростой период.

Особенно тяжело на этапе адаптации приходится детям:

  • с ОВЗ, которые нуждаются в индивидуальном подходе;

  • с различными нарушениями поведения (гиперактивность, склонность к манипулированию, повышенная тревожность или капризность);

  • пришедшим впервые в детский сад в кризисном возрасте трех лет;

  • никогда не посещавшим дошкольное учреждение;

  • сильно привязанным к значимому взрослому или к условиям проживания.

Обычно адаптационный период длится от двух недель до двух месяцев. Если за это время малыш не привык к новым условиям, следует показать его психологу.


Переживания малыша в период адаптации

Советы по адаптации ребенка в коллективе


Часто, попав в незнакомый коллектив, малыши эмоционально напряжены, беспокойны или заторможены.

В адаптационный период родители замечают, что дети:

  • часто плачут;

  • стремятся больше контактировать с близкими взрослыми (или, наоборот, предпочитают общению уединение в своей комнате);

  • выказывают настороженное отношение к своим сверстникам;

  • плохо спят, боятся темноты, видят кошмарные сны;

  • отказываются от приема пищи (на фоне повышенной тревожности еда может вызывать тошноту или рвоту);

  • пренебрегают правилами гигиены, становятся неопрятными (забывают умыться, причесаться, почистить зубы, не следят за чистотой одежды и личных вещей);

  • не проявляют познавательной активности;

  • становятся молчаливыми.

Если ребенка не поддержать, эти нарушения могут стать необратимыми и перейти в расстройства психики или сбои в развитии. Поэтому педагогам и родителям так важно соблюдать ряд рекомендаций психологов в адаптационный период.


Как действовать взрослым в период адаптации: 9 советов психологов

Советы по адаптации ребенка в коллективе


Как же помочь малышу быстро привыкнуть к незнакомым условиям и приобрести новых друзей?

  1. Начните соблюдать режим дня, даже если раньше вы этого не делали. Грамотно составленный распорядок дел, отдыха, прогулок и сна – это очень важный момент, который поможет ребенку сосредоточиться в определенные часы на новой информации и наладить психоэмоциональный фон.

  2. Не перегружайте малыша спортивными тренировками и секциями дополнительного образования, обязательно выделяйте достаточно времени на отдых.

  3. Необходимо помнить, что отношения учителя с новым учеником начинаются с отношений «родители-учитель». То есть, все просто – родители должны для начала подружиться с учителем, рассказать ему о сильных и слабых сторонах своего чада, предупредить, что малыш сильно волнуется, а потом сформировать авторитет учителя у ребенка.

  4. Договоритесь с учителем, чтобы самому представить новенького ученика классу, расскажите ребятам о вашей семье, увлечениях и достижениях.

  5. Не используйте с малышом оценочные выражения: «Что у тебя сегодня по математике?», «Ты хорошо себя ведешь на уроках?». Пока лучше интересоваться школьными делами более мягко и позитивно: «Какой урок тебе сегодня понравился больше всего?», «Расскажи, кто с кем дружит в классе?».

  6. Во время школьной адаптации старайтесь создать дома максимально комфортную обстановку для ребенка. Отложите до более спокойных времен нравоучительные и воспитательные беседы, не обращайте пока внимание, если в комнате малыша разбросаны игрушки и царит беспорядок. Пусть в домашней обстановке на первый план выйдут любовь, ласка и восхищение ребенком.

  7. Не пренебрегайте совместными прогулками и чтением книг вслух.

  8. Побалуйте малыша лакомствами – купите тортик к чаю или приготовьте его самое любимое блюдо.

  9. Провожая кроху в школу, дайте ему с собой какой-то сувенир, напоминающий о вас или вашем совместном путешествии. Можно положить в школьный ранец записку со словами поддержки и любви или небольшой вкусный подарок.

Отдельно следует сказать о самостоятельности. Нужно понимать, что успех вряд ли придет к вашему малышу в новом коллективе, если до этого вы все делали за него – собирали портфель, следили за тем, какие учебники понадобятся сегодня, поддерживали в чистоте его одежду, заправляли кровать. 

Чтобы привить малышу ответственность и приучить к самостоятельности, для начала посмотрите вместе на эту тему какой-нибудь мультфильм и обсудите его содержание. После этого можно поручить ребенку одно-два несложных дела по дому, за которых именно он будет нести ответственность.

Простая статистика: детям, которых с дошкольного возраста родители приучили к самостоятельности, намного легче влиться в новый коллектив и стать в нем успешными и общительными.


Как определить, что адаптация к новому коллективу прошла успешно?

Советы по адаптации ребенка в коллективе


Если ребенок привык к новым условиям и освоился в коллективе, то он:

  • с удовольствием идет на занятия/тренировки;

  • рассказывает родителям, как прошел урок;

  • с нетерпением ждет следующего занятия;

  • легко включается в новые игры;

  • демонстрирует самостоятельность при выполнении уроков;

  • не боится своего учителя;

  • дружественно общается с одноклассниками.

Если все эти признаки присутствуют, и есть явное ощущение, что малыш комфортно чувствует себя в новом коллективе, можно предложить ему устроить с новыми друзьями и учителями совместное чаепитие или обед.

Помните, что каждый человек индивидуален и имеет свои темпы адаптации к новшествам, поэтому торопить малыша в такой ситуации не следует. Нужно набраться терпения, поверить в успех и всячески помогать и поддерживать маленького человека.


Все статьи

Отзывы о нас

ЦАППКК»
НАВЕРХ