№
Наименование дисциплин
Раздел общепрофессиональных дисциплин
1
Возрастная психология
52
30
4
18
ДЗ
1.1
Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии
1.2
Теории развития человека
1.3
Дошкольное детство
1.4
Младший школьный возраст
1.5
Подростковый и юношеский возраст
1.6
Развитие зрелой личности
2
Возрастная анатомия и физиология
58
46
4
8
З
2.1
Основные закономерности роста и развития детского организма
2.2
Акселерация роста и развития. Возрастные анатомо- физиологические особенности
2.3
Влияние наследственности и среды на развитие детского организма
2.4
Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Развитие мышц
2.5
Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата
2.6
Развитие регуляторных систем организма. Нервная регуляция
2.7
Развитие регуляторных систем организма. Гуморальная регуляция
2.8
Анализаторы. Гигиена органов зрения и слуха
2.9
Возрастные особенности органов кровообращения и дыхания
2.10
Возрастные особенности пищеварения
2.11
Возрастные особенности обмена веществ и энергии
3
Основы генетики
46
38
2
6
З
3.1
Предыстория генетики и классический генетический анализ
3.2
Цитогенетика человека
3.3
Кариотип человека. Хромосомные болезни
3.4
Нуклеиновые кислоты
3.5
Основы молекулярной генетики
3.6
Наследственные болезни человека, подходы к лечению
3.7
Наследственные нарушения умственного и физического развития
4
Анатомия и физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
42
34
2
6
ДЗ
4.1
Кора больших полушарий
4.2
Физиология высшей нервной деятельности
4.3
Безусловные рефлексы и их классификация
4.4
Условия образования условных рефлексов
4.5
Аналитико-синтетическая деятельность мозга
4.6
Функциональная система организма и её роль в формировании поведенческого акта
4.7
Особенности высшей нервной деятельности человека
4.8
Типы высшей нервной деятельности
4.9
Сенсорные системы
4.10
Восприятие. Зрительная и слуховая сенсорные системы
4.11
Вкусовая, обонятельная и тактильная сенсорные системы
4.12
Механорецепция. Проприорецепция. Терморецепция
5
Специальная психология
58
36
4
18
З
5.1
Специальная психология
5.2
Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности
5.3
Компенсация, коррекция и реабилитация как категории специальной психологии
5.4
Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
5.5
Психологические особенности детей с нарушением зрения и речи
5.6
Нарушения интеллектуального развития (олигофренопсихология)
5.7
Психологические особенности детей с комбинированными нарушениями
6
Основы дефектологии
46
40
2
4
ДЗ
6.1
Историко-теоретические основы дефектологии
6.2
Особенности воспитания и обучения детей с умственной отсталостью
6.3
Особенности воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
6.4
Особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями и детским церебральным параличом
6.5
Организация специального образования
6.6
Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития
6.7
Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии
6.8
Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития
7
Специальная (коррекционная) педагогика
38
30
2
6
ДЗ
7.1
Коррекционная педагогика как научное понятие
7.2
Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
7.3
Коррекционно-педагогическая деятельность
7.4
Формы организации коррекционно-развивающего обучения
7.5
Компенсирующая направленность коррекционной деятельности
7.6
Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности, ошибки психодиагностики
7.7
Основы сурдопедагогики, тифлопедагогики, ортопедагогики и олигофренопедагогики
8
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ: организация и содержание образовательного процесса
24
18
2
4
З
8.1
Организация обучения по ФАОП в соответствии с обновленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
8.2
Реализация прав обучающихся с ОВЗ и их родителей
8.3
Организация приема, перевода, отчисления из образовательной организации ребенка с ОВЗ
8.4
Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с ОВЗ
9
Инклюзивное и интегрированное образование
36
30
2
4
З
9.1
Интеграция и инклюзия в образовании
9.2
Особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
9.3
Категории обучающихся с ОВЗ в образовательном инклюзивном пространстве
9.4
Модели, виды и формы совместного обучения детей с разным уровнем психофизического развития
9.5
Современные педагогические технологии в условиях специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ
Раздел специальных дисциплин
10
Развитие речи в норме и недоразвитие речи (Онтогенез и дизонтогенез речевого развития )
36
26
2
8
З
10.1
Онтогенез нормального речевого развития
10.2
Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи
10.3
Развитие лексической системы речи
10.4
Развитие грамматической стороны речи
10.5
Дизонтогенез речевого развития
10.6
Классификации речевых нарушений
11
Введение в профессию «учитель-логопед»
26
22
2
2
З
11.1
Введение в профессию
11.2
Развитие отечественной логопедии. Теоретические основы, принципы, методы и значение логопедии
11.3
Основоположники отечественной логопедии
11.4
Взаимодействие логопеда с другими специалистами и родителями обучающихся
11.5
Работа учителя-логопеда с родителями
12
Организация дифференциальной диагностики в логопедии
28
22
2
4
ДЗ
12.1
Диагностика нарушений речевого развития
12.2
Методы психолого-педагогической диагностики
12.3
Методические рекомендации по формированию заключения психолого-педагогической, логопедической диагностике
12.4
Психолого-педагогические характеристики детей с различными отклонениями в развитии
13
Дислалия. Недостатки звукопроизношения. Коррекция нарушений звукопроизношения
43
35
2
6
З
13.1
Нарушения речи
13.2
Классификация звуков русского языка. Нарушения и общие вопросы обследования звукопроизношения
13.3
Классификации речевых нарушений
13.4
Теоретические основы логопедического обследования
13.5
Дислалия. История исследований проблемы
13.6
Характеристика и разновидности дислалии
13.7
Виды и характеристики нарушения звуков
13.8
Индивидуальная и фронтальная логопедическая работа по преодолению дислалии у детей в различных типах образовательных учреждений
14
14.1
Теоретические основы исследования и история возникновения дизартрии
14.2
Физиологические основы дизартрических расстройств
14.3
Неврологические механизмы параличей. Общая классификация дизартрий
14.4
Характеристика форм дизартрии
14.5
Детская псевдобульбарная дизартрия
14.6
Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных речевых патологий. Логопедическое обследование детей с дизартрическими расстройствами
14.7
Логопедическая программа по коррекции дизартрии
15
Ринолалия. Коррекционная работа по исправлению последствий врожденных расщелин губы и нёба у детей и подростков
38
28
2
8
ДЗ
15.1
Ринолалия. Теоретические основы
15.2
Основные формы ринолалии. Медицинские приемы и методы лечения расщелины верхней губы и неба
15.3
Психическое и речевое развитие детей с ринолалией
15.4
Логопедическая работа при открытой врожденной ринолалии
15.5
Принципы и условия коррекционной работы при ринолалии
16
Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи
46
36
2
8
ДЗ
16.1
Алалия: определение, история исследования, механизмы нарушения и этиология
16.2
Классификация алалий
16.3
Симптоматика моторной алалии
16.4
Сенсорная алалия
16.5
Исследование познавательных процессов и методика обследования детей с алалией
16.6
Методика логопедической работы с безречевыми детьми
16.7
Методика логопедической работы с детьми при моторной алалии
17
Афазия. Коррекционно-логопедическая работа по восстановлению речевых и неречевых функций
50
40
2
8
ДЗ
17.1
Афазия. Виды афазии
17.2
Дифференциальная диагностика афазий
17.3
Восстановительная работа по восстановлению речи при афазии
17.4
Методики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией. Стимулирование понимания речи на слух
17.5
Восстановление понимания речи. Восстановление словаря
17.6
Растормаживание экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией
17.7
Предупреждение литеральных парафазий и аграмматизма типа «телеграфного стиля» у больных с моторной афазией
18
18.1
Определение патологии общего недоразвития речи
18.2
Обследование речи детей с ОНР
18.3
Методика коррекционно-педагогической работы при ОНР
18.4
Фонетико-фонематическое недоразвитие
18.5
Методика проведения речевого обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
19
Заикание. Коррекционная работа по нормализации темпо-ритмической организации речи
39
29
2
8
ДЗ
19.1
Заикание: определение понятия, исторические аспекты исследования
19.2
Этиология, патогенез и механизмы возникновения заикания
19.3
Клиническая картина заикания
19.4
Моторные и эмоционально-волевые сферы логопатов с заиканием. Теоретические основы преодоления заикания
19.5
Влияние логопедической ритмики на преодоление заикания
19.6
Обследование заикающегося
20
Нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия). Методики коррекционной работы по устранению нарушений
44
34
2
8
З
20.1
Определение дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма). Теоретические аспекты нарушений письменной речи
20.2
Механизм нарушения чтения и письма. Психологическое содержание процесса письма
20.3
Дисграфия: причины возникновения и классификация
20.4
Дислексия (нарушение чтения). Классификация дислексий и методика выявления
20.5
Принципы логопедической работы при дисграфии и дислексии
20.6
Вопросы лечения, лечебной педагогики и профилактики дислексии и дисграфии
20.7
Коррекция дисграфий
21
Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС
16
12
2
2
З
21.1
Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
21.2
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС
21.3
Организация работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ
21.4
Рекомендации по организации работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в школе
22
Методика развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи
21
17
2
2
ДЗ
22.1
Общие вопросы методики обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи
22.2
Формирование словарного запаса у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
22.3
Формирование грамматического строя речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
23
Методики обучения грамоте детей с нарушениями речи
18
14
2
2
З
23.1
Готовность к чтению и психология усвоения чтения
23.2
Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
23.3
Этапы обучения грамоте детей с нарушением речи
24
Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно-педагогической работы
52
28
2
22
ДЗ
24.1
Теоретические аспекты логокоррекционной работы
24.2
Требования программы воспитания и обучения в детском саду к культуре речи детей
24.3
Индивидуальная форма логопедической работы
24.4
Фронтальная форма логопедической работы
Раздел дисциплин дополнительной специализации
25
Диагностика детей с ОВЗ. Деятельность медико-психолого-педагогической комиссии
34
26
2
6
З
25.1
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики развития детей с ограниченными возможностями здоровья
25.2
Методы психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья
25.3
Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах
25.4
Психолого-педагогическая диагностика детей с различными нарушениями развития
26
Основы клиники интеллектуальной недостаточности
32
26
2
4
ДЗ
26.1
Клиника интеллектуальных нарушений при олигофрении
26.2
Клиника и патогенез ведущего нарушения (основного симптома) олигофрении
26.3
Клиника дифференцированных форм олигофрении
26.4
Клиника семейных форм олигофрении
27
Психология детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология)
46
40
2
4
ДЗ
27.1
Психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью в младенческом и раннем возрасте
27.2
Психическое развитие умственно отсталых детей в дошкольном и школьном возрасте
27.3
Особенности развития личности и межличностных отношений детей с умственной отсталостью
27.4
Особенности эмоционального развития и волевого поведения умственно отсталых школьников
27.5
Психолого-педагогическая характеристика учащихся коррекционной школы VIII вида
27.6
Характеристика учащихся коррекционной школы VIII вида по особенностям и возможностям обучения
27.7
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития
28
Олигофренопедагогика. Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта
110
96
6
8
ДЗ
28.1
Предмет и методы олигофренопедагогики
28.2
Клиника, этиология и классификация умственной отсталости
28.3
Формирование способов усвоения общественного опыта у детей с нарушениями интеллекта
28.4
Физическое воспитание детей с умственной отсталостью
28.5
Технологии организации музыкально-ритмической деятельности детей с умственной отсталостью
28.6
Работа олигофренопедагога по формированию духовно-нравственных качеств учащихся с интеллектуальными нарушениями
28.7
Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку
28.8
Речевое развитие умственно отсталых детей. Работа над словарем и предложением
28.9
Развитие связной устной и письменной речи
28.10
Обучение грамоте в добукварный период и этапы работы по букварю
28.11
Обучение чтению. Выработка навыков чтения
28.12
Обучение грамматике и правописанию
28.13
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью
28.14
Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися коррекционной школы VIII
28.15
Методика преподавания изобразительной деятельности в коррекционной школе
29
Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
42
28
2
12
ДЗ
29.1
Факторы и классификация расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей и подростков
29.2
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
29.3
Психопатии
29.4
Ранний детский аутизм
30
Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
54
46
2
6
З
30.1
Понятие о синдроме раннего детского аутизма (РДА) и его классификация
30.2
Первый этап. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с РДА по социально-бытовой адаптации
30.3
Развитие речи детей с РДА
30.4
Развитие предметно-манипулятивной деятельности
30.5
Второй этап. Формирование разнообразных видов самообслуживающего труда
30.6
Проблемы обучения аутичных детей
31
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ
18
12
2
4
ДЗ
31.1
Требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО)
31.2
Требования к условиям реализации и к результатам освоения АООП НОО
31.3
Варианты адаптированных основных образовательных программ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ
32
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ
34
26
2
6
З
32.1
Индивидуальная образовательная программа
32.2
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
33
Внеклассная работа и дополнительное образование в контексте ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
26
18
2
6
З
33.1
Внеурочная деятельность в школе сущность, содержание, технологии организации
33.2
Условия реализации интегрированной модели внеурочной деятельности
33.3
Особенности организации и планирования внеурочной деятельности
33.4
Планирование воспитательной работы на уровне классного коллектива