Нетрадиционные техники рисования в детском саду | АППКК

техники изо

Изображение от pvproductions на Freepik

Креативность, умение мыслить проактивно и находить нестандартные решения – этого ждут сегодня от каждого человека. Эти ценные качества не берутся из воздуха и редко передаются по наследству. Это та база, которая закладывается в детстве и со временем усложняется и совершенствуется. 

Одним из эффективных средств для всестороннего развития ребенка – и особенно его творческих способностей – является изобразительная деятельность. Рисование – самый первый вид творчества, который осваивает человек и от которого получает удовольствие. Занятия изобразительной деятельностью развивают и непослушные ручки, и воображение, и зрительно-двигательную координацию. А если вместо традиционных карандашей и фломастеров в процесс включить необычные «инструменты», польза от рисования возрастет многократно. Поговорим об этом в нашей статье. 

Какова роль изобразительной деятельности в развитии ребенка

техники изо

Изображение от rawpixel.com на Freepik

Один из важных этапов становления личности маленького человека – его знакомство с культурой, искусством. Приобщение к этой сфере жизни начинается с самых первых неуверенных каракулей. Таким образом малыш пытается передать свои впечатления, эмоции, чувства по самому разному поводу. Ведь с рождения он только и делал, что наблюдал за тем, что происходит вокруг него: за мамой, за непонятными людьми и предметами, за своими руками и ногами, за любимой игрушкой или соседской собачкой на улице. Пришло время высказаться. Простой и наиболее доступный для крохи способ сделать это – нарисовать. Посредством своих рисунков ребенок не только общается со взрослыми, но и естественным образом развивается. 

Каким образом изобразительная деятельность влияет на формирование человека:

  • развивает так называемую ручную умелость – умение совершать руками какие-то бытовые действия, обслуживать себя, писать, рисовать, что-то конструировать, лепить, т. е. активно использовать руки по назначению;

  • способствует совершенствованию зрительно-моторной координации (помогает достичь согласованности зрительного восприятия и движений);

  • служит подготовительным этапом к овладению письмом;

  • развивает наблюдательность, умение рассматривать предметы со всех сторон, оценивать их форму, особенности строения, габариты, расположение элементов, цвет и т. д., анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • способствует развитию наглядно-образного мышления;

  • обогащает словарный запас и развивает речевые умения;

  • способствует сенсорному развитию;

  • развивает эмоционально-волевую сферу (например, учит концентрироваться на каком-то занятии, не отвлекаться);

  • учит прикладывать усилия, преодолевать трудности и добиваться результата;

  • развивает эстетический, художественный вкус, чувство формы, ритма, пропорции, чувство цвета.

В своих рисунках ребенок передает не только свои впечатления, но и выражает свое отношение к тому, что изображает. 

Цели и задачи применения нетрадиционных техник ИЗО

техники изо

Изображение от pressfoto на Freepik

Детство – время открытий, поэтому все новое и непонятное привлекает внимание подрастающего поколения, завораживает, пробуждает любопытство и естественное желание испытать это новое в деле. Выбирая нетрадиционные способы, материалы, инструменты для рисования (или скорее – изобразительной деятельности), педагоги преследуют такие цели, как:

  • развить у дошкольников творческие способности, воображение, умение фантазировать;

  • сформировать навыки и умения работать с необычными материалами, самостоятельно создавать что-то новое, оригинальное. 

В процессе реализации этих целей решаются следующие задачи:

  1. создать условия, располагающие к творчеству, самовыражению;

  2. заинтересовать ребят необычными техниками изобразительной деятельности и закрепить этот интерес, всячески его поддерживать;

  3. знакомить детей с нестандартными приемами рисования;

  4. постепенно, переходя от простого к сложному, развивать технику рисования, шлифовать навыки и умения;

  5. изобретать вместе с подопечными новые способы рисования;

  6. воспитывать в ребятах аккуратность, умение сосредоточиться, сфокусировать внимание;

  7. знакомить детей с различными видами искусства и таким образом развивать их представления о прекрасном;

  8. пробуждать и поддерживать интерес к экспериментам, поискам нестандартных решений;

  9. развивать художественный вкус, пространственное мышление, воображение;

  10. учить ребят стремиться к цели и достигать ее собственным трудом. 

Отсутствие строгих правил, рамок и запретов позволяет ребятам не бояться проявлять инициативу, раскрывать свой потенциал, придумывать собственные приемы и техники рисования, а, следовательно, дает возможность заслужить похвалу и испытать восторг от своих открытий и достижений. А это еще один шаг к адекватной самооценке и уверенности в собственных силах и способностях.

Что дает использование нетрадиционных способов рисования

техники изо

Изображение от Freepik

Итак, в рисунках, аппликациях, поделках ребенок выражает свои чувства, эмоции, демонстрирует свое отношение к тому или иному предмету, человеку, явлению окружающей действительности. И параллельно он развивается – расширяет свои познания, совершенствует свои навыки и умения, тренирует внимание, память, воображение, мыслительные способности, обогащает свой словарный запас – ведь он должен знать, как называется и какими свойствами и качествами обладает то, что он рисует. У каждого юного художника свое восприятие действительности, свои мысли по любому поводу. Не ограничивать полет фантазии рамками привычных способов рисования и традиционных инструментов (кисточек с красками, карандашей или фломастеров) позволяют нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Это может быть кляксография или рисование ладошками и пальчиками, раскрашивание камешков, создание коллажей или точечных рисунков – вариантов масса. 

Что же дает использование таких необычных приемов и методик в обучении: 

  • создает на занятиях особую атмосферу творчества и свободы – ведь строгие правила отменяются, инструментом для создания шедевров может быть что угодно;

  • раскрепощает юных художников, «отпускает» их творческие порывы;

  • привлекает и захватывает – прежде всего своей необычностью;

  • избавляет от страха сделать что-то неправильно, а значит – и от возможных условных «наказаний» за ошибку;

  • процесс создания чего-то нового вызывает целую гамму положительных чувств и эмоций;

  • позволяет избежать утомления, разочарования, скуки;

  • помогает подобрать к каждому творцу индивидуальный подход, учесть интересы, желания, предпочтения;

  • способствует интеллектуальному развитию;

  • помогает скорректировать какие-то моменты в поведении, психических процессах, личностной сфере;

  • способствует развитию пространственного и образного мышления;

  • благоприятно влияет на мелкую моторику;

  • придает уверенность в своих силах;

  • учит свободно выражать свои мысли, высказывать мнение, впечатления;

  • развивает любознательность;

  • воспитывает целеустремленность, настойчивость;

  • учит искать, экспериментировать, находить нестандартные решения;

  • знакомит с разнообразными материалами и учит их использовать в творчестве;

  • развивает цветовосприятие, чувство ритма, композиции;

  • учит различать объемы и фактуры и т. д. 


В каком возрасте какие техники ИЗО уместны

техники изо

Изображение от prostooleh на Freepik

Для каждого возраста необходимо выбирать техники, которые оптимально подходят для уровня развития детей – эмоционального, интеллектуального, физического. Это позволит избежать творческих неудач, сформировать определенные навыки и подготовить малыша к переходу на следующий этап. 

Разберемся, когда и какие нетрадиционные техники ИЗО пора включать в учебно-воспитательный процесс.

  • Младший дошкольный возраст (младшая группа)

техники изо

Изображение от user18526052 на Freepik

Рисование пальцами, ладошками, кулачком подойдет для самых маленьких художников. Кто сказал, что нужно рисовать только карандашом, фломастером или кисточкой? Ведь собственные пальчики намного послушнее – их удобнее использовать в качестве инструмента для рисования! 

Следующая простая и в то же время занимательная техника – оттиски «печатями», которые могут быть изготовлены из картошки или морковки, кусочка ластика или пенопласта. Еще увлекательнее получится, если сделать разные фигурки из поролона – кружочки, квадратики, треугольники – и прикрепить их проволокой к карандашу или палочке, чтобы получились штампики. Достаточно обмакнуть их в разные краски – и можно приступать к созданию эксклюзивной картины или орнамента из повторяющихся фигурок. 

Не менее интересно создавать шедевры в технике «тычкование». Для этого берут упругую кисточку, обмакивают ее в гуашь и «заставляют» прыгать на альбомном листе. Таким образом можно нарисовать роскошный букет сирени или праздничный фейерверк. 

Еще один прием – создавать композиции, используя отпечатки листьев. Во время прогулки можно набрать красивых листочков с ярко выраженными прожилками и потом рисовать с их помощью симпатичные деревца. 

  • Средний дошкольный возраст (средняя группа)
техники изо

Изображение от Freepik 

Ребят постарше наверняка увлечет рисование свечой. Для создания необычной картинки потребуется лист белой бумаги, восковая свеча, кисточка или кусок ваты (поролона) и акварель. Сначала свечкой нужно что-то нарисовать – например, облако, дом или елочку. Затем нужно нанести на все изображение краску. Там, где свеча оставила свой след, фона не будет, а перед глазами у детей внезапно проявится вроде бы невидимый рисунок. Кстати, свечу можно заменить кусочком мыла, канцелярским клеем или восковыми мелками. Эффект будет похожим. 

Еще одна интересная техника – монотипия. Ее суть состоит в том, что изображение при помощи обычной кисточки, пальцев или ватной палочки наносится на ровную гладкую поверхность (это может быть плотный целлофан, пластик, металлическая пластина или кусок оргстекла). Чтобы все получилось, понадобится густая яркая краска. Далее важно как можно быстрее (пока не высохла краска) перевернуть «печать» с краской изображением вниз и прижать к листу бумаги, потом сразу поднять. Получится два одинаковых рисунка. Можно обойтись без «печати». Нужно просто согнуть лист бумаги пополам, затем разложить его, нанести рисунок (например, половинку бабочки или дерева) на одну страницу получившегося разворота и вновь сложить лист, чтобы изображение отпечаталось на второй странице. Разворачиваем – и получаем целую бабочку или симметричное дерево. Разновидность этой техники – монотипия пейзажная. Разница в том, что рисовать предстоит пейзаж и его зеркальное отражение (например, в реке). 

  • Старший дошкольный возраст (старшая группа)

техники изо

Изображение от kjpargeter на Freepik

Чем старше юные художники, тем сложнее и интереснее должны быть нетрадиционные техники рисования. Например, можно создавать необычные картины в технике «волшебные веревочки». Для этого используют сложенный пополам альбомный лист, веревочки и краски. Веревочки пропитываются краской, а затем раскладываются в виде причудливых фигур между двумя половинками получившейся «книжечки», перемещаются внутри нее. Получаются замысловатые отпечатки. 

Развитию воображения и творческого мышления поспособствует кляксография обычная. Основой для художественного произведения становятся кляксы, капли или пятна, в которых ребенок должен разглядеть какой-то образ. Потом этот образ можно дорисовать, сделать более различимым, понятным. 

Интересные работы получаются, если использовать технику «набрызг» и печать по трафарету. В качестве инструмента для рисования можно использовать старую зубную щетку и заготовки-трафареты (ими могут быть и фигуристые листья деревьев). В такой технике хорошо получается снегопад или листопад. На лист бумаги нужно положить фигурку-трафарет, обмакнуть щетку в краску и пальцем или стекой провести по щетине, разбрызгивая при этом краску вокруг заготовки. Задача – плотно покрыть фон цветными крапинками.

Кисточку (и другие традиционные инструменты художника) можно заменить… бумагой. Правда, предварительно ее придется как следует смять и прижать к штемпельной подушке, пропитанной краской. Затем художник прижимает комок к листу и получает рисунок в технике «оттиск смятой бумагой».

Настоящим испытанием может стать для юного творца пластилиновое рисование – такая техника потребует терпения и усидчивости. Сначала из пластилина придется сделать маленькие шарики или полоски, а затем ими «нарисовать» (а точнее – из деталек, как из мозаики, выложить какой-то сюжет). 

Необычные фактурные картины получаются, если в качестве вспомогательных средств использовать крупы. Рисование манкой начинается с того, что ребенок рисует заготовку карандашом, затем часть рисунка, которая будет «разукрашена» крупой, покрывают клеем. Следующий слой – крупа (которую, кстати, можно покрасить – растолочь цветные мелки и смешать с крупой, чтобы каждая крупинка обрела необычный оттенок). 

Еще одна нетрадиционная техника ИЗО, которая может быть особенно полезной для ребят, готовящихся к поступлению в первый класс, – рисование по точкам (или графомоторика). Это только взрослым кажется, что провести линию по точкам очень просто. У детей еще не так хорошо развито пространственное мышление, мозг работает по-другому – по-детски. Поэтому они не могут разглядеть в точках что-то конкретное и должны приложить немало усилий, чтобы завершить работу и понять, что же нарисовано. 

Каждую из предложенных техник ребенок будет воспринимать как игру, а значит, положительные эмоции и полное погружение в процесс обеспечены. 

Если вы хотите поближе познакомиться с нетрадиционными техниками ИЗО и особенностями их использования в дошкольных образовательных учреждениях, изучить 

методики проведения занятий, получить все необходимые знания, приглашаем к нам в Академию профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров на дистанционный курс.


Все статьи

Отзывы о нас

Рассылка

*Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных

ЦАППКК»
НАВЕРХ