Помните наши первые детские ссоры? «Я с ней больше не дружу – она отобрала мой совочек!», «Он сам виноват – разрушил мой город из песка!». Мы стали взрослыми, и темы наших конфликтов стали важнее и серьезней, а вот стиль и взаимные обвинения остались прежними.
Как научиться решать проблемы и не ругаться при этом? Как добиться в споре своего, сохранив взаимное уважение друг к другу? Наша статья – это инструкция для тех, кто больше не желает «сидеть в песочнице и разрушать чужие города».
Психологи советуют:
Не оттягивайте сложный или неприятный разговор надолго. Разговаривать и решать проблему все равно придется, а копить в себе негативные эмоции и долговременно волноваться вредно для психологического и физического здоровья.
Прежде чем начать важный разговор, попытайтесь заранее встать на место человека, с которым хотите побеседовать. Признайте, что у собеседника может быть своя точка зрения на эту ситуацию, свое мнение, на которые он имеет право точно так же, как и вы на свои.
Подумайте, чего именно вы хотите добиться в этом разговоре и какими способами. Позитивный способ предполагает большую вероятность успеха, потому что характеризуется вашим намерением поделиться своей точкой зрения и проявить интерес к точке зрения собеседника. Негативный подход – это попытка заставить оппонента безоговорочно принять вашу позицию.
Не готовьтесь к разговору слишком тщательно. Заранее придуманная стратегия и проигранные в голове варианты ответов и вопросов могут все испортить. И вместо конструктивного диалога вы будете стараться вспомнить заготовленные фразы.
Используйте простые правила:
Не позволяйте себе как обвинять, так и защищаться – эти действия уведут от сути вопроса и только усугубят конфликт.
Не отвлекайтесь, сосредоточьте внимание на себе, собеседнике и вашей проблеме. Внимательно слушайте, чтобы использовать все сказанное вами для общей пользы.
Уважайте собеседника и не перебивайте его, дайте ему высказать свою позицию.
Задавайте вопросы, спрашивайте мнение собеседника.
Не жалуйтесь, а прямолинейно и четко озвучьте, чего вы хотите от человека. Если он на что-то жалуется, так же прямо спросите, чего именно он хочет от вас. Конкретные вопросы обсуждать намного легче, чем абстрактные.
Не перечисляйте ошибки оппонента, лучше расскажите, какое влияние они оказали на вас и ваши чувства.
Не осуждайте и не делайте скорых выводов – эти действия как бы замораживают человеческую психику, не дают увидеть какое-то новое, неожиданное решение, которое, возможно, устроит обоих и исчерпает конфликт.
Говорите четко, не используйте ненужные отступления.
Когда ссора в разгаре, то эмоции плохо поддаются контролю. Но даже в такие острые моменты важно помнить о двух вещах: о самой теме вопроса и о том, как не дать злости взять верх над ситуацией, пока кто-нибудь из вас не выкрикнет те слова, которые могут окончательно испортить отношения.
Лучшим выходом в этой ситуации будет прекратить ссору, иначе дальнейший разговор станет невозможным, перейдет во взаимные обвинения, и решения конфликта не случится.
Как остановиться и перестать ссориться?
Возьмите паузу. Даже пара минут перерыва поможет остыть и вновь обрести энергию. За это время лучше всего подумать о хороших моментах в ваших отношениях и о положительных качествах спорщика. Ваше вновь обретенное спокойствие после перерыва поможет и собеседнику остыть.
Посочувствуйте. Вашему оппоненту тоже тяжело, постарайтесь посмотреть на ситуацию его глазами, так вы сможете быстрее найти компромисс.
Ослабьте оборону, даже если ощущаете свою правоту. Это заставит и партнера пересмотреть свой уровень защиты, и появится тогда шанс спокойно поговорить и прийти к обоюдному решению.
Пробуйте шутить над собой (но не над собеседником!). Легкий юмор снимет напряжение у вас обоих.
Физический контакт (дружеское прикосновение или объятия) напомнит, что вы любите и цените друг друга.
Назовите негативные эмоции вслух («Я знаю, что ты сейчас злишься», «Это печально, я тебе сочувствую»). Когда ощущения озвучены – о них можно говорить в более мирном ключе.
Сбавьте тон. Ласковый и спокойный голос способен свести на нет даже самый острый конфликт. Собеседник почувствует, что вы больше не желаете спорить, и тоже подстроится под спокойный тон разговора.
Если обоюдное решение так и не найдено, важно на следующий день коротко переговорить со своим собеседником, спросить о его самочувствии, уточнить, нет ли новой информации, мыслей, выводов по вашему вопросу.
Понятно, что разговор придется повторить. Можно спокойно сказать: «У меня сложилось ощущение, что вчера мне не удалось верно объяснить свое видение ситуации. У тебя есть время? Я постараюсь в этот раз быть максимально точным».
А вот и самый главный вопрос, который интересует большинство спорщиков! Так как же решать ситуации в свою пользу, да еще и не прибегая к ссоре:
Определите свои желания. Цель, которую вы хотите достичь при помощи разговора, должна быть логичной, конкретной и выполнимой. Честно ответьте себе на простые вопросы: «Для чего мне это нужно, что я приобрету в результате, хочу ли я этого?». Такой способ поможет выявить истинные причины ваших потребностей и понять: а так ли важно для вас выиграть этот спор?
Озвучивать свою позицию следует спокойным уверенным тоном, дружелюбно смотря при этом собеседнику в глаза. Злоба, напряжение, агрессия, крик должны быть исключены, если вы ждете от беседы положительных результатов.
Вежливость по отношению к собеседнику настроит его благожелательно и заставит искать конструктивный выход из ситуации, а не ругаться.
Здоровый юмор поможет разрядить обстановку.
Ни в коем случае не следует переносить свой негатив на личность собеседника.
Помните, доброжелательная обстановка и спокойная уверенная позиция заставят вашего оппонента войти в вашу ситуацию, прислушаться к вашему мнению и захотеть найти выход, который устроит вас обоих.
Мы постоянно публикуем новую
и интересную информацию, акции
и спец. предложения для наших
клиентов по подписке.
Оставьте Ваш e-mail и получите чек-лист
"ТОП-15 профессий, которые не устареют
никогда, останутся востребованными,
престижными и доходными!"
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных
*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных